Домашние игры для детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В материале представлены игровые приемы, которые родители могут использовать для развития психических процессов у своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_i_ih_roditeley.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей и их родителей
Уважаемые родители! Предлагаем Вам комплекс игр, направленных на подготовку детей к школе за счет развития всех операций мышления, восприятия, внимания, что столь необходимо для выполнения интеллектуальных нагрузок на уроках. Подобранные игры не требуют никаких специальных условий – в них можно играть буквально на ходу. При этом ребенку могут понадобиться подсказки и советы взрослого. Такая помощь, а также Ваша безусловная заинтересованность в общении с собственным ребенком помогут ему не только справиться с поставленной задачей, но и сделают совместную деятельность увлекательной, развивающей.
Игра «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ»
- Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
- Будет ли кубик катиться?
- У тебя маленькая сумка и большой мешок. И то, и другое – с картошкой. Что легче?
- Кого легко увидеть в нашем лесу? А кого трудно?
- Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
- Чем столб отличается от дерева?
- Чем отличаются подсолнух и гвоздика? Чем похожи?
- Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
- Папа одного мальчика положил в карман купленное мороженое и забыл. Через час он полез за ним в карман, но мороженого там не было. Почему?
- Чем похожи рыбка и слон?
Игра «ВЫБИРАЕМ ЛИШНЕЕ»
Вопрос: один из предметов (вначале можно использовать наглядные предметы, затем понятия) лишний. Как ты думаешь, какой? Объясни (если ребенок затрудняется, помогаем подсказками, «хитрыми» наводками. Любые, даже неверные попытки ребенка поощряйте похвалой, но продолжайте стимулировать на верные ответы).
- Цвет: цыпленок, лимон, василек. Огурец, морковь, трава. Халат врача, снег, помидор.
- Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка.
- Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка.
- Материал: банка, кастрюля, стакан. Альбом, тетрадь, ручка.
- Вкус: картошка, конфета, варенье. Тор, мороженое, селедка.
- Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, карандаш, гиря.
Игра «НАЙДЕМ ПАРУ»
Задание: угадай, какое слово будет подходить к последнему слову в парах? Во второй паре слова связаны по смыслу так же, как в первой (приведите пример, который решите вместе: «стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит, к слову «колесо» мы подбираем слово «машина», потому что колесо – часть машины).
|
|
Игра «ЧТО ЭТО ТАКОЕ»
Задание: назвать одним словом понятия, объяснить свой выбор.
- Кисель – кефир – сок – чай (напитки)
- Утюг – пылесос – холодильник (быт. приборы)
- Муравейник – нора – логово – берлога – дупло (жилища)
- Самолет – корабль – лодка – машина
- Глина – шерсть – дерево – пластмасса
- Шофер – дирижер – учитель – портниха
- Салат – запеканка - суп – каша
- Топор – лопата – пила – отвертка
- Храбрость - доброта – честность
- Волейбол – баскетбол – спортивная ходьба
Игра «ЧТО ЕЩЕ»
Задание: назвать одним словом и продолжить ряд понятий, соответствующих обобщению.
|
|
Игра «ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ»
Задание: придумай окончание маленькой истории.
Мама отругала сына, потому что ….
Мальчики в группе весело рассмеялись, когда …
Девочка (мальчик) решила переодеться, потому что …
Игра «ХИТРАЯ ЗАГАДКА»
Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить. Пример: книга – альбом – тетрадь. Лишнее – книга, т. к. в ней есть текст (или в книге нельзя писать, а в других можно).
|
|
Игра «ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Задание: рассказать, что во что превратится.
- стул без спинки; - чашка без ручки; - самолет без крыльев; - дерево без веток; - стол без ножек; - кофта без рукавов; - окно без стекол; - книга без страниц; - спички без серы.
Игра «ДОГАДАЙСЯ»
Задание: из группы предметов выбрать один, который по какому-нибудь признаку отличается от всех остальных и подробно объяснить выбор.
- Муравейник – нора – скворечник – дупло. 2. Снежинка – мороженое – горячий чай – сосулька – снеговик. 3. Велосипед – санки – лыжи – коньки. 4. Расческа – зубная щетка – бант – мочалка – зубная паста. 5. Сосиска – ветчина – сыр – колбаса. 6. Ложка – вилка – ножницы – половник.
Игра «НЕПОХОЖЕЕ»
- Цель: подобрать слово противоположного значения, объяснить. Игру можно усложнить, предложив ребенку придумать предложение с союзом «а», в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Покупать - ? Подниматься - ? Молчать - ? Встречать - ? | Помнить - ? Храбрость - ? Тупой - ? Высокий? | Открывать - ? Темно - ? Грязный - ? Толстый - ? | Старый - ? Шершавый - ? Полный - ? Легко - ? |
- Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. Пример: умный друг – глупый враг. Низкий спуск – высокий подъем.
Слабый мороз - ? Ранний рассвет - ? Трусливый богач - ? Тихий плач - ? Добрый друг - ? | Долгожданная находка - ? Вспомнить радость - ? Мелкий недостаток - ? Узкий выезд - ? Светлый верх - ? |
Игра «РАССКАЗЧИК»
Задание: прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов и ответить на них. Примеры: 1. Рассказ К.Д. Ушинского «Лекарство». Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мама с трудом пьет лекарство, и говорит: «Давай, я за тебя выпью». Вопросы: для чего врач прописал маме лекарство? Каким оно было на вкус? Легко ли было маме пить горькое невкусное лекарство? Поможет маме, если лекарство выпьет дочка? Как можно назвать такую дочку? Как может девочка помочь маме? 2. Рассказ Л.Н. Толстого «Волк и коза». Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему не подобраться к ней. Волк и говорит козе: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду, ты не о моем, а своем корме печешься!» Вопросы: Где паслась коза? Мог к ней волк подобраться? Зачем волк предлагал козе спуститься с горы? Как ты думаешь – внизу действительно трава была слаще? Кто из зверей хищник? Что бы случилось с козой, если бы она спустилась с горы? О чьем корме заботился волк?
Игра «НЕЛЕПИЦА»
Цель: наиболее полно и связно объяснить, в чем нелепость ситуации, изложенной в стихотворении.
Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Возле речки, ну дела, Серого обогнала! |
А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела |
Игра «РАЗНОЕ В ПОХОЖЕМ»
Цель: подробно рассказать, что разного у двух сходных объектов. В случае затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребенок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана). Пример: сравнение самолета и птицы. Подсказки взрослого: главное отличие (птица – живая, самолет неживой). Голова (у птицы есть голова, у самолета – нет). Движение крыльев (птица машет крыльями, самолет – нет). Перья (птица покрыта перьями, самолет – нет).
Самолет и птица Река и озеро Кукла и девочка Солнце и луна Туча и облако Книга и альбом Наволочка и пододеяльник Топор и молоток | Трамвай и метро Компьютер и телевизор Кастрюля и сковородка Зонт и крыша Велосипед и автобус Коляска и санки Гвоздь и шуруп Половник и ложка Вилка и грабли | Столб и дерево Нож и ножницы Ваза и банка Платье и сарафан Шкаф и тумбочка Дом и теплица Будка и клетка |
Игра «ХОРОШО И ПЛОХО»
Цель: подробно объяснить, что положительного и отрицательного в названных явлениях. Пример: дождь поливает, питает все растения – это хорошо. Под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо.
Листопад; купание в реке; гонка на мотоцикле; рубка леса; снегопад; гимнастика; путешествие; просмотр телепередач; езда на машине; пребывание на пляже; празднование дня рождения; компьютерные игры; солнечные ванны; прогулка по лесу; долгий сон; охота; ремонт в квартире; поездка на дачу; катание на карусели.
Игра «Я ЗАПУТАЮ ТЕБЯ»
Цель: подробно объяснить, в чем ошибочность утверждений.
- У Кати кукол больше, чем игрушек
- Трехэтажный дом ниже одноэтажного
- Ручеек шире реки
- Самолет движется медленнее машины
- В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
- Папа моложе сына, но старше дедушки
- Стул деревяннее тумбочки
- Черепаха ползает быстрее змеи
- Тигр слабее кошки
- Петя собрал поганок больше, чем грибов
- У зайца ушей больше, чем у медведя
- Стол квадратнее окна
Игра «ПРИДУМАЙ САМ»
Цель: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.
Пример: все овощи растут на грядке. Морковь продается в магазине. Значит, морковь привезли в магазин с огорода.
- Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть конфеты. Значит…
- Все рыбы не могут жить без воды. Окуня положили в лодку. Значит…
- Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…
Игра «ОДИНАКОВОЕ В РАЗНОМ»
Цель: отыскать сходное в разнородных предметах и объектах, объяснив свое заключение (необходимо поощрять все варианты ребенка).
Пример: половник и отвертка. Половник и отвертка – металлические, с помощью половника и отвертки мы достаем (жидкость из кастрюли, шуруп из доски), у обоих есть ручка.
|
|
Игра «ВОЛШЕБСТВО?»
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.
Пример: карандаш – годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
Книга, кирпич, ящик, лампочка, катушка, кусок стекла, вилка, пластмассовая бутылка, газета, бинт, кубик, зеркало, бревно, стеклянная банка.
Игра «КТО БОЛЬШЕ»
Задание: кто из нас назовет больше детенышей домашних животных. Помимо животных можно использовать другие темы – бытовые приборы, посуда, мебель, растения и т.д. Обязательно хвалите ребенка за стремление к победе, за быстроту реакции, хорошую память и настойчивость (даже в малых проявлениях).
Игра с рисованием «РАСКРАСИМ ФИГУРЫ»
Задание: предложите ребенку закрасить нарисованные Вами различные геометрические фигуры - на листе бумаги в половину формата А4, около 30 фигур. Отметьте, что закрашивать необходимо очень аккуратно. Время не ограничивайте. Для большего интереса можно поиграть вдвоем (втроем). Задание заканчивайте, когда ребенок начинает выполнять небрежно.
Игра «ШИФР»
Задание: как можно точнее скопировать образец, представляющий собой несложную фигуру, состоящую из точек. Игровое задание: «тебе нужно отгадать шифр – нарисовать точки так же, как я, тогда ты узнаешь, какая картинка зашифрована». Точки должны быть четкими и немногочисленными, например, квадрат из 20 точек, дом из 17 точек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашняя игротека для детей и их родителей. Игры по дороге в детский сад и в повседневной жизни.
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ больше хнычут... Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвл...
Настольная игра для детей Домашние животные и птицы
Закрепление знаний детей о домашних животных, птицах,развитие логического мышления....
Домашняя игротека для детей и родителей \'\'Игры на кухне".
Домашняя игротека для детей и родителей \'\'Игры на кухне"....
"ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА" (пальчиковые игры для детей и родителей)
Развитие мелкой моторики важно в любом возрасте. Веселые игры помогут мамам и папам, бабушкам и дедушкам не только развлечь малыша, но и сделать досуг полезным....
Дидактическая игра для детей 3-4 лет "Домашние животные"
Знакомство и закрепление знаний о домашних животных....
Консультация для родителей детей 5–7 лет «Занимательные игры для детей в домашних условиях»
quot;Занимательные игры для детей в домашних условиях"...
Буклет«Домашняя игротека для детей и родителей. Играем с детьми в русские народные игры»
Картотека игр в которые можно поиграть с детьми дома....