долгосрочный проект "Календарь народной куклы"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Народны
- Обрядовые. Изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
- Куклы-обереги. Делались из золы, кусочков ткани, берёзовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определённого человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
- Игровые народные куклы. Делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани.
Некоторые виды народных кукол:
- Кувадка. Эта кукла встречала младенца в мире людей и оберегала его. Такие куколки подвешивали над люлькой ребёнка.
- Вепсская кукла. Создавалась исключительно руками матери ребёнка и предохраняла его от «дурного глаза».
- Куклы «12 лихорадок». Считалось, что эти куколки оберегают детей от болезней. Создавали 12 фигурок из лоскутков, которые скрепляли одной нитью.
- Зерновушка. Эта кукла делалась после сбора урожая и набивалась зерном. Она служила оберегом семьи, выражая надежду на сытый и благополучный год.
- Неразлучники. Эта кукла использовалась в русской свадебной традиции. Она дарилась молодожёнам в знак единства их судьбы, согласия и любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированной
направленности №4
г. Сосновоборска
Проект:
«Календарь народной куклы»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Календарь народной куклы»».
Вид проекта: творческий
Участники проекта: дети, родители, педагог , и педагоги МАДОУ ДСКН 4
Возрастная группа: подготовительный к школе дошкольный возраст
Длительность: Долгосрочный
Сроки проекта
• Начало проекта: сентябрь 2023г.
• Окончание проекта: август 2024г.
Цели:
1. Для детей: Формировать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой.
2. для педагога: Исследовать влияние народной куклы на развитие ребенка.
3. для родителей: Сблизить детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами народной куклы, историей их возникновения, традициями изготовления и применения, с их использованием в современном мире.
2. Научить детей дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома вместе с родителями.
3. Воспитать интерес и бережное отношение к народной кукле, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
4. Создать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.
5. Развить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.
6. Усовершенствовать навыки работы коллективного творчества
7. Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.
Образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Речевое развитие;
5. Физическое развитие
Ожидаемые результаты:
Дошкольники :
• проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;
• знают названия народных кукол
• умеют изготавливать при помощи взрослого некоторые народные куклы;
Авторы проекта – Табакаева О.А.. воспитатель МАДОУ ДСКН №4, г. Сосновоборска , первая квалификационная категория.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
народная пословица.
Традиции изготовления народных тряпичных кукол - важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями нашего народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для нас, педагогов.
Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к народной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.
Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т. д.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У дошкольников:
• расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы
• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
• дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
• овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для педагогов:
• появится тесный контакт с родителями воспитанников
• повысится статус группы
• пополнится предметно — развивающая среда
• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей
• родители станут активными помощниками в жизни группы
• отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Предложить детям сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
5. Изучить основные виды русских народных кукол
6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению народных кукол
7. Провести консультацию для родителей на тему: «История народной куклы
Подготовительный этап
1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).
3. Разработка плана по реализации проекта
Основной этап
Работа с детьми:
1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки», «История возникновения народной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».
2. Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Собери узор»
5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Праскева пятница»; «Коза», «Неразлучники» и.др.
6. Чтение художественной литературы: «М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
8. Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»; изготовление совместно с педагогами календаря народных кукол
9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно»,
Работа с родителями:
1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).
3. Мастер – класс «Изготовление народной куклы «Козы».
4. Презентация календаря народной куклы изготовленного детьми совместно с педагогами группы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
• принцип доступности изучаемого материала;
• принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
• принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
• принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Реализация проекта «Календарь народной куклы» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.
Содержание проекта базируется на:
• русском народном фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.
Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
• Изучается история традиционной русской народной куклы и ее виды.
• Осваивается технология выполнения тряпичных кукол, изготовлены образцы кукол.
• проведен мастер-класс по изготовлению оберега - куклы «Козы» с родителями.
• оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...
Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»
Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»...
Приобщение детей к истокам русской народной культуре через календарь русской куклы
Народный календарь – дневник жизни Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал...
Образовательный проект «Театр природы: народные куклы в календаре природы»
Презентация к проекту https://youtu.be/JehLoQ6rtTs Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового кален...
Календарь 2019 год " Народная кукла"
Календарь по месяцам с описанием народных кукол...
Календарь народной куклы
В настоящее время актуальным направлением является формирование у ребенка этнического самосознания , интереса к национальной культуре и традициям. Детям обязательно знать историю своего народы....
Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...