«Лепка в развитии творчества у детей младшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)
«Лепка в развитии творчества у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепка в развитии творчества у детей младшего дошкольного возраста»
Выступление воспитателя Стенюкова О.Ю.
Актуальность: Одной из образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка для детей – это, прежде всего игра, а играет ребенок везде и всегда с удовольствием.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка влияет и на умственное развитие ребёнка. Умственная активность на занятиях лепкой проявляется в том, что ребёнок находит и использует выразительные средства, а для этого ему понадобится сравнить свою работу с игрушкой.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Во время лепки, у ребёнка развивается мелкая моторика, но это далеко не все, потому что моторика напрямую связано с речевой функцией у ребенка и развиваются они параллельно, а значит делаем вывод, что лепка помогает развитию речи ребёнка. Влияет она так же на силу и подвижность пальчиков, на координацию движений, что тоже является довольно весомым плюсом.
Ребёнок учится концентрации, сосредоточенности, целеустремленности и усидчивости, что особенно важно для подвижных и активных детей. Благодаря лепке, ребёнок познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести.
Очень важно и то, что лепка помогает развить у ребенка фантазию и воображение, которые, в свою очередь, учат ребенка мыслительным процессам. В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности
Работа с пластилином способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации . Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность ребёнка она открывает простор для его фантазии.
Задачи:
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах пластилина. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя стеку.
Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки: вылепленные предметы на дощечку.
Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.
Виды лепки:
В работе с детьми средней группы детского сада используются три вида лепки: лепка предметная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.
В предметной лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят овощи, фрукты, фигуры животных, птиц, предметы посуды.
Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. В средней группе дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Декоративная лепка в средней группе направлена на знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.
В нашей группе создан уголок по художественно- эстетическому развитию.
В нем размещены разнообразные изобразительные материалы: пластилин, гуашь, дощечки, стеки, бумага цветная и белая, картон, цветные карандаши и фломастеры и др.;
изделия народных промыслов (матрёшки, филимоновская игрушка и т.д.), серии картинок «Времена года»,
разнообразные шаблоны, трафареты одежды, овощи, фрукты ,животные, транспорт,
природный материал,
бросовый материал (камешки, ракушки, желуди, крупные пуговки для дополнения художественного образа деталями),
раскраски «Народные игрушки», «Животные», «Мы играем», «Для девочек, для мальчиков» и др.
Так же в уголке размещаются образцы работ, которые выполнялись на занятиях со всем необходимым для его выполнения материалом.
Весь материал находится в свободном для детей доступе. По желанию каждый ребенок может в свободной время заняться творчеством.
Основные приемы лепки пластилином:
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Перед каждым занятием по продуктивной деятельности проводится предварительная работа
Предварительная работа:
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение книг, рассказывание стихотворений, Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации), просмотр мультфильмов.
Все занятия строятся в течении учебного года в соответствии с тематическим планированием.
Осенью мы лепили «Осеннее дерево», «Дары осени», «Ёж колючий, но не злющий»
На занятиях для развития творчества у детей используем прослушивание муз.произведений, рассказывали стихотворения об осени рассматривали иллюстрации листьев с разных деревьев, играли в игру «Листопад», рассматривали иллюстрации с дикими животными, рисовали ёжиков в свободной деятельности
Зимой: «Мы играем со снежками», «Наш друг Снеговик», «Наша ёлка вся в игрушках», «Они живут в лесу»
А зимой на прогулке мы с ребятами лепили снеговика, с помощью веточек делали его весёлым или грустным, играли в снежки, рассказывали стихи о зиме и зимних забавах, музыкальная игра «Лепим снеговика», рассматривали иллюстрации «Жизнь диких животных зимой». Перед новым годом украшали с ребятами ёлку, рассматривали новогодние игрушки, рисовали новогоднюю ёлочку, учили стихи про Новый год.
Весной: «Весна пришла», «Подснежники», «Веточка вербы»,
Наступила весна, мы с детьми рассматривали иллюстрации «Природа весной» ,иллюстрации «Жизнь диких животных весной»
Весенние цветы, наблюдали на прогулке за проталинами, таянием снега, за капелью, читали стихи про весну, рассматривали весенние пейзажи, на занятии по лепке «Весна пришла» использовала музыку «Пение птиц в весеннем лесу»
В нашей группе регулярно проводится работа с родителями, в том числе и по теме творческого развития детей. По данным анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски).
Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
В результате проведенных с родителями различных консультаций, индивидуальных бесед, размещенных папок-передвижек с полезной информацией, выставок детского творчества дали свои результаты. На данный момент по результатам опроса, многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях, стали больше внимания уделять детскому творчеству детей дома (вместе рисуют, лепят, делают поделки).
В конце учебного года:
— У детей проявился интерес к лепке, творческой деятельности;
— Усвоены основные приёмы лепки;
— У большинства детей мелкая моторика развита на достаточном уровне;
— Дети умеют последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности....

Планирование по теме «Развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности»
Пояснительная записка.Очень важную роль в развитии психических процессов ребёнка играет ранний возраст и одним из значимых и актуальных занятий в данном возрасте является рисование. Рисование - очень ...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
«Аппликация как средство развития творчества у детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе,ок ...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...