Консультация для родителей "Конструирование с детьми раннего возраста"
консультация по конструированию, ручному труду
Одним из наиболее любимых занятий ребенка является конструирование. Ребенок создает из отдельных предметов что-то целое. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный мир. Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Такая игра способствует развитию его познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 380.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Конструирование с детьми раннего возраста»
Одним из наиболее любимых занятий ребенка является конструирование. Ребенок создает из отдельных предметов что-то целое. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный мир. Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Такая игра способствует развитию его познавательного интереса.
Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.
Конструктор - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней.
Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина), понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному сопровождению взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: поставить, убрать, накладывать, прикладывать, приставлять, разбирать и т.д.
Детали конструктора
С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребенка, поэтому малышам даются их «детские» названия, понятные для них:
- Кирпичик (параллелепипед)
- Кубик (куб)
- Пластина
- Крыша (треугольная призма)
- Столбик (цилиндр)
Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет и размер деталей.
Не давайте маленькому сразу же все детали конструктора , ему достаточно для первых построек всего 10-12 деталей. Сначала познакомьте малыша с кубиками, затем с кирпичиками, а после этого введите и дополнительные элементы из конструктора — крыши, пластины, а затем и столбики, и шапочки.
Как познакомить ребенка с названиями деталей конструктора
Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, постоянно используйте эти слова в разговоре с ним: «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.
Называйте детали не только, когда играете с малышом в конструктор, но и в тот момент, когда убираете конструктор на место и складываете его части в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.
На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Чудесный мешочек». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая длинная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.
ВАЖНО: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится.
Что можно строить с ребенком от 1 года до 3 лет из конструктора.
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких.
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
- Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
- Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Ваша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за вами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому необходимо варьировать игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
Игры с конструктором
Для игры с малышом 2 лет возьмите несколько деталей конструктора (10-12 штук) разной формы и размера, уже знакомых ребенку.
К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.
В эту коробочку Вы положите и природный материал: шишки, орехи, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.
Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.
Ребенок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.
Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики (к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.
Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.
Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.
А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.
ВАЖНО: если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.
КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
В основе всех построек малыша — сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.
Например:
- домик с заборчиком,
- качели, песочница во дворе,
- дорожка в парке со скамеечками,
- комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),
- дорога для машин и ворота,
- паровоз с вагонами,
- мостик через речку.
В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».
Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки.
Схемы конструирования с детьми 2-3 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....

Консультация для родителей группы раннего возраста "КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Консультация для родителей...

Консультация "Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях"
В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народом, вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежн...
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста
Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста...