Коррекция Оптической дисграфии.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_opticheskoy_disgrafii.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникает дисграфия .
Оптическая дисграфия – это… …расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного образа буквы. В общей структуре нарушений письма оптическая дисграфия в чистом виде встречается значительно реже, чем другие формы: у 1,3% учащихся младших классов.
Причины оптической дисграфии Проблема возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Предпосылками выступают факторы, приводящие к минимальной мозговой дисфункции : отягощенный антенатальный анамнез: внутриутробная гипоксия, действие на плод химических веществ, резус-конфликт, анемия и токсикозы беременной; перинатальные факторы риска: преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы; постнатальные поражения: нейроинфекции , дистрофии, ЧМТ, интоксикации.
Направления коррекционной работы
Основные задачи коррекционного обучения направленны на : Развитие и формирование пространственных и временных представлений. Развитие конструктивного праксиса . Развитие мнестических представлений. Развитие графомоторных навыков и умений. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Дифференциация смешиваемых букв.
Коррекционная работа состоит из 2-х этапов :
Понимание пространственных предлогов Ребёнок должен понимать пространственные предлоги: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т.д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.
Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов Учитель задает вопросы: – Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же. – Какой предмет находится справа от кресла? Какой предмет находится над креслом? И так далее. Повернись к предметам спиной. (Вопросы такие же). – Какая птица сидит выше? Какая птица сидит ниже на дереве? – Ответь на вопросы : Что выше, дерево или 10-этажный дом? Что к тебе ближе, табурет или стол?
Представления о форме и величине предметов Учитель задает вопросы: – Назови геометрические фигуры. – Покажи, где высокое дерево, а где низкое? – Покажи где среднее яблоко? – Покажи , где толстый кот?
Узнавание предметов в усложненных условиях Учитель задает вопросы: – Назвать предметы, изображенные пунктиром. – Назвать предметы, наложенные друг на друга. – Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.
Развитие зрительной памяти Положите перед ребёнком 7-8 разных букв, представленных на карточках. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите одну из них. Ребёнок должен угадать, какой буквы не стало .
Упражнение «Разведчики » Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение . Найди и обведи букву С и букву У.
Упражнение «Угадай, какая буква» Ученикам предлагается угадать, какая фигура будет изображена на экране с помощью поочередно появляющихся частей этой фигуры: Буква «О»- верхняя часть буквы: Ученики предлагают варианты ответов: буква Д, прямоугольник (они понимают, что буква здесь должна быть закругленная, без прямых линий). - нижняя часть буквы : Ученики предполагают, что это буква «О», так как обе части одинаковые. - изображение буквы «О». После педагог предлагает ученикам определить, какие слова начинаются на букву «О».
Упражнение «На какую букву похоже …» Ученики должны определить, на что похожа демонстрируемая буква, например: Буква А. Предложения учеников: крыша дома, гора и др. Буква Ш. Предложения учеников: забор, вилка и др. После сравнения буквы с предметом, каждая из предложенных букв на экране приобретает форму определенного предмета, например: Буква «А» превращается в ракету; Буква «В» превращается в парус; Буква «О» превращается в солнце …
Упражнение «Запомни и составь картинку » Педагог демонстрирует на интерактивной доске схематичные изображения, задача учащегося – сложить из палочек (спичек) такое же изображение по образцу, а затем по памяти. Упражнение усложняется с каждым разом. Сначала педагог демонстрирует изображение три раза, затем два раза и один раз.. Затем ребятам предлагается сложить из палочек или спичек свое имя.
Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь " Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?"). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
Упражнение «Где правильно?» Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква «Б» написана правильно. Соедини их ниточками с Буратино.
Прочитай, расшифруй и составь предложение из данных слов 1 . //ор///ной //ос/// авил за//ла///ку на //аль///о. 2. Куро //а///ка и ///е/// ерев – кру // ные // /// ицы . 3. //е///я с// ря ///ал //ор/// фель в //ар///у. Ученики должны понять, что // - это буква П, а /// - буква Т. Таким образом, получается: 1 . Портной поставил заплатку на пальто . 2. Куропатка и тетерев – крупные птицы . 3. Петя спрятал портфель в парту.
Упражнение «составь слово» Можно работать по парам или по группам. На интерактивной доске представлен ряд букв. Задача ребят – сложить из них верное слово. Ученики могут работать как в своих тетрадях, так и по очереди с интерактивной доской. Верно определенное слово - обычно это ключевое слово по теме или уроку-игры.
Упражнение «Вставь букву » На доске изображены слова, в которых пропущены буквы согласно теме (например, б-п). Учащиеся подписывают буквы, списывая текст со слайда в два столбика.
Прогноз и профилактика Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается. Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.
Заключение Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса , мнезиса , пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков.
Список использованной литературы Ефименкова , Л. Н., Садовникова , И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие [Текст] /Л. Н. Ефименкова . М.: Просвещение, 1972.-206с . Ахутина , Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ . пособие / Т. В. Ахутина , Т. А. Фотекова . — 3-е изд., испр . и доп. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 157 с. Елецкая , О. В. Организация логопедической работы в школе /О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: Сфера, 2017. – 214 с. Маланка , Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка . - М.: Эксмо , 2018. - 192 c. Поварова , И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 139 с. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для СПО / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт , 2017. — 139 с. Садовникова , И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.: методическое пособие для логопедов [Текст] /И. Н. Садовникова . - М.: ВЛАДОС, 1997.-276с. Соловьева , Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова . — 2-е изд., испр . и доп. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 191 с .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по коррекции оптической дисграфии
Первая часть Рабочей тетради по коррекции оптической дисграфии...
Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"
Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...
Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии".
Альбом упражнений № 2 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в теч...
МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...
МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...
Упражнения попрофилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)
Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...
Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: «Буквы л-м, Л-М»
Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...