Методические рекомендации для воспитателей «Роль воспитателя в проведения образовательного процесса в реабилитационном центре»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Вронская Алла Петровна

Методические рекомендации для воспитателей, работающих в реабилитационом центре с детьми. На что обращать внимание в своей педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Роль воспитателя в проведения образовательного процесса в реабилитационном центре»

   

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А)

     Роль воспитателя в реабилитационном центре очень важна, она несет не только образовательную функцию, но и функцию близкого взрослого, который не только учит, но и выполняет все обязанности «родителя», кормит, ухаживает в повседневной жизни, выполняет все бытовые процессы, взаимодействуя с ребенком, поэтому педагог в разновозрастной группе должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
  2. Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
  3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает, чувствовать, что беспокоит ребенка, отзываться на его беспокойство, проявляемые в плаче или беспокойных движениях. Эти требования необходимы для каждого педагога, и особенно применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.
  1. В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей, например, при поступлении ребенка в группу с проблемой адаптации к новым условиям. Некоторые дети с большим трудом переживают смену обстановки: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе.
  2. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. Необходимость индивидуального подхода очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
  3. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. дети раннего возраста не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
  4. Воспитатель в группах дошкольного возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
  5. Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.

Она должна быть:

— по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;

- эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

— правильной, отчетливой, неспешной, понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе.

Подготовила: воспитатель Вронская А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для малоопытных воспитателей "Роль воспитателя при подготовке и проведении утренников."

Уважаемые воспитатели! Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Поэтому подготовку к празднику, его...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника"

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника"...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника»

Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие на музыкальных з...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника"

Данный материал будет полезен  музыкальным руководителям и педагогам ДОУ....

Консультация для воспитателей " Роль воспитателя при подготовке и проведении утренников "

Праздники и развлечения в детском саду- важная составная часть воспитательно- образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позв...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в подготовке и проведении детского праздника"

Консультация рекомендована воспитателям с целью повышения качества взаимодействия с музыкальным руководителем...