Консультация для воспитателей: «Как научить слепого ребенка играть»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Игра является важным видом деятельности для развития ребенка. В статье представлены материалы о том, как научить слепого ребенка играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_slepogo_rebenka.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
ТЕМА: «КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ИГРАТЬ»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2023
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности для ребенка. Важно знать, игра сможет положительно повлиять на развитие ребенка только в том случае, если взрослый сам примет в ней активное участие, и в роли участника и организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями зрения не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа.
Дефект зрения мешает слепым детям в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Помощь в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка обходным путем (с помощью слуха, осязания, обоняния и вкуса) воспринимать окружающий мир и отражать свои впечатления в игре.
Необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. К сожалению, он не научится этому по подражанию, как дети с сохранным зрением, ему нужна наша поддержка и участие.
Процесс обучения игре у слепых детей длителен и сложен. Важно выполнять следующие правила:
1. Постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения).
2. Предоставлять ребенку возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению.
3. Создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами.
4. При подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например, зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком).
5. Привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета творческой игры.
Но, пожалуй, самое главное условие успешного обучения игре это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого. Очень важно, чтобы обучение игре воспринималось не как тяжелую обязанность, а как приятное и полезное времяпровождение.
Не огорчайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинстве случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прикасаться ими к лицу и т. п.
Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек.
Сначала покажите ему, как он может найти игрушку, положить на стол 2-3 любимых игрушки, передвигая его ручку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков, следя за тем, чтобы на столе всегда лежало что-нибудь занимательное для малыша.
Необходимо чтобы, ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Это могут быть не только игрушки, но и вещи, имеющиеся в каждом доме (катушки, кольца для занавесок, пластмассовые стаканчики, ситечки, ложки из дерева и другие безопасные для ребенка предметы). Учите его манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами.
Поиграйте с малышом в игру «В коробку из коробки», научив класть и вынимать предметы из коробки.
Очень полезны для ребенка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите малышу, как можно сминать их, разрывать, складывать.
Учить ребенка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать ее при этом по просьбе взрослого. Взрослый называет игрушку, предлагает ее малышу, просит повторить название.
Учить выделять все основные части игрушки (голову и туловище, обхватывая двумя ладонями (руки ребенка лежат на игрушке, руки взрослого направляют движение рук малыша при обследовании частей игрушки).
Для разнообразия действий ребенка можно предложить ему кубики 4-5 штук сначала среднего размера (длина стороны 4-5 см, чтобы их удобно было брать в руку. Мы предлагаем научить ребенка следующим действиям с кубиками:
1. Захватывать кубик одной рукой и отпускать его, обратив внимание ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);
2. Перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два кубика и т. д. ;
3. Ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из кубиков»).
Периодически предлагаем новые игрушки. Наблюдаем за реакцией. По реакции ребенка вы поймете, приятна эта игрушка ему или нет. Если реакции негативная и игрушка его напугала, отложите знакомство с нею до следующего раза, но будьте настойчивы и обязательно предложите ему игрушку снова.
Если игрушка изображает животное, то обследование начинается с головы. Сначала выделяются наиболее крупные части: голова, туловище, лапы, хвост. Описываем: мягкий, пушистый, большая голова, лапы толстые, хвост короткий. При знакомстве с игрушкой можно за нее «говорить».
Кукла 30-35 см, одеваем, раздеваем, моем, кормим, укладываем спать в кроватку.
Параллельно с обучением сюжетной игре ребенку следует продолжать играть с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидки, бусами).
Можно предложить сортировать маленькие фигуры, вырезанные из картона, фанеры, пластика или органического стекла, которые ребенок будет складывать по форме или размеру, игры типа «Найди окошечко» или вкладыши Монтессори, когда ребенок соотносит отверстие и фигуру.
Все большее значение для ребенка в этом возрасте приобретают подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч вдаль и другие движения.
Для развития осязания и мелкой моторики рук пригодны игры на сортировку различных, не очень мелких, круп, гороха, фасоли, бусинок разной величины и других мелких предметов. Поиск предмета в крупе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Как научить ребёнка играть по слуху"
Консультация поможет воспитателям грамотно подходить к вопросам развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Как научить ребенка защищать природу."
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения!...
Консультация для воспитателей "Как научить детей играть"
Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы....
"Как научить слепого ребенка говорить"
Консультация для родителей воспитанников с глубокой степенью нарушения зрения. Данный материал направлен на преодоление трудностей в процессе воспитания детей со зрительной патологией в домашних услов...
Консультация для воспитателей "Как научить ребенка рассказывать стихи"
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Как научить ребенка рисовать".
В материале даны некоторые рекомендации для детей и родителей, как и с помощью каких приемов можно увлечь ребенка и самим с интересом заняться рисованием....