Развитие мелкой моторики
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Использование конструирования для развития мелкой моторики.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технологии ТИКО на занятиях логопеда» Автор: Учитель-логопед Козловская Е.А. Г. Красноярск, МБДОУ № 182

Слайд 3

Составление букв, слогов, слов из конструктора



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по конструированию самолета из конструктора «Кубарик».

Разработала: учитель-логопед Козловская Е.А.

Название: «Самолет»

Тема: «Профессии на транспорте»

Возрастная группа: 6-7 лет группа «Сказка»

Цель: Формирование у детей навыки объемного конструирования, пространственного мышления, мелкой моторики и креативности через создание модели самолета из конструктора

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей с основными элементами самолета и принципами его строения;

- Научить детей создавать объемные фигуры из деталей конструктора;

- Закрепить навыки работы с мелкими элементами.

2. Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук и координацию движений;

- Стимулировать пространственное мышление и фантазию;

- Развивать умение следовать инструкциям.

3. Воспитательные:

- Развивать стремление к достижению результата и удовлетворенность от проделанной работы;

- Формировать позитивное отношение к совместной деятельности и взаимопомощи.

Результаты:

1. Знания:

- Дети узнают о частях самолета и принципе его полета;

- Познакомятся со сборкой сложных объемных конструкций конструкции из конструктора;

2. Умения:

- Научатся конструировать объемный макет самолета из конструктора «Кубарик»;

- Освоят технику соединения деталей конструктора.

3. Навыки:

- Укрепят мелкую моторику;

- Повысят уровень пространственного мышления и креативности.

Перечень оборудования и используемых материалы: конструктор «Кубарик», демонстрационное оборудование (иллюстрации разной воздушной техники, видео фильм), рабочие схемы с заданиями.

Среда взаимодействия: рассматривание иллюстраций, фотографий, обыгрывание построек.

Этапы

Содержание

Совместная деятельность педагога и детей

Пространственная и предметно практическая среда

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационный

Приветствие детей.

«Сегодня по всем новостям показывали, как горят вокруг города большие горные местности, лес. Как в таком случае могут тушить пожар? Кто?» (ответы детей).

«Самолеты МЧС тушат недоступные места. А кто ими управляет? «(Летчики).

«Давайте мы с вами сегодня сконструируем такие самолеты!"

Краткое введение в тему: "Что такое самолет? Какие части у самолета?"

Демонстрационный материал на тему «Лесной пожар»

Рассматривание макета самолета и его деталей.

Основной

Техника безопасности:

«Давайте вспомним правила работы с конструктором.» (не брать в рот мелкие детали, не кидать и т.д.)

1. Рассмотрение изображений самолетов, обсуждение частей самолета.

2. Просмотр видео или демонстрации процесса полёта самолета и тушение пожара с воздуха.

3. Предложение схем по конструированию самолета.

4. Объяснение принципов конструирования из конструктора.

Совместное построение простейших моделей самолета под руководством педагога.

Стимулирование инициативы детей:

«Кто предложит свой вариант размещения емкости для воды? Что можно еще добавить для большей вместимости»

(Проговаривание детьми своих предложений).

Самостоятельное конструирование детьми более сложных моделей после ознакомления с базовыми принципами.

Конструктивно/экспериментальная деятельность:

Обсуждение с детьми предложений. Удобно ли будет команде, сможет ли самолет подняться с таким грузом? Что можно взять для постройки емкости с водой?

Использование в строительстве бросового материала

( коробочек и шариков…).

Составление и фиксация схемы своего варианта самолета.

Объединение схем в одну инженерную книгу.

Иллюстрации самолета МЧС - фюзеляж, крылья, хвост, кабина пилота, емкость для воды. Видео фильм.

Схемы-карты конструирования.

Конструктор «Кубарик»

Бросовый материал: шарики, коробочки…

Бумага и карандаши для схем.

Работа по схемам.

Использование бросового материала.

Составление схемы постройки самолета.

Рефлексивный

Обсуждение созданий детей:

"Какие самолеты вы построили? Что было самым сложным? Все ли получилось, что планировали?"

"Как вы думаете, ваш самолет сможет полететь? А в игре он пригодится?».

Обыгрывание детьми.

Подведение итогов: "Вы молодцы! Все ваши самолеты получились разными и сложными."

Обсуждение с детьми, чем они отличаются.

Фотофиксация макетов самолетов.

Размещение моделей в центре конструирования и сюжетно/ролевой игры.

Иллюстрации самолетов.

Сопоставление с иллюстрациями самолетов.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи», «Познавательное развитие»

для детей 6-7 лет коррекционной группы по теме

"Подготовка зверей к зимовке"

Цели занятия:

1. Формирование знаний о жизни диких животных в природе, развитие логического мышления, сенсорного восприятия (осязания и обоняния), мелкой моторики и пространственного воображения.

Задачи

1. Образовательные:

- Активизировать словарь детей по данной теме;

- Учить определять и называть жилище разных животных (медведя, волка, лисы) по внешним признакам.

- Развивать навык распознавания объектов с использованием органов чувств (осязания и обоняния).

2. Развивающие:

- Развивать логическое мышление и способность анализировать информацию.

- Тренировать мелкую моторику рук через работу с конструктором ТИКО.

3. Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков через совместную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие»

Ожидаемые результаты

1. Дети получат знания о подготовке диких животных к зиме и особенностях их жилья.

2. Разовьются навыки анализа информации, наблюдения и сравнения.

3. Улучшатся навыки работы с мелкими предметами и пространственной ориентации.

4. Сформируется бережное отношение к природе и её обитателям.

Средства реализации: конструктор ТИКО, мешочки с различными наполнителями (укроп, душица, кедровые орешки, пшено, фасоль), карточки с изображениями жилищ животных, муляжи животных (лиса, медведь, волк).

Ход занятия:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Информационно побудительных

Педагог начинает занятие с рассказывания сказки или чтения отрывков из книги о подготовке диких животных к зиме. Он акцентирует внимание на том, как разные животные готовятся к холодному времени года, строят себе жилище, запасая еду и меняя внешний вид.

Дети отвечают на вопросы как подготавливаются звери к зиме.

Организационно-поисковый

За лето, звери перепутали свое жилище.

Педагог предлагает детям стать исследователями природы и помочь животным найти их жилье.

- Определение чье жильё (10 мин.)

1. Педагог раздает детям карточки с изображением медвежьей берлоги, волчьего логова и лисьей норы и т.д., карточки зверей.

2. Объясняет, что каждое животное строит свое уникальное жилище, подходящее именно ему.

3. Проводится обсуждение отличительных признаков каждого типа жилья.

4. Детям предлагается определить, кому принадлежит то или иное жилище, обосновывая свой выбор.

Люди заготовили мешочки с кормом, но они закрыты и не понятно, что в нем лежит. Необходимо определить корм и разделить между мелкими грызунам: белкой, мышкой, хомяком.

Как мы можем определить?

- Определение содержимого мешочков с помощью органов чувств (10 мин.)

1. Дети берут мешочки с разными наполнителями, поочередно обследуют (укроп, душица, кедровые орешки фасоль, гречка…).

2. Предлагает детям закрыть глаза и попробовать определить содержимое мешочка, используя только руки и нос.

3. После определения содержимого проводится обсуждение ощущений и запахов, связанных с каждым материалом.

- Постройка лесного жителя - ЛИСЫ из конструктора ТИКО (10 мин.)

1. Педагог показывает детям муляж лисы и проговаривает какие части у нее есть, с чего лучше начать строить.

2. Демонстрирует алгоритм постройки ЛИСЫ из конструктора ТИКО, начиная с туловища и заканчивая мелкими деталями.

3. Логопед предлагает построит по желанию жилище для своей ЛИСЫ. Дети самостоятельно собирают норы, помогая друг другу и консультируясь с педагогом.

Дети берут по 1 карточке с изображением зверя или жилища, отыскивают себе пару (кто- где живет), называют и размещают на доске (медведь-берлога, лиса- нора) и т.д..

Дети переходят к определяю на ощупь или запах наполнения мешочков, называют его и распределяют между грызунами (белочке- орешки, мышки- траву, хомяку – крупу). Крепят мешочки прищепками на планшете.

Переходят дети к столам, где лежит конструктор ТИКО. Каждый ребенок строит по показу - лису и по желанию строят для нее жилище- нору.

Рефлексивно- коррегирующий

III. Заключительный этап (5 мин.)

1. Подведение итогов занятия.

2. Обсуждение того, чему научились дети, и что нового узнали.

3. Похвала за успешное выполнение заданий и активную работу.

4. Прощание и задание на будущее (например, придумать сказку о животном, готовящемся к зиме).

Дети делятся своими знаниями, чем им понравилось больше заниматься. Высказали свои рассуждения, чем они могут помочь зверям, что построить.

.



Предварительный просмотр:

Занятие по конструированию из конструктора ТИКО на тему

"Санки с горочки катились"

Цель: Создать условия для развития у детей коррекционных групп концентрации внимания, усидчивости, мелкой моторики и пространственного мышления через конструирование санок и горки из конструктора ТИКО.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

- Познакомить детей с принципами конструирования и моделирования атрибутов зимней забавы;

- Научить детей создавать объёмные фигуры из деталей конструктора.

- Закрепить навыки работы с мелкими элементами.

2. Развивающие задачи:

- Развивать умение следовать инструкциям и работать в коллективе.

- Стимулировать пространственное мышление и фантазию.

- Повышать концентрацию внимания и усидчивость.

- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

3. Воспитательные задачи:

- Развивать стремление к достижению результата и удовлетворённость от проделанной работы.

- Формировать позитивное отношение к совместной деятельности и взаимопомощи.

Ход занятия:

Подготовительный этап

1. Организация рабочего пространства:

- Расставить столы и стулья так, чтобы всем участникам было удобно работать.

- Разложить конструкторы ТИКО на рабочих местах.

2. Мотивация:

- Показ детям фотографии и иллюстрации с зимними забавами (катание на санках, спуск с горки).

- Попросить детей поделиться своими воспоминаниями о зимних играх и развлечениях.

- Обсудить, какие материалы и инструменты нужны для изготовления настоящих санок и горок.

Основной этап

1. Конструирование санок:

- Объяснение и демонстрация: Педагог показывает детям, как собрать простую модель санок из конструктора ТИКО. Начинать следует с основания, затем добавить сиденье и спинку. Для удобства предлагается детям схема изготовления санок.

- Практическая работа: Дети самостоятельно собирают свои модели санок, следуя указаниям педагога. Важно поощрять творчество и индивидуальное видение каждой модели.

- Помощь и поддержка: Педагог помогает детям, которые испытывают трудности, корректируя их действия.

2. Конструирование горки:

- Объяснение и демонстрация: Педагог показывает, как построить горку из конструктора ТИКО. Начинают с основания, затем добавляют наклонные элементы и лестницу.

- Практическая работа: Дети переходят к созданию горки, работая в подгруппах. Здесь также важно поощрять творческое мышление и нестандартные подходы.

- Советы и рекомендации: Педагог обращает внимание на устойчивость конструкции и безопасность модели.

Заключительный этап:

1. Оценка результатов:

- Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о процессе создания и делятся впечатлениями. Дети предлагают свои варианты изготовления.

- Педагог оценивает каждую работу, отмечая сильные стороны и предлагая идеи для улучшения.

2. Рефлексия:

- Обсуждение того, что удалось, а что вызвало трудности (разное время изготовления).

- Вопросы о том, что дети узнали нового и какие навыки развивали.

3. Прощание:

- Благодарность за участие и усилия.

- Предложить детям обыграть свои постройки, покатать мелкие игрушки на санках с горки.

Алгоритмы показа из ТИКО

Санки

1. Возьмите прямоугольник и подсоедините два прямоугольника с двух сторон- получится сидение санок (прямоугольник можно сделать из 2-х квадратов).

2. Прикрепить с одной короткой стороны основного прямоугольника квадрат-это подставка для ног.

3. Прикрепить равносторонний треугольник к подставке для ног и боковой стороне сидения. (с двух сторон).

4. Добавьте спинку, используя прямоугольник с дополнительными отверстиями, прикрепить вертикально к сидению саночек с противоположной стороны от подставки для ног.

Для устойчивости можно снизу закрепить теми-же деталями.

Горка

1. Постройте основание горки из больших квадратов, соединённых между собой.

2. Создайте наклонную поверхность, используя большие квадраты и прямоугольники.

3. По бокам укрепить постройку квадратами и остроугольными треугольниками.

4. Построить лесенку из прямоугольников для подъема на горку.

Схема изготовления санок.

Основание санок- сидение

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

Из 2-х квадратов можно сделать прямоугольник

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

Подставка под ноги

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

Спинка санок

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Технологическая карта изготовления из конструктора ТИКО

часовни Параскевы Пятницы.

Цель: Развить у детей навыки конструирования, пространственного мышления и творческие способности через изготовление модели часовни из конструктора ТИКО.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

- Познакомить детей с основными элементами архитектуры часовен.

- Научить детей планировать и реализовывать проект по созданию сложной конструкции.

2. Развивающие задачи:

- Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

- Стимулировать пространственное мышление и фантазию.

- Развивать умение следовать инструкциям и работать в коллективе.

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать уважение к культурному и историческому наследию.

- Формировать позитивное отношение к совместной деятельности и взаимопомощи.

Этапы изготовления часовни:

Подготовительный этап

1. Организация рабочего пространства:

- Расставить столы и стулья для работы по подгруппам

- Разложить конструкторы ТИКО на рабочих местах.

2. Мотивация:

- Показать детям фотографии и иллюстрации с примерами часовни Параскевы Пятницы;

- Обсудить, какие элементы характерны для архитектуры часовен (купола, арочные окна и т.д.);

- Объяснить, зачем люди строят часовни и какое значение они имеют в культуре.

Основной этап

1. Планирование и подготовка материалов:

- Педагог помогает детям составить план строительства, определив основные элементы часовни (основание, стены, купол).

- Выбрать необходимые детали конструктора ТИКО для каждого этапа.

2. Изготовление основания и стен:

- Объяснение и демонстрация: Педагог с детьми определят, какие детали понадобятся для прочных стен, каким цветом выделить окна. Показывает, как собрать основание и начать строительство стен.

- Практическая работа: Дети по подгруппам самостоятельно собирают основание и начинают возводить стены, следуя указаниям педагога.

- Помощь и поддержка: Педагог помогает детям, которые испытывают трудности, корректируя их действия и предлагая альтернативные способы сборки.

3. Установка купола:

- Объяснение и демонстрация: Педагог с детьми определят, какие детали понадобятся для купола-крыши, показывает, как собрать купол и установить его на вершине часовни.

- Практическая работа: Дети продолжают работу, устанавливая купол и добавляя крест (можно использовать бросовый материал).

- Советы и рекомендации: Педагог обращает внимание на устойчивость конструкции и правильность установки декоративных элементов.

Заключительный этап:

1. Оценка результатов:

- Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о процессе создания и делятся впечатлениями.

- Педагог оценивает каждую работу, отмечая сильные стороны и предлагая идеи для улучшения.

2. Рефлексия:

- Обсуждение того, что удалось, а что вызвало трудности.

- Вопросы о том, что дети узнали нового и какие навыки развивали.

3. Прощание:

- Благодарность за участие и усилия.

- Предложить детям обыграть постройку с мелкими игрушками.

Алгоритмы показа из ТИКО

Основание и стены:

1. Основание состоит из 8 сторон. Каждую сторону изготавливает из квадратов высотой до 7 шт., они соединяются между собой.

2. Для определения окон присоединяем 3 красных квадрата над синим квадратом, остальные крепим квадраты синего цвета. Цвета стен чередуются: синие и синие с красными окнами.

3. Продолжайте добавлять ряды, пока не достигнете нужной высоты стен.

Купол:

1. Соберите основу купола из треугольников. Для увеличения объема купола прикрепить квадраты на последний ряд основания под прямым углом и крепить треугольники на них.

2. Постепенно сужайте конструкцию, добавляя слои, чтобы сформировать форму купола.

3. Завершите купол установкой вершины.

Крест

1. Соедините две палочки перпендикулярно, чтобы получить крест.

2. Установите крест на вершину купола с помощью пластилинового шарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...