Проект в старшей и подготовительной группе «Мир конструктора Тико»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Прохорова Светлана Сергеевна

   

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

 

143441, Россия, Московская область, г. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

 

Проект в старшей и подготовительной группе

«Мир конструктора Тико»

 

 

 

Picture background

 

                   Подготовила:

                            воспитатель

                 Прохорова Светлана Сергеевна

Содержание

  1. Актуальность проекта…………………………………………….……...3
  2. Цель и задачи……………………………………….……………….…….6
  3. Этапы реализации………………….………………………………….…17
  4. Планируемые результаты…………………………………………….…18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

1. Актуальность проекта

Актуальность проекта «Мир конструктора Тико» обусловлена тем, что дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым интеллектом больше уверенности, высокий объем памяти и внимания, они лучше подготовлены к школе. Современный ребенок должен не только много знать и уметь применять знания на практике, но и быть инициативным, самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу.

Современное дошкольное образование требует от педагогов внедрения инновационных подходов, способствующих всестороннему развитию детей. В этом контексте проект «Мир конструктора Тико» представляет собой уникальную инициативу, направленную на развитие ключевых навыков у дошкольников в старшей и подготовительной группах. Конструирование, как одна из основных деятельностей в рамках данного проекта, не только развивает мелкую моторику, но и способствует формированию креативного мышления, коммуникативных навыков и социальной активности детей. Важность таких проектов становится особенно актуальной в условиях современного общества, где навыки сотрудничества, критического мышления и эмоционального интеллекта играют ключевую роль в успешной социализации и адаптации личности.

Использование конструктора ТИКО включает в себя разные педагогические и психологические аспекты. Являясь замечательным сенсорным материалом, помогает педагогу наглядно объяснить ребенку такие пространственные понятия как, плоскостные и объемные фигуры. У детей активизируются мыслительные процессы, путем экспериментов, проб и ошибок они самостоятельно ищут решения для своих замыслов и начинают строить интересные конструкции. В процессе работы с конструктором у детей работают обе руки, что в свою очередь способствует работе обоих полушарий мозга.

Проект «Мир конструктора Тико» в старшей и подготовительной группе направлен на всестороннее развитие дошкольников. В его рамках дети занимаются конструированием, что способствует формированию моторики, креативного мышления и коммуникативных навыков. Через сюжетно-ролевые игры, такие как «ТИКО-город», «Зоопарк», «Готовимся в космонавты» и «Моя семья», ребята создают вкусные конструкции и обучаются взаимодействию друг с другом. Дополнительно, занятия «ТИКО Геометрия» и «ТИКО Арифметика» позволяют детям погружаться в мир геометрических форм и арифметических понятий. Проект также включает обсуждение значимых тем, таких как Всемирный день психического здоровья, что формирует у детей социальное сознание и эмпатию.

Эти занятия не только развивают логическое мышление, но и способствуют формированию у детей интереса к математике и геометрии, что является важным аспектом их образовательного процесса. Важно отметить, что интеграция образовательных тем в рамках проекта позволяет создать целостную образовательную среду, где дети могут применять полученные знания на практике, что значительно повышает их мотивацию к обучению. Актуальность проекта также подчеркивается тем, что он включает в себя обсуждение значимых социальных тем, таких как Всемирный день психического здоровья. Это позволяет формировать у детей социальное сознание, эмпатию и понимание важности заботы о своем психическом здоровье и здоровье окружающих. В условиях современного мира, где вопросы психического здоровья становятся все более актуальными, важно с раннего возраста прививать детям ценности, связанные с заботой о себе и других. В рамках данной работы будут освещены ключевые аспекты проекта «Мир конструктора Тико», включая его цели и задачи, методы и подходы к реализации, игровые активности, развитие моторики через конструирование, социальное взаимодействие и коммуникацию, интеграцию образовательных тем, а также оценку эффективности проекта. Каждая из этих тем будет рассмотрена с точки зрения ее значимости для всестороннего развития дошкольников, а также с акцентом на практическое применение в образовательном процессе. Таким образом, работа направлена на создание целостного представления о проекте и его влиянии на развитие детей, что, безусловно, является важным вкладом в современное дошкольное образование.

 

Цель проекта: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора Тико.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами конструктора Тико: геометрическими фигурами на плоскости, объемными, лабиринтами, словесными.
  • Учить способами правилам решения конструктора Тико, используя алгоритм.
  • Учить понимать инструкцию и применять ее в решении конструктора Тико.
  • Формировать  у  дошкольников с помощью конструктора Тико мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
  • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
  • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и  взрослого.
  • Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;  закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.

Использование конструктора Тико в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Значимость конструктора Тико для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной  проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 

 

2 Этапы реализации

Старшая группа (возраст детей  5-6 лет).                                                                                                                                                                       

Время проведения

Мероприятия

Задачи

Сентябрь

Диагностика познавательного развития детей.

 

  • Выявление  уровня развития познавательных процессов у детей на начало учебного года.

Октябрь

 

Заяц

  • Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
  • Формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о  геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

image

 

Парусник

 

  • формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование  навыков счета;
  • формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

image

Автомобиль

  • развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию;
  • закрепление представлений о цвете и форме.

 

Машина

- Составление силуэтов предметов и объектов по схеме, имеющей частичное контурное деление на геометрические формы («Заверши образ»).

image

 

Ноябрь

Самолет

  • развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей;
  • ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть;
  • развитие пространственных  представлений и ориентировки в пространстве;

image

Веротолен

 

  • развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию;
  • формирование конструкторских умений;
  • закрепление представлений о цвете и форме.

image

 «Листик»

 

  • развитие пространственных представлений;
  • развитие конструктивных и комбинаторных способностей;
  • развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

 

Декабрь

 

 

 

Елочка

  • овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;

- Выкладывание двух кругов из шести квадратных фишек, ориентируясь на подбор по цвету боковых деталей.

- Выкладывание четырех кругов из девяти квадратных

фишек: 2 красных круга, желтый и синий, 2 синих круга,

желтый и красный, 2 желтых круга, синий и красный.

 

 

 

«Рыбка»

  • формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование  навыков счета;
  • формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

 

Кот

  • развитие тонкой моторики руки;
  • развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять;
  • освоение эталонов формы и величины.

 

Январь

«Собачка»

  • развитие мелкой моторики;
  • знакомство с цветом;
  • развитие умения ориентироваться на плоскости;
  • формирование умений в измерительной деятельности;
  • ознакомление с числами и цифрами.
  •  

Февраль

«Угадай, расскажи, построй»

  • овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
  •  формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о  геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
  •  

«Дерево»

  • формирование представлений о величине, цвете и числах;
  • формирование  навыков счета; формирование порядка счета;
  • развитие измерительных навыков.

 

«Верблюд»

  • ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины;
  • развитие глазомера; развитие мелкой моторики;
  • освоение понятий «часть» и «целое».

Ваза

  • развитие коммуникативных  и конструктивных умений;
  •  ознакомление с цифрами, их формой;
  • освоение понятий «часть» и «целое»;
  •  развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве;
  • знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

image

Март

Объемные фигуры

«Угадай, расскажи, построй»

  • развитие сенсорных и познавательных способностей;
  • развитие конструктивных умений и навыков;
  •  закрепление представлений о форме, цвете;
  • формирование умений  ориентировки в пространстве;
  • формирование  представлений о буквах и цифрах;
  • развитие мелкой моторики.
  •  

«Домик»

  • развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию;
  • закрепление представлений о цвете и форме.
  •  

«Петушок»

  • развитие пространственных представлений;
  • развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

           

Апрель

Бабочка

  • овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
  • формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме,
  • осваивать представления о  геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

image

«Дворец»

  • формирование представлений о величине, цвете и числах;
  • формирование  навыков счета; формирование порядка счета;
  • развитие измерительных навыков.
  •  

«Печка»

  • развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию;
  • развитие конструктивных способностей;
  • развитие смекалки, сообразительности.
  •  

«Рыбка»

  • развитие математических представлений;
  • развитие координации движений;
  •  подготовка руки к письму.
  •  

Май

Итоговая диагностика познавательного развития детей.

 

  • Выявление динамики развития познавательных процессов у детей на конец учебного года.

 

 

4. Планируемые результаты

Ожидаемый результат:

Дети могут:

  1. знать геометрические фигуры на плоскости, объемные,;
  2. овладеть способами и правилами решения конструктора Тико;
  3. использовать алгоритм при решении конструктора Тико;
  4. понимать заданную инструкцию и применять ее в решении конструктора Тико;
  5. владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
  6. ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  7. проявлять познавательный интерес, инициативность,
  8. самостоятельность, целеустремленность.
  9. обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  10. расширятся представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Аникеич, С. А. Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование / С. А. Аникеич, О. А. Нечаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7868/ (дата обращения: 26.11.2024).
  2. Захарова Л.Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Е. Захарова.–
  3. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022 – 164 с.
  4. Карпова Н. М. Тико — конструирование [Текст]: метод, рекомендации/ Н.М Карпова. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  5. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
  6. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  7. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.
  8. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
  9. Носова Е.А.,  Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
  10. Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
  11. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tiko2.docx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для старшей и подготовительной группы "Удивительный космос" ко Дню космонавтики

Проект разработан для детей старшей , подготовительной группы как краткосрочный - 2 недели-, для пополнения знаний детей о космосе и космонавтах. В проект входят: подвижные игры, познавательные заняти...

Проект в старшей и подготовительной группе «Здравствуй лето!»

Проект в старшей и подготовительной группе«Здравствуй лето!»...

2020 год Однодневный проект в старшей и подготовительной группе «День книги»

Однодневный проектв старшей и подготовительной группе «День книги»...

Однодневный проект в старшей и подготовительной группе «День книги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края         Однодневный пр...

Краткосрочный проект в старшей и подготовительной группе "Никто не забыт и ничто не забыто"

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.В «Концепции патриотического воспита...

Краткосрочный проект для старших и подготовительных групп «Космос»

Проект в старших и подготовительных группах«Космос»Тип проекта : информационно-познавательный, творческий, краткосрочный -2022 г.Руководители проекта : Смагина А. ...

Проект в старшей и подготовительной группе "От зернышка до хлебушка"

Проект в старшей и подготовительной группе "От зернышка до хлебушка"...