Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Продолжаем учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_konstruirovaniem.docx225.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур».

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях;
  • Формировать зрительный и осязательный способы обследования изображенных на деталях элементов;
  • Учить детей располагать фигуры в названных направлениях микропространства: справа, слева, в середине.

Развивающие:

  • развивать представления о форме простейших геометрических фигур; • развивать цветовосприятие, осязательное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность, усидчивость, самостоятельнось.
  • Уважительное отношение к сверстникам (умение слушать товарища).

Материалы: тактильно- магнитный (плоскостной) конструктор, фигурки персонажей, магнитные планшеты.

Содержание занятия

Орг. момент.

Педагог: ребята, сегодня вас ждет, что то необычное, закройте глаза…

(ставит перед ними коробку с набором для конструирования).

Педагог: «А теперь откройте. Что это за странная коробка перед нами? Давайте заглянем в нее».

(Открывают коробку и обнаруживают в ней детали конструктора и небольшие фигурки персонажей – девочки и мальчика).

Педагог: (озвучивает их): «Здравствуйте! Мы – веселые строители. Меня зовут Варвара. А я – Егорка. Наша коробка не простая: в ней – волшебные детали, из которых можно построить много-много всего интересного. Вот, смотри!»

(Педагог дает детям возможность ознакомиться с содержимым коробки, рассмотреть образцы, детали конструктора).

Педагог: Что можно построить?(рассматривание образцов)

Дети: кошечку или собачку, снежинку, цветок или солнышко. И т.д.

Основная часть.

Педагог: У наших друзей – Варвары и Егора – есть любимые детали. Называйте по очереди, все признаки фигур, цвет, размер и форму.

Варюше больше всего нравятся вот такие (показ).

(Перед ребенком на микроплоскости, поочерёдно раскладываются детали с элементами разной формы и цвета., уточняются знания детей в узнавании и назывании признаков фигур. При затруднительных ответах детей помогает и называет.)

Дети: это большой, черный круг,

это большой, синий квадрат,

это маленький, зеленый треугольник и т.д

это большой, красный многоугольник

Педагог: Егору больше всего нравятся вот такие…

Дети: это большая, желтая трапеция

это синий, маленький ромб,

это желтый, маленький ромб

Педагог: Посмотрите внимательно на детали ромбовидной формы и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети: Они разные по цвету. Один ромб узкий и длинный, другой короткий и широкий.

Педагог: Молодцы, нашим веселым друзьям надоело сидеть в коробке, и они хотят побегать и порезвиться. Давайте построим для них дорожки. Вадим будет строить дорожку для Егора, чередуя фигуры по форме и цвету. Желтый большой многоугольник и маленький зелёный треугольник.

А Поля построит дорожку для Вари, чередуя такие фигуры как, красная большая трапеция, широкий синий ромб.

(Проводится упражнение «Дорожки» на группировку деталей с учетом формы и цвета)

Педагог: Здорово! Как обрадовались наши друзья! Хотят предложить вам поиграть в игру «Угадай фигуру на ощупь» Но прежде чем мы начнем, давайте почуствуем каждую из них. Как можно узнать треугольник?

Дети:У него три стороны, три угла.

Педагог Молодцы, верно, держим фигуру левой рукой, а указательным пальчиком правой обследуем фигуру.

Как узнать трапецию? Сколько сторон у неё? Чем она отличается от квадрата? Ведь у квадрата тоже четыре стороны.

Дети: у трапеции четыре стороны, верхняя сторона сужена, а у квадрата все стороны равны.

Педагог: Ребята потрогайте детали, Как вы думаете, почему они разные на ощупь?

(Если дети затрудняются ответить, предлагает выяснить это у персонажей; те «объясняют»: это для того, чтобы можно было узнать их цвет на ощупь.)

А вы сможете определить цвет фигуры на ощупь? Прежде чем вы попробуете, почувствуем каждую фигуру. Красная трапеция какая на ощупь? А желтая?

Синий квадрат какой на ощупь? А коричневый?

Педагог: Ну что? Одевай Илюша маску, попробуешь первым угадать форму фигуры и цвет с закрытыми глазами. Молодец! Здорово у тебя получилось. А теперь Поля попробует…(Угадывают 2 фигуры каждый)

Умнички!!! Поля поставит желтую трапецию в правый верхний угол, А Илюша коричневый квадрат в левый нижний угол на магнитном планшете.

Поля поставит черный круг в середину планшета, а Илюша зеленый треугольник в правый верхний угол.

Зрительная гимнастика:

Чтобы глазки не устали, Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим, Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

Опустим веки, закроем глаза ладошками.

А пока мы отдыхали, Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим, Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх – Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали, Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

\ Глазки закрыли! Глазки открыли!

3 раза Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова, И к занятию готовы!

Основная часть (продолжение).

Педагог: Приходилось ли вам строить из конструктора? что вы строили? (называются дома, ворота, машины и т.п.)

Педагог: обращаясь к персонажам: а что можно построить из вашего не совсем обычного конструктора.

Педагог озвучивает персонажей: «вы правы, наш конструктор не похож на другие, ведь мы сказали уже, он – волшебный; из этих деталей можно сделать не только дома и машины, но даже фигурки людей и зверей, цветы, бабочек, деревья – все, что захочешь! Вот, посмотри, какие красивые фигуры можно сделать!»

Педагог озвучивает персонажей: А хотите сами научиться строить такие? Тогда мы теб е все покажем и расскажем!»

Поля будет строить веселого человечка с подарком для Вари, а Илюша будет строить грузовую машину для Егора.

Сначала рассмотрим схему Человечка. Из каких фигур он собран? Начинаем рассматривать с верху вниз.

Поля: трапеция, это шляпа, голова многоугольник, руки два треугольника, туловище маленький квадрат, штаны строим из трех деталей трапеция и два ромба.

Педагог: А сейчас рассмотрим схему грузовой машиныC:\Users\глава\Pictures\п.png

Илюша: Кабина собирается из трех деталей- треугольник, квадрат и прямоугольник, кузов собирается из двух больших квадратов, большого треугольника, под кузовом опора-маленький квадрат и два прямоугольника. В кузове груз-он собран из двух трапеций и маленького треугольника. Колеса -три круга.

Педагог: Полина будет собирать свою постройку начиная с шляпы человечка, сверху вниз, Илюше удобнее начинать строить с кабины, слева направо. Не забывайте правильно соединять детали, прямо по отношению к друг другу, без промежутков, точно совмещая углы.

(Конструирование детьми по схеме)

Подведение итогов.

Педагог: По моему здорово мы провели время с нашими новыми друзьями Варей и Егором, понравилось вам работать с конструктором?

Давайте вспомним ещё раз чем мы с вами занимались?

Строили дорожки,

Угадывали форму, цвет фигур на ощупь,

Конструировали по схеме.

Молодцы! Егор и Варя возвращаются к себе в коробку и будут с нетерпением ждать новой встречи с вами.


Орг. момент.

Педагог: ребята, сегодня вас ждет, что то необычное, закройте глаза…

(ставит перед ними коробку с набором для конструирования).

Педагог: «А теперь откройте. Что это за странная коробка перед нами? Давайте заглянем в нее».

(Открывают коробку и обнаруживают в ней детали конструктора и небольшие фигурки персонажей – девочки и мальчика).

Педагог: (озвучивает их): «Здравствуйте! Мы – веселые строители. Меня зовут Варвара. А я – Егорка. Наша коробка не простая: в ней – волшебные детали, из которых можно построить много-много всего интересного. Вот, смотри!»

(Педагог дает детям возможность ознакомиться с содержимым коробки, рассмотреть образцы, детали конструктора).

Педагог: Что можно построить?(рассматривание образцов)

Дети: кошечку или собачку, снежинку, цветок или солнышко. И т.д.

Основная часть.

Педагог: У наших друзей – Варвары и Егора – есть любимые детали. Называйте по очереди, все признаки фигур, цвет, размер и форму.

Варюше больше всего нравятся вот такие (показ).

Дети: это большой, черный круг,

это большой, синий квадрат,

это маленький, зеленый треугольник и т.д

это большой, красный многоугольник

Педагог: Егору больше всего нравятся вот такие…

Дети: это большая, желтая трапеция

это синий, маленький ромб,

это желтый, маленький ромб

Педагог: Посмотрите внимательно на детали ромбовидной формы и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети: Они разные по цвету. Один ромб узкий и длинный, другой короткий и широкий.

Педагог: Молодцы, нашим веселым друзьям надоело сидеть в коробке, и они хотят побегать и порезвиться. Давайте построим для них дорожки. Вадим будет строить дорожку для Егора, чередуя фигуры по форме и цвету. Желтый большой многоугольник и маленький зелёный треугольник.

А Поля построит дорожку для Вари, чередуя такие фигуры как, красная большая трапеция, широкий синий ромб.

(Проводится упражнение «Дорожки» на группировку деталей с учетом формы и цвета)

Педагог: Здорово! Как обрадовались наши друзья! Хотят предложить вам поиграть в игру «Угадай фигуру на ощупь» Но прежде чем мы начнем, давайте почуствуем каждую из них. Как можно узнать треугольник?

Дети:У него три стороны, три угла.

Педагог Молодцы, верно, держим фигуру левой рукой, а указательным пальчиком правой обследуем фигуру.

Как узнать трапецию? Сколько сторон у неё? Чем она отличается от квадрата? Ведь у квадрата тоже четыре стороны.

Дети: у трапеции четыре стороны, верхняя сторона сужена, а у квадрата все стороны равны.

Педагог: Ребята потрогайте детали, Как вы думаете, почему они разные на ощупь?

(Если дети затрудняются ответить, предлагает выяснить это у персонажей; те «объясняют»: это для того, чтобы можно было узнать их цвет на ощупь.)

А вы сможете определить цвет фигуры на ощупь? Прежде чем вы попробуете, почувствуем каждую фигуру. Красная трапеция какая на ощупь? А желтая?

Синий квадрат какой на ощупь? А коричневый?

Педагог: Ну что? Одевай Илюша маску, попробуешь первым угадать форму фигуры и цвет с закрытыми глазами. Молодец! Здорово у тебя получилось. А теперь Поля попробует…(Угадывают 2 фигуры каждый)

Умнички!!! Поля поставит желтую трапецию в правый верхний угол, А Илюша коричневый квадрат в левый нижний угол на магнитном планшете.

Поля поставит черный круг в середину планшета, а Илюша зеленый треугольник в правый верхний угол.

Зрительная гимнастика:

Чтобы глазки не устали, Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим, Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

Опустим веки, закроем глаза ладошками.

А пока мы отдыхали, Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим, Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх – Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали, Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

\ Глазки закрыли! Глазки открыли!

3 раза Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова, И к занятию готовы!

Педагог: Приходилось ли вам строить из конструктора? что вы строили? (называются дома, ворота, машины и т.п.)

Педагог: обращаясь к персонажам: а что можно построить из вашего не совсем обычного конструктора.

Педагог озвучивает персонажей: «вы правы, наш конструктор не похож на другие, ведь мы сказали уже, он – волшебный; из этих деталей можно сделать не только дома и машины, но даже фигурки людей и зверей, цветы, бабочек, деревья – все, что захочешь! Вот, посмотри, какие красивые фигуры можно сделать!»

Педагог озвучивает персонажей: А хотите сами научиться строить такие? Тогда мы теб е все покажем и расскажем!»

Поля будет строить веселого человечка с подарком для Вари, а Илюша будет строить грузовую машину для Егора.

Сначала рассмотрим схему Человечка. Из каких фигур он собран? Начинаем рассматривать с верху вниз.

Поля: трапеция, это шляпа, голова многоугольник, руки два треугольника, туловище маленький квадрат, штаны строим из трех деталей трапеция и два ромба.

Педагог: А сейчас рассмотрим схему грузовой машины

Илюша: Кабина собирается из трех деталей- треугольник, квадрат и прямоугольник, кузов собирается из двух больших квадратов, большого треугольника, под кузовом опора-маленький квадрат и два прямоугольника. В кузове груз-он собран из двух трапеций и маленького треугольника. Колеса -три круга.

Педагог: Полина будет собирать свою постройку начиная с шляпы человечка, сверху вниз, Илюше удобнее начинать строить с кабины, слева направо. Не забывайте правильно соединять детали, прямо по отношению к друг другу, без промежутков, точно совмещая углы.

(Конструирование детьми по схеме)

Подведение итогов.

Педагог: По моему здорово мы провели время с нашими новыми друзьями Варей и Егором, понравилось вам работать с конструктором?

Давайте вспомним ещё раз чем мы с вами занимались?

Строили дорожки,

Угадывали форму, цвет фигур на ощупь,

Конструировали по схеме.

Молодцы! Егор и Варя возвращаются к себе в коробку и будут с нетерпением ждать новой встречи с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...

Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста ...

Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп

Проект на тему: Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп...

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур

Задачи:Образовательные:Продолжать учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях;Формировать зрительны...