Агрессия в дошкольном возрасте: виды, причины, последствия. Профилактика аддиктивного поведения дошкольников.
презентация по коррекционной педагогике

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях УДО и семье; выявить причинно-следственную связь между аддикцией и агрессией у детей(для педагогов детского сада).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессия в дошкольном возрасте: виды, причины, последствия. Профилактика аддиктивного поведения дошкольников. Бондарчик Ольга Александровна, педагог социальный государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Мосты»

Слайд 2

Что такое агрессия? Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее моральный и физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Злость – может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия это поведение, то есть то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит мы можем и не быть агрессивными.

Слайд 3

Виды агрессии: Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо(сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости(крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и др.) Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань). Раздражение – вспыльчивость, грубость. Негативизм – манера поведения. Аутоагрессия – выражается в аутообвинении , аутоуничтожении , самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений.

Слайд 4

Как рождается агрессивность? « Агрессия возникает, как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути». Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны, усваиваются в ходе становления личности. Ребёнок раннего возраста не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома и доступна. Часто, увидев, что этот способ эффективен, ребёнок понимает, что незачем учиться договариваться, если можно укусить, отнять, ударить… Вот когда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера.

Слайд 5

Причины и факторы агрессивности Группа причин Причины Факторы Семейные причины агрессивности ребёнка. Неприятие ребёнка. Нежеланный ребёнок. Напряжённый эмоциональный климат в семье. Ссоры между родителями. Шумные выяснения отношений. Разногласия в методах воспитания. Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сёстрам. Неуважение к личности ребёнка. Оскорбительные высказывания в адрес ребёнка. Насмешки. Имитация поведения взрослых. Родители в стрессовых ситуациях: переходят на крик могут ударить нецензурно выражаются обиды не прощают Чрезмерный контроль. Ребёнок лишён собственной инициативы, права выбора. За ребёнка решаются все вопросы. Недостаток внимания. Папа и мама уделяют общению с ребёнком менее 30 минут в день. Ребёнок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается. Запрет на физическую активность. У малыша нет возможности попрыгать, побегать, пошуметь. Личные причины агрессивности ребёнка . Особенности темперамента У ребёнка ярко выраженный холерический или сангвинический темперамент. Возрастные кризисы. Малышу от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт.

Слайд 7

Признаки агрессивного ребёнка Не понимает чувств и переживаний других людей Ощущает себя отверженным Часто ругается со взрослыми Создаёт конфликтные ситуации Сваливает вину на других Часто спорит со взрослыми Теряет контроль над собой Импульсивен (только в момент агрессии) Часто дерётся, стремится разозлить маму, педагогов Не может адекватно оценить своё поведение Имеет мускульное напряжение Часто специально раздражает взрослых Толкает, ломает, крушит все кругом Завистлив, мстителен, раздражителен, винит других в своих ошибках Имеет низкий уровень эмпатии Часто сердится и отказывается что-либо делать.

Слайд 8

Как распознать агрессию ? Мимическое выражение гнева включает в себя: Характерные сокращения лобных мышц и бровей, Брови опущены и сведены Кожа лба втянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение Глаза сужаются и приобретают угловатую, заострённую форму Взгляд фиксирован на источнике раздражения (указывает, куда будет направлена агрессия) Рот маленького ребёнка распрямляется, приобретая прямоугольную форму Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губы (это является результатом социализации)

Слайд 9

Кривая гнева 1 фаза (А) «Запуск» 2 фаза ( B ) «Подъём» 3 фаза (С) «Пик гнева» 4 фаза ( D ) «Плато гнева» 5 фаза ( E ) «Депрессия» Бесконтроль - ное состояние

Слайд 10

Правила экстренного вмешательства в конфликтной ситуации Игнорировать незначительную агрессию. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не личности ребёнка. Контролировать собственные негативные эмоции. Не усиливать напряжение ситуации. Обсуждать проступок Сохранять положительную репутацию Демонстрировать модели не агрессивного поведения

Слайд 11

Как помочь агрессивному ребёнку? Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях: Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемыми способами выражения гнева. Обучение детей навыкам распознавание контроля, успешно владеть собой в ситуации провоцирующие вспышки гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Слайд 12

Игры, направленные на снижение уровня агрессивности: Игра с игрушечным оружием – пистолеты, шашки, сабли. « Обзывалки ». Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими « обзывалками » можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. «Два барана». Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе-е-е ». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы. «Дракон». Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. «Шарик». Цель: расслабление мышц живота. Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный! Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

Слайд 15

Обобщение Итак, мы знаем что: Агрессивность присуща всем людям; Избавиться полностью от агрессивности невозможно; Агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны; Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку; Семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности; Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии-это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Слайд 16

Профилактика аддиктивного поведения у детей дошкольного возраста Аддикция – смертельная болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Последствия приобретения химических зависимостей (алкоголизм, наркомания, токсикомания) саморазрушение и смерть. Семья , где есть больной зависимостью, будет являться дисфункциональной . Это фактор формирования аддиктивной личности у ребенка .

Слайд 17

Аддикции – это не только наркомания , алкоголизм и табакокурение , но и компьютерная зависимость, нарушение пищевого поведения (ожирение, нервная анорексия , булимия), созависимость . Особенности аддикций : Аддикция связана с моральной или духовной проблемой; Аддикция объясняется незнанием, и с ней следует бороться лекциями и просвещением о том, как работает зависимость, и о том, какие меры можно предпринимать для борьбы с ней; Аддикция обусловлена отсутствием мотивации к воздержанию и с ней следует бороться, формируя и усиливая эту мотивацию; Аддикция объясняется ошибочным мышлением, и для борьбы с ней следует использовать различные когнитивные подходы и поведенческую теорию личности.

Слайд 18

Правильное педагогическое воздействие в период раннего развития личности является необходимым условием формирования «иммунитета» к пагубному воздействию неблагоприятной социальной среды. Поэтому в дошкольном возрасте профилактическая работа акцентируется на преодолении социально-педагогических факторов риска формирования аддикций . К данной группе факторов относятся дефекты семейного и общественного воспитания.

Слайд 19

Семейные факторы: 1. Неэффективные стратегии воспитания. Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию девиантного поведения: авторитарный стиль воспитания . При таком стиле повиновение и наказание являются правилами воспитания ребенка. В подобных семьях с ребенком разговаривают фразами: «Ты должен», «Ты обязан», «Слушай и делай, что я тебе говорю»; ребенка часто стыдят, наказывают, унижают. Успехи детей воспринимаются как должное. Дети, воспитанные в таких семьях, изначально имеют ущербную самооценку; попустительский стиль воспитания. В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил. Порой родители откупаются от ребенка деньгами или сладостями, тем самым, формируя у него потребительское отношение к жизни. В этих семьях отсутствуют обязательства и контроль, что приводит к безнадзорности , замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории; гиперопекающий стиль воспитания. При гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему как к «маленькому», контролируют каждый его шаг.

Слайд 20

2. Деструктивные отношения в семье. Условия семейного воспитания, создающие личностные предпосылки аддикций : нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной среде с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями семейной жестокости и насилия.

Слайд 21

3. Аддитивное поведение самих родителей. Зависимое поведение самих родителей находится в отчетливой связи с зависимым поведением ребенка. Современные генетические исследования не выявили непосредственной передачи аддиктивного поведения путем биологического наследования. Безусловно, зависимое поведение самих родителей является существенной предпосылкой развития зависимостей у детей, но передача его ребенку осуществляется через функцию родительского примера (подражание, копирование, идентификация, поведенческое научение ).

Слайд 22

4. Неблагоприятные события, переживаемые семьей. Установлена связь здоровья и поведения детей с жизненными событиями, переживаемыми семьей. Идентифицированы наиболее важные (из связанных со здоровьем детей) жизненные изменения в семье: смена жительства (переезд), нарастание или снижение конфликтов с родителями. Снижение семейной поддержки у девочек чаще приводит к травмам и болезням, у мальчиков - к девиантному поведению.

Слайд 23

Общественные факторы: Важными факторами формирования предпосылок девиантного поведения (в том числе аддиктивного ) является все, что нарушает у детей чувство безопасности в детском саду, снижает их самооценку и доверие к воспитателям и т. д. К таким факторам относятся: конфликты с воспитателями; одиночество детей в группе; страх перед детским садом; низкие или даже негативные ожидания со стороны воспитателей; неуважительное и несправедливое отношение со стороны воспитателей; навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способностей детей; манипулирование чувством вины; стимулирование конкуренции детей; давление обязательств, принуждение детей.

Слайд 24

Дефекты дошкольного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат возрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Профилактика предполагает воздействие на ребенка в период первоначальной закладки основных компонентов личности, т. е. способствует формированию у него барьера, в дальнейшем препятствующего развитию аддиктивного поведения. Именно этот подход позволяет тратить меньше усилий на предотвращение зависимого поведения при работе с дошкольниками, подростками, молодежью, взрослыми. Дошкольный возраст предоставляет уникальную возможность для предупреждения развития у ребенка отклоняющегося, зависимого поведения, воспитания здорового образа жизни и позитивных моделей поведения, но для этого необходимо, чтобы дети могли наблюдать эти модели в своем близком окружении, чтобы эти модели были настолько привлекательными, что захотелось бы без всякого постороннего вмешательства строить на их основе игру, подражать им по своей собственной инициативе.

Слайд 25

Идея построения модели профилактической работы в УДО состоит в том, что профилактика аддитивного поведения в детском саду наряду с развитием личности ребенка и коррекцией девиантного поведения должна быть ориентирована на устранение социально-педагогических факторов, способствующих возникновению и развитию аддиктивного поведения. Устранение таких факторов представляется возможным в силу того, что у детского сада имеется ряд преимуществ в организации взаимодействия с семьей: В детском саду обязательно проводится диагностика социально-личностного развития ребенка и диагностика семейного воспитания, которая выявляет отклонения в личностном развитии ребенка и причины их возникновения на ранней стадии. Педагоги встречаются с членами семьи ежедневно, что позволяет увеличить количество профилактических воздействий. Регулярность встреч обеспечивает и своевременность решения возникающих проблем. Родители, доверяя педагогам самое ценное, что есть у них в жизни – свое дитя, более открыты для взаимодействия и восприимчивы к советам и рекомендациям специалистов дошкольного учреждения. Ребенок дошкольного возраста психологически и физически более привязан к близким ему взрослым, нуждается в заботе и поддержке. Родители, ощущая это, готовы к участию в жизни ребенка в детском саду (совместных занятиях, режимных моментах и проч.), а, следовательно, и к пониманию потребностей малыша, удовлетворение которых влияет на его личностное развитие. В работе дошкольных учреждений существует практика организации детских праздников и развлечений – мероприятий для родителей, которые они посещают с радостью и безотказно, что позволяет использовать потенциал таких мероприятий в профилактических целях.

Слайд 26

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста посредствам использования различных форм работы при взаимодействии с родителями Бондарчик Ольга Александровна, педагог социальный государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Мосты»

Слайд 2

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника Семья и учреждение дошкольного образования — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие .

Слайд 3

Цель социального развития ребенка в УДО: сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения. Реализуется через задачи: дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в уДО и группе; научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума; помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми.

Слайд 4

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении Социализации ребенка в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ (вовлечение в социально полезную деятельность ( трудотерапия ), слушание музыкальных произведений ( музыкотерапия ), рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин ( арт-терапия ), чтение педагогической литературы ( сказки, детские стихи, рассказы ), сюжетно-ролевые игры).

Слайд 5

А.С.Макаренко отмечал «у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра». Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности, Деятельность по формированию и развитию социально-коммуникативных качеств и потребностей ребенка (интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими). Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется: • Развивается мотивационно - потребностная сфера; • Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; • Развивается произвольность поведения; • Развиваются умственные действия.

Слайд 6

Совместная работа родителей и педагогов: совместная помощь ребенку, в период адаптации к УДО: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье. Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения. Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье. Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.

Слайд 7

Группы задач при работе с родителями: психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Взаимодействие педагога с родителями (доверительные отношения) можно построить следующим образом (В.А. Петровский): 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка».

Слайд 8

Использование игр - активаторов на родительских собраниях Проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы процесс воспитания стал общим делом педагогов и родителей? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания? Цель: формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Задача: обучение родителей навыкам «педагогической рефлексии»: умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Слайд 9

Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Методы активизации родителей направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Вопросы к родителям , способствующие установлению диалога с ними: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?», «Нужно ли использовать физические наказания?», «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. Видеоролики, фоторепортажи: «Один день из жизни группы», «Как мы встречали осень, зиму и т.д.», «Наши успехи и достижения».

Слайд 10

Рекомендации по подготовке родительского собрания: 1.В подготовке собрания дети - главные участники. Они изготавливают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового и природного материалов и вручают их родителям. 2.Приглашения раздаются за неделю до собрания. 3.Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. 4.Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администрацию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне. 5.Родители на собрании — активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями. 6.Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. 7.Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. 8.Продолжительность собрания - 1 час (40 минут - с родителями и 20 минут — с участием детей).

Слайд 11

Традиционные и нетрадиционные формы проведения родительских собраний Круглый стол. Родительские конференции. Семейная гостиная. Презентация. Аукцион вопросов. Лекция – семинар. Душевный разговор. Деловые игры. Мастер – класс. Ток – шоу «Есть мнение». Вечера вопросов и ответов. Педагогический консилиум. Педагогический капустник. Дискуссии, КВН.

Слайд 12

Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения: «Мозговой штурм». « Реверсионная мозговая атака, или Разнос». «Список прилагательных и определений». «Коллективная запись». «Запись на листах». Тренинговые игровые упражнения и задания. Приемы активации родителей на собрании: «Определение понятий»; «Согласен - не согласен; «Блиц-опрос»; Решение проблемных ситуаций; «Карусель»; «Клубок проблем»; «Горячий стул»; «Поделись своим опытом»; «Аквариум»; «Информационные углы».

Слайд 13

Игры с родителями в начале родительского собрания: Игра «Моя семья». Упражнение "Три зеркала". Упражнение "Моя социальная роль". Игра "Завяжем узелки". Упражнение "Доброе слово". Игра "Строим башню". Упражнение "Синтез информации". Заканчивая собрание, можно использовать следующие приемы: «Интервью»; «Анонимный совет»; «Венок знаний»; «Чудесный ларец».

Слайд 14

Тренинг «Азы родительской любви» Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов (О. Бальзак).

Слайд 15

Цель: способствовать улучшению детско-родительских отношений, формировать навыки эффективного взаимодействия; повысить воспитательный ресурс родителей (законных представителей). Задача: демонстрация родителям степени понимания своего ребенка, осознание степени глубины своих отношения с детьми и эмоциональное обогащение их. Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек. Оборудование: бейджики (по количеству участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага А4, карандаши (фломастеры). Время: 2–2,5 часа. Место проведения: музыкальный зал.

Слайд 16

Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы. Упражнение "Три зеркала" (3 минуты) Цель: служит для снятия эмоционального напряжения, усталости от трудного рабочего дня. Возьмите листки бумаги и представьте, что это зеркало (зеркалами послужили обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы). В первом зеркале нарисуйте себя маленькими и испуганными, во втором - большими и веселыми, в третьем – счастливыми. Вопросы: В какое зеркало чаще всего хочется смотреться? В каком зеркале вы более симпатичные? На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале? Упражнение "Моя социальная роль" Цель : знакомство участников группы. Педагог называет своё имя, отчество и свою значимую социальную роль: "Я - Педагог". Затем родители по порядку каждый называет свои имя, отчество и свою социальную роль. Упражнение «Мои ожидания» Цель: определение ожиданий участников от работы в группе. Перед вами стикеры , вырезанные в форме сердца. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Ступени познания моего ребёнка», на котором изображена винтовая лестница, протянувшаяся от рождения ребёнка до его выхода в самостоятельную жизнь. Стикеры надо прикрепить на ту ступеньку, на которой, по вашему мнению, вы находитесь в данный момент.

Слайд 17

Игра «Моя семья Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы. Играющие сидят по кругу. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком, и называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются, педагог занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится ведущим и продолжает игру. Кто имеет в семье одного ребенка (больше двух)? Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки (дедушки)? Кто живет отдельно от своих родителей квартире (с родителями)? У кого есть дети-школьники? Кто всей семьей трудится в огороде? Кто любит путешествовать? Чей ребенок любит рисовать (петь, танцевать)? У кого в семье есть мама домохозяйка? Чья мама печет самые вкусные блинчики? Кто с сыном любит ходить на рыбалку? У кого в семье кто-либо имеет хобби? Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь? Упражнение «Доброе тепло» Цель: расслабить, формировать умение ставить себя на место ребёнка. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает. Вопросы: Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы Ваши ощущения после выполнения задания?

Слайд 18

Упражнение «Погружение в детство» (поставить себя на место ребёнка). Сядьте по-удобнее , ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза. Рефлексия: Удалось ли окунуться в детство? Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве? Что для вас значит «надежное плечо»? Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку? Что хотелось сделать? Упражнение «Счастье – это когда тебя любят и понимают». Перед вами на столах есть цветные карандаши и бумага. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете семью и демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Слайд 19

Упражнение: «Платок» Цель: выработка умения вставать на позицию ребенка. Мне необходимо два родителя. Мы проведем одно интересное упражнение. Итак, один из участников — родитель, другой — ребенок. У родителя 6 платков. Итак, начнем. Скажите мне, что мы говорим ребенку, когда он начинает носиться по дому? ……, говорим ему — не бегай, не прыгай, не упади. Когда мы это говорим нашему ребенку, мы связываем ему ноги (Родитель связывает платком ноги «ребенка»). Если ребенок что-то берет, не спросив, мы что ему говорим? ……., не трогай то, не трогай это... теперь мы завязываем ребенку руки. Когда мы говорим ребенку, не слушай то, это не для твоих ушей — мы завязываем ему уши. Когда ребенок громко кричит, «бесится», что мы говорим? ……, не кричи, не разговаривай громко — завязываем ему рот. Когда говорим, не смотри этот фильм, мультик, посмотри другой — завязываем ему глаза. Когда ребенок ревет, протестует, что мы ему говорим? ……., прекрати реветь — завязываем живот. И вот такого ребенка мы получаем. Давайте спросим нашего «ребенка» - комфортно ли ему? (Ответ родителя, перевязанного платками). Да, совершенно верно, нашему ребенку не комфортно, неудобно. И вот представьте себе, что когда наш ребенок находится в таком состоянии, мы продолжаем его «воспитывать». А ведь в таком состоянии ребенок уже ничего не воспринимает. Он хочет одного — освободиться. Спросим у нашего «ребенка» что надо развязать в первую очередь. (Далее, совместно со всеми родителями, обсуждается, что и в какой последовательности и почему надо развязывать). Рекомендации для родителей 1.Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание …». 2.Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...». 3.Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. 4.Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Слайд 20

Знакомство со « Сказкотерапией ». Всем нам с детства известно, что сказка является средством передачи опыта и знаний "из уст в уста". Рассмотрим русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Вспомните, как Иван встретился с лягушкой. Отрывок «Встреча Ивана с лягушкой» Как вы думаете, какими качествами обладал Иван Царевич? Все над ним смеялись, ему было совестно сказать, что жена его лягушка, но он все равно сказал. - Иван Царевич обладает мужеством и благородством? - Сразу ли сыграли свадьбу царевичам? - Нет. - А что сначала решил сделать царь? - Испытать своих снох. - Правильно, хотя снохи были царских кровей, он решил испытать их. А потом уже устроить пир на весь мир. Что должны были сделать невестки? - Выткать полотенце, скатерть, испечь пирог. - Как вы думаете, почему? - Потому что у жены, прежде всего, ценятся качества хозяйки, хранительницы семейного очага. - Кто же оказался самой лучшей хозяйкой? - Марья-царевна. - А теперь скажите, какие приехали снохи на пир. - «...Одна сноха приехала роскошно одетая, другая еще лучше». - Что сказали о Марье-царевне? - «...какая красота, какая чистота!» - Обратите внимание, что девушка должна быть не только « разноряжена », но и чисто, аккуратно одета. Сказка — это кладезь мудрости. Она учит нас жить. Сейчас каждая группа получит отрывок из сказки. Вы должны будете сказать, чему учит нас данный отрывок.

Слайд 21

1-й отрывок И пошел у них пир на весь мир. Марья-царевна не допьет и в рукав льет. Старшие снохи глядят и так же делают: не допьют и в рукав льют. Мясо она не доест, а кости в рукав складывает. И снохи так же. По окончании пира начались у них танцы. Махнула Марья-царевна правым рукавом — вода полилась, море образовалось, поплыли гуси и лебеди; махнула другим рукавом — полетели и запели пташки. И так гости заслушались, зачаровались. А Иван Царевич на Марью-царевну не нарадуется — какая же она красивая. Пошла старшая сноха плясать-танцевать. Махнула правым рукавом — всего свекра щами залила, махнула другим рукавом — лоб расшибла костью. Средняя сноха за ней поспешила и по уху царю костью задела. Рассердился царь и прогнал их! Этот отрывок учит нас тому, что очень важно, чтобы каждая девочка всегда оставалась сама собой. А копирование других ни к чему не приводит. Только смех может вызвать у других людей. 2-й отрывок А Иван Царевич пораньше убежал домой, взял шкурочку лягушачью Марьи-царевны и сжег. В это время приехала она: «Ах, Иван Царевич, что ты сделал! Ты бы немного повременил, я бы была настоящая твоя жена!» И унес Марью-царевну Кощей Бессмертный. Этот отрывок учит нас тому, что в семейной жизни все надо обсуждать вместе. Надо всегда советоваться друг с другом, доверять свои тайны. Каждый из супругов должен прислушиваться к мнению другого. И тогда будут легче решаться все семейные проблемы. И в семье будет мир и лад. Вариант для детей Как поступил Иван Царевич после того, как Марью-царевну унес Кощей Бессмертный? Пошел ее искать. Сохранил верность царевне. Правильно, настало время Ивану царевичу пройти испытания. Вспомните фрагмент сказки, в котором он проявил смекалку (Детям зачитывается отрывок.— Ребята, а какими еще качествами обладает Иван Царевич?— Мужеством, смелостью, силой (дети приводят примеры из текста).— А что помогло ему справиться с испытаниями?— Любовь к царевне.— Правильно, ребята, благодаря тому, что Иван Царевич очень сильно полюбил Марью, он смог пройти через все испытания. Чем же закончилась сказка?— Свадьбой. Иван Царевич и Марья-царевна поженились.— В сказке царевичи доверились судьбе в выборе жены, а как сейчас создается семья?— Молодые люди влюбляются, встречаются, а потом женятся.— Где могут встретиться молодые? Дети приводят примеры.— дети, так какой должна быть девушка, а каким юноша?— Девушка должна быть аккуратной, нежной, уметь готовить, убирать, заботиться о других людях. Мужчина должен быть смелый, мужественный, благородный, умный, верный.— А что самое главное в семейной жизни?— Любить друг друга, помогать, жалеть, жить в мире и согласии.

Слайд 22

Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут) Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах. Инструкция: группа делится на 2 команды. 1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей». 2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей». Обсуждение. Упражнение «Солнце любви». Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Рефлексия . Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на ступени, на которой вы себя ощущаете. Упражнение «Аплодисменты» Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Слайд 23

Покоряйте ступень за ступенью вместе со своими детьми, с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Причины возникновения и способы коррекции агрессии в дошкольном возрасте »

В данной методической разработке раскрыто психологическое просвещение родителей в вопросах, касающихся причин возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах...

Арт-терапия как профилактика аддиктивного поведения у дошкольников

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушения, не воспринимается дошкольником, как актуальное, значимое. Поэтому порной точкой в формировании культуры здоровья у детей с...

Консультация для родителей «Агрессия ребёнка 6-7 лет: причины и профилактика»

Что же такое агрессия?Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Аг...

Консультация «Причины агрессии детей дошкольного возраста»

quot;Как справиться с агрессией ребенка"В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому челов...