Картотека игр для детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры при плоскостопии

«Ловкие ноги» (5-7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и. п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2-4раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно проговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно – мышечного аппарата стоп; развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве.

«Ну-ка, донеси!» (4-7 лет)

В зале дети сидят на стульчиках. У каждого ребёнка под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив её, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь)Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Ожидаемые результаты: Укрепление связочно – мышечного аппарата стоп; развитие ловкости.

«Великан и другие» (5-7 лет)

Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде педагога. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее чётко и красиво выполняют упражнения.

ВЕЛИКАН: ходить на носках, приподнимаясь как можно выше, 5-7 минут.

КАРЛИК: ходить, согнув ноги в коленях, 4-5 минут.

МАЛЕНЬКИЙ - БОЛЬШОЙ: по сигналу как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться, 10-12 раз.

ЛОШАДЬ: 4-5 минут двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом. Затем звонко щёлкать языком 5 раз.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки, развитие внимания, быстроты реакции, координации движений.

«Сидячий футбол» (3- 7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперёд отбросить мяч к сидящему напротив ребёнку. Он ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнёру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между играющими. После игры педагог предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться (поднять голову и смотреть вперёд). При этом по указанию педагога показать нижние зубы, нижняя челюсть перемещается вперёд.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений; укрепление мышечно – связочного аппарата ног и туловища; тренировка меткости, быстроты реакции; умение действовать по сигналу.

«Сидя по-турецки» (2-7 лет)

Дети сидят на ковре, ноги по-турецки, наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую-нибудь опору или с помощью педагога, или ребёнка постарше; ноги должны быть прямыми (скрестно) и стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределена на обе ноги, на наружные края стоп.

Ожидаемые результаты: Укрепление связочно – мышечного аппарата стоп, ног.

Подвижные игры при нарушении осанки:

«Ель, ёлка, ёлочка» (3-6 лет)

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается«Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Ожидаемые результаты: Воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

«Всё дальше и выше» (2-5 лет)

Все дети сидят. Педагог, отходя от детейбросает им мяч по очереди и приговаривает«Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить и с одним маленьким партнёром, дома и в группе.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве; обучение разным приёмам игры в мяч.

«Подпрыгни до ладошки» (2-5 лет)

Дети сидят на скамье или стоят. Педагог подзывает то одного, то другого ребёнка и предлагает ему дотянуться до ладони, а с 4-5 лет – подпрыгнуть повыше так, чтобы головой достать до его ладони. Руку педагог держит на небольшом расстоянии от головы ребёнка.

ВАРИАНТ ИГРЫ : подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который педагог держит на некотором расстоянии от головы ребёнка. Самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на ещё большую высоту.

Ожидаемые результаты: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, устойчивого внимания; воспитание дисциплины; формирование правильной осанки.

«Воздушный шар» (5-7 лет)

Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Педагог помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросают друг другу. Педагог предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар друг другу можно и через верёвку. Для детей 7 лет задание усложняется. Перед ними ставится задача хорошо надуть шар за меньшее число дыхательных движений.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки; умения заниматься с физкультурными пособиями; улучшение функции дыхания.

«Филин» (3-5 лет)

Дети сидят. По сигналу педагога «День!» дети – «филины» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперёд и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у-у-ффф». Повторить 2-4 раза. Контролировать осанку.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений рук с дыхательными движениями; тренировка зрения и слуха.

«Контроль осанки»

По предложению педагога, ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены; голова прямо, шея вертикально; взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты; плечи слегка опущены, на одном уровне; лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развёрнута; живот слегка подтянут; ягодицы напряжены; колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как «у ёлочки – иголочки», напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперёд от стены (поза напряжённая, затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо, пройтись 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Дети, сумевшие сделать всё задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.

ВАРИАНТ ИГРЫ : в положении правильной позы у стены медленно выдвигать нижнюю челюсть вперёд и удерживать в выдвинутом положении на счет до 4-х, и вновь на счёт 5 принять и. п. То же упражнение, но в положении: повернув голову вправо, а затем, то же повторить, но в положении голова влево.

Ожидаемые результаты: Развитие чувства правильной позы.

Подвижные игры при заболевании органов дыхания

«Шарик» (5-7 лет)

Дети сидят полукругом. «Надувают шары» : широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «ф-ф-ф», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается» - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, «ш-ш-ш» - произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях (2-3 раза).

Ожидаемые результаты: Формирование ритмичного дыхания, правильное смыкание губ.

«Поезд с арбузами» (5-7 лет)

Игра проводиться сидя на стульчиках, играющие располагаются по кругу. Педагог стоит за кругом. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди, а затем кидают его педагогу - это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося «чу-чу-чу, поезд движется». Через 2-3 минуты «поезд останавливается», дети произносят «ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.

Ожидаемые результаты: Улучшение функции дыхания; укрепление мышц рук; пояса верхних конечностей, грудной клетки.

«Карусели» (5-7 лет)

Дети берутся за руки и образуют круг, опускают руки и в кругу становятся друг другу в затылок. Медленно шагая друг за другом, по сигналу педагога приговаривают: Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали.

Произнося последнее слово, дети сгибают руки перед собой, сжимают руки в кулаки («руль» в руках) и со звуком «р-р-р» бегут по кругу, поворачивая «руль», делая движения руками вправо, влево. Пробежав 1-2 минуты (меняя направление, дети берутся за руки. Затем поднимают руки высоко («большие ребята») – вдох, опускают вниз и наклоняются («маленькие ребята») – выдох. Затем дети опускают руки, становятся в затылок друг к другу, идут медленно по кругу, приговаривая тот же стишок.

После этой фразы дети сгибают руки в локтях, делая круговые движения в плечевых суставах и произнося «чух-чух-чух», двигаются всё быстрее (поезд набирает скорость, переходя на бег. Постепенно бег замедляется, дети берутся за руки и идут по кругу.

Ожидаемые результаты: Укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение осанки, функции дыхания, кровообращения.

«Поезд» (5-7 лет)

Дети становятся в затылок друг к другу. Стоящий первым в колонне изображает электровоз. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку электровоза, они начинают двигаться вперёд, вначале медленно, затем ускоряя шаг, и наконец бегут. После слов педагога «поезд проехал станцию» дети замедляют ход, останавливаются и начинают двигаться задом до сигнала «приехали».

Ожидаемые результаты: Улучшение функции дыхания; умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы.

«Снежинки» (5-7 лет)

Группу детей делят на «снежинки»«ветерки», ведущий - «Мороз»«Ветерки» сидят на стульях (скамейке, «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу, «Мороз» произносит«Дуют ветры»«Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом» : «ш-ш-ш»«Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя«Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая«Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит«Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у»«снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется«снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.

Ожидаемые результаты: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Подвижные игры при заболевании сердечно – сосудистой системы:

«Прятки» (5-7 лет)

Играющие становятся в круг и выбирают водящего. Его ставя лицом к стене, а в это время другие прячутся. Когда водящий приходит на условленное место, он стучит палкой, приговаривая«Раз, два, три. Спрячься и молчи». Затем он отправляется на поиски. Спрятавшиеся, увидя водящего, направляющегося в другую сторону от них, бегут к назначенному месту. Кто первым прибежит, кричит«Стук – стук! Палочка – выручалочка, выручи меня» и стучит палочкой. Водящий должен зорко следить, прислушиваться, не бежит ли кто из спрятавшихся к «палочке – выручалочке».

Ожидаемые результаты: Развитие быстроты реакции, умения концентрировать и переключать внимание; развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

«Ткач и челнок» (6-7 лет)

Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает под одну «арку» вбегать, под другую выбегать. Пропустив «челнок» вперёд, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трёх кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара.

Ожидаемые результаты: Тренировка навыков в координации движений, ловкости; воспитание дисциплинированности; умения действовать согласованно в коллективе.

«Резвый мешочек» (7 лет)

Играющие становятся в круг. Педагог стоит посередине. Он берёт в руки верёвку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, и начинает вращать верёвку по кругу. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы мешочек их не задел, - перепрыгнуть верёвочку. Тот, кого мешочек заденет, на некоторое время выходит из игры. Выигравший становится на место водящего.

Ожидаемые результаты: Повышение тонуса и тренировка сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

«Тачки» (5-7 лет)

Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги, вторая за первой. Дети из первой шеренги становятся на четвереньки (руки выпрямлены, ладонями упираются в пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй шеренге захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу инструктора каждая получившаяся таким образом «тачка» начинает продвигаться вперёд, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроту выполнения задания.

Ожидаемые результаты: Укрепление мышц пояса верхних конечностей, грудной клетки, живота; воспитание чувства товарищества, дружелюбия.

«Кто кого столкнёт» (6-7 лет)

Двое становятся на бревно или гимнастическую скамью. По сигналу сгибают одну ногу и, стоя на другой. Ударяя друг друга по ладоням, стараются столкнуть «противника» с бревна. Игру можно сделать командной при числе играющих не менее 6 человек.

Ожидаемые результаты: Развитие чувства равновесия, координации движений; воспитание выдержки.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

"Пастушок дудит в рожок"

Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Материалы: Рожок, дудочка. Ход игры: Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть. "Шарик лопнул" Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования. Ход игры: Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот - "ффф...", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши - "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш..", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникло чрезмерного эмоционального возбуждения. "Перышки" Цель: Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта. Материалы: Веревка, 2 стульчика, перышки. Ход игры: Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см. напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. "Мышка и мишка" Цель: Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление позвоночника. Ход игры: Родители показывают движения и произносят слова: -У Мишки дом огромный. (Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох) -У мышки - очень маленький. (Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука "ШШ" -Мышка ходит (ходим по комнате) В гости к Мишке, Он же к ней не попадет. Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка. "Косари" Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма. Ход игры: Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево - выдох , затем вперед - вдох). Зу-зу- зу, Косим мы траву, Зу -зу-зу, И налево взмахну. Зу-зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу-зу. Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза. "Поезд" Цель: Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал. Ход игры: Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь. "Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали". Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы "Пальчик о пальчик" Цель: Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук. Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения: Пальчики о пальчики тук да тук, (Повторить 2 раза) Хлопай, хлопай , хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши) Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза) Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками) Пальчики о пальчики тук да тук! (Повторить 2 раза) Игры после перенесенных инфекционных заболеваний. "Заинька-паинька" Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды. Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни: Заинька, поклонись, Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны) Вот так, вот сяк поклонись. Заинька, повернись, Серенький, повернись, Вот так, вот сяк повернись.(Поворачивается, руки на поясе) Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой. Вот так, вот сяк топни ножкой.(топает по очереди каждой ногой) Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения

«Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков – 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

«Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

  • Дарья дарит Дине дыню.
  • Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
  • В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
  • Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки,  образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

                                Мы немножко порезвились,

                                По местам все разместились.

                                Ты загадку отгадай,

                                Кто назвал тебя, узнай.

        С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

        Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

        Методические указания.

  • Во время игры следует соблюдать полную тишину.
  • Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

        Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

        Количество игроков – 10-12 детей.

        Инвентарь: два озвученных мяча.

        Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

        Методические указания.

  • Мячи можно только передавать, но не бросать.
  • Количество мячей можно увеличивать.
  • Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

        Количество игроков – 10-12 человек.

        Инвентарь: колокольчик.

        Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

        Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

        Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

        Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

        Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

        Методические указания.

  • Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
  • Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
  • Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
  • Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  2. Собрать треугольники красного цвета.
  3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов.
  2. Уменьшить время запоминания предметов.
  3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

Текст

Движения

На двери весит замок

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Постучали,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

И – открыли!

Пальцы расцепились, ладони в стороны

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
  3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания. Игра для детей 4-14 лет, нагрузка средняя.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

  • Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
  • Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

«Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания. 

  • Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
  • Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
  • Игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера,  точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться  неоднократно.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция.   Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...