Развитие математических способностей посредством искусства оригами.
консультация по конструированию, ручному труду

Стайко Наталия Юрьевна

Каждый человек хоть раз в жизни создавал из бумаги самый простой кораблик, пилотку или самолётик, руководствуясь инструкцией, образцами или собственным опытом. Самое важное в развитие математических способностей ребёнка – это находить наиболее удачные пути решения различных задач, чему очень способствует традиционное японское искусство складывания из бумаги - оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_origami.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

 

Развитие математических способностей посредством искусства оригами

(консультация для педагогов)

Подготовила воспитатель

Н.Ю. Стайко

Г. Солнечногорск

2022 г.

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главнейших задач в педагогике дошкольного образования. Математикой нужно заниматься с самого раннего детства. Часто думают, что для этого нужны особые способности. Так ли это? Существует мнение, что успех в математике основан на запоминании большого числа правил, формул, теорем, аксиом. Действительно, хорошая память – залог успеха в математике, но очень многие учёные – математики не обладали особой памятью, а именно систематические занятия помогали им развивать её. Самое важное в развитие математических способностей – это находить наиболее удачные пути решения различных задач.

Каждый человек хоть раз в жизни создавал из бумаги самый простой кораблик, пилотку или самолётик. Эта техника называется «оригами». В переводе с японского языка «оригами» означает «сложенная бумага». «Ori” – это складывать, а «kami” – бумага. Оригами – это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Несмотря на традиционно приписываемые японские корни, искусство оригами уходит к древнему Китаю, в ту страну, где и была открыта бумага.

По началу оригами использовалось лишь в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий. А вот после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу. Расцвет оригами приходиться на середину двадцатого века, когда рабочий – металлург Акира Йошизава решил посвятить себя его развитию и создал «азбуку оригами». Именно им были придуманы условные обозначения, символы, графические знаки, а законченная фигура в оригами называться моделью. Были созданы первые центры и школы обучения оригами. На Русь оригами пришло в 19 веке. Одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая 2. Их обучал молодой филолог Чарльз Сидней (хотя приглашён был для преподавания английского языка).

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля – одного из создателей первых детских садов, он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений, определённого содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому. В процессе изучения элементарных математических представлений от общего к конкретному – такое усвоение знаний более доступно ребёнку дошкольного возраста. Ребёнок, прежде всего, учиться думать, когда в своём воображении он рисует макет фигуры и тем самым развивается его пространственное мышление. Используя превосходные свойства бумаги, позволяющие с легкостью складывать, резать и склеивать этот материал, его издавна использовали для архитектурного макетирования и декоративного моделирования. А ведь и на самом деле, прежде чем изготовить даже опытный образец или сооружение, гораздо легче сделать его макет из бумаги.

Если проанализировать базовые формы оригами, мы заметим, что при первом знакомстве мы сталкиваемся с прямоугольником и треугольником, трапецией, учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, делить на две части. Когда мы складываем углы квадрата к центру, то видим, что он может состоять из четырёх одинаковых треугольников. И детям это очень интересно! А складывая форму «воздушный змей», они знакомятся с ромбом. Чаще всего для оригами используются квадратные листы бумаги, но разрешается и применение других форматов. И это замечательно! Ребёнок знакомиться с пятиугольниками, шести - и восьмиугольниками. Азбука оригами включает в себя ещё такие геометрические понятия, как точка и линия. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это только бумага, самый доступный и дешёвый материал для творчества. Ребёнок знакомиться с ней гораздо раньше, чем с любым другим материалом. Сначала ребёнок может её рвать и мять.

При складывании различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми», слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов в последующих операциях может произойти смещение элементов и создать красивое и аккуратное изделие будет невозможным. Поэтому после каждого отдельного этапа работы всегда нужно проверять «остроту» всех сгибов.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, основные приёмы, способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. Во время занятий у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами развивает способность работать руками, приучая пальцы к точным движениям. С точки зрения психологии занятия оригами получаются эмоционально – разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального развития дошкольников.

Для определения качеств, необходимых для достижения успехов в математике, исследователи проанализировали математическую деятельность человека, а именно: процесс решения задач, способы доказательств и логических рассуждений, особенности математической памяти, и пришли к выводу, что нет и не может быть единственной математической способности. Это – совокупная характеристика, в которой отражаются особенности таких психических процессов, как: восприятие, мышление, память, воображение. Оригами помогает развитию этих процессов.

Результат своего труда ребёнок видит в создании игрушки своими руками. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу или устроить спектакль. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребёнка на продуктивную деятельность.

Форма, объём, изгиб или складка, и что белый лист без движенья – загадка.

Число уложений и упаковок вводит нас в мир головоломок.

И радует магия дивных творений, мир оригами, чудо свершений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитии математических способностей дошкольниковв соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня разв...

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

«Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр»

Дети  дошкольного возраста проявляют интерес к математике, однако эти знания спонтанные ине систематические. В связи с эти меня заинтерисовала эта проблема, как развить математические спосо...

Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства».

Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. С раннего возраста малыши знакомятся с народными игруш...

Перспективное тематическое планирование по математическому кружку «Архимед » в средней группе №3 в целях реализации темы по самообразованию " Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Организованная работа по развитию математических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр. Работа с детьми по плану бу...

план работы по самообразованию "Развитие творческих способностей посредством техники оригами"

План работы по самообразованию " Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами"...