Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Глухова Ольга Владимировна

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание. сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17 Московского района Санкт-Петербурга

              Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи у детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Это задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

             Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь. Тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие.

             Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. На сегодняшний день- образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность грамматически правильно построить предложение;

-недостаточный словарный запас;

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

-трудности в построении монолога, например, описательный рассказ,

пересказ текста своими словами;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и

темп речи;

-плохая дикция.

              Учитывая, что в данный момент дети перенасыщены информацией,  педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо сделать так, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Оба фактора включает в себя один из приёмов по обучению связной речи- мнемотехника.

       Мнемотехника-в переводе с греческого– «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

       Основной «секрет» мнемотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

      С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

  • развивать связную и диалогическую речь;
  • развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
  • обучать детей правильному звукопроизношению;
  • развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (разные виды);
  • содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

             Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, последовательно к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.

            Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  • развитие памяти;
  • умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • развитие логики;
  • развитие образного мышления;
  • умение связно мыслить, составлять рассказы;
  • развитие смекалки, тренировка памяти, навык правильного графического изображения.

Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение некоторых действий, персонажей сказки, явлений природы и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное- нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

     Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию речи. Их можно использовать для:

  • обогащения словарного запаса.
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах произведений художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работа по мнемотаблицам должна проходить в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Один может прочитать обьёмное произведение Чуковского, у других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам можно- учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы. В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать короткие и простые четверостишья. Которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

          Описательный рассказ- это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание-это анализ, что ребёнку очень трудно. Здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об овощах и фруктах, игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, насекомых помогают ребёнку самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас.

     Учить детей составлять тексты надо с самых простых таблиц, состоящих из четырёх клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов. Сначала рассмотреть и подробно обсудить каждую картинку, задать наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристик. «Перекодировать» информацию, зашифрованную в условных знаках, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Затем составить фразы к каждому мнемоквадрату, объединить их в рассказ, произнося вслух. После, убрав таблицу, предложить воспроизвести ее графически по памяти. Теперь наступает очередь ребёнка изложить свой вариант рассказа.

       Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работа по пересказу по мнемотаблице строится следующим образом:

-чтение произведения;

-рассматривание изображения в таблице, «перекодировка», расшифровка условных обозначений, преобразование из абстрактных символов слов в образы;

-после перекодировки осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

          Применять модельные схемы можно в разных видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.).

             Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребёнка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость, уверенность в собственных силах, учит свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...