Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание. сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17 Московского района Санкт-Петербурга
Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи у детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Это задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь. Тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. На сегодняшний день- образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность грамматически правильно построить предложение;
-недостаточный словарный запас;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
-трудности в построении монолога, например, описательный рассказ,
пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и
темп речи;
-плохая дикция.
Учитывая, что в данный момент дети перенасыщены информацией, педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо сделать так, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Оба фактора включает в себя один из приёмов по обучению связной речи- мнемотехника.
Мнемотехника-в переводе с греческого– «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Основной «секрет» мнемотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
- обучать детей правильному звукопроизношению;
- развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (разные виды);
- содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, последовательно к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
- развитие памяти;
- умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
- развитие логики;
- развитие образного мышления;
- умение связно мыслить, составлять рассказы;
- развитие смекалки, тренировка памяти, навык правильного графического изображения.
Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение некоторых действий, персонажей сказки, явлений природы и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное- нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию речи. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса.
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работа по мнемотаблицам должна проходить в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Один может прочитать обьёмное произведение Чуковского, у других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам можно- учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы. В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать короткие и простые четверостишья. Которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.
Описательный рассказ- это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание-это анализ, что ребёнку очень трудно. Здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об овощах и фруктах, игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, насекомых помогают ребёнку самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас.
Учить детей составлять тексты надо с самых простых таблиц, состоящих из четырёх клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов. Сначала рассмотреть и подробно обсудить каждую картинку, задать наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристик. «Перекодировать» информацию, зашифрованную в условных знаках, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Затем составить фразы к каждому мнемоквадрату, объединить их в рассказ, произнося вслух. После, убрав таблицу, предложить воспроизвести ее графически по памяти. Теперь наступает очередь ребёнка изложить свой вариант рассказа.
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работа по пересказу по мнемотаблице строится следующим образом:
-чтение произведения;
-рассматривание изображения в таблице, «перекодировка», расшифровка условных обозначений, преобразование из абстрактных символов слов в образы;
-после перекодировки осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Применять модельные схемы можно в разных видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.).
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребёнка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость, уверенность в собственных силах, учит свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...
Творческий отчет на тему: "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей"
Творческий отчет воспитателя ДОУ...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...