Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Продолжаем учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_konstruirovaniem.docx | 225.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях;
- Формировать зрительный и осязательный способы обследования изображенных на деталях элементов;
- Учить детей располагать фигуры в названных направлениях микропространства: справа, слева, в середине.
Развивающие:
- развивать представления о форме простейших геометрических фигур; • развивать цветовосприятие, осязательное восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность, усидчивость, самостоятельнось.
- Уважительное отношение к сверстникам (умение слушать товарища).
Материалы: тактильно- магнитный (плоскостной) конструктор, фигурки персонажей, магнитные планшеты.
Содержание занятия
Орг. момент.
Педагог: ребята, сегодня вас ждет, что то необычное, закройте глаза…
(ставит перед ними коробку с набором для конструирования).
Педагог: «А теперь откройте. Что это за странная коробка перед нами? Давайте заглянем в нее».
(Открывают коробку и обнаруживают в ней детали конструктора и небольшие фигурки персонажей – девочки и мальчика).
Педагог: (озвучивает их): «Здравствуйте! Мы – веселые строители. Меня зовут Варвара. А я – Егорка. Наша коробка не простая: в ней – волшебные детали, из которых можно построить много-много всего интересного. Вот, смотри!»
(Педагог дает детям возможность ознакомиться с содержимым коробки, рассмотреть образцы, детали конструктора).
Педагог: Что можно построить?(рассматривание образцов)
Дети: кошечку или собачку, снежинку, цветок или солнышко. И т.д.
Основная часть.
Педагог: У наших друзей – Варвары и Егора – есть любимые детали. Называйте по очереди, все признаки фигур, цвет, размер и форму.
Варюше больше всего нравятся вот такие (показ).
(Перед ребенком на микроплоскости, поочерёдно раскладываются детали с элементами разной формы и цвета., уточняются знания детей в узнавании и назывании признаков фигур. При затруднительных ответах детей помогает и называет.)
Дети: это большой, черный круг,
это большой, синий квадрат,
это маленький, зеленый треугольник и т.д
это большой, красный многоугольник
Педагог: Егору больше всего нравятся вот такие…
Дети: это большая, желтая трапеция
это синий, маленький ромб,
это желтый, маленький ромб
Педагог: Посмотрите внимательно на детали ромбовидной формы и скажите, чем они отличаются друг от друга?
Дети: Они разные по цвету. Один ромб узкий и длинный, другой короткий и широкий.
Педагог: Молодцы, нашим веселым друзьям надоело сидеть в коробке, и они хотят побегать и порезвиться. Давайте построим для них дорожки. Вадим будет строить дорожку для Егора, чередуя фигуры по форме и цвету. Желтый большой многоугольник и маленький зелёный треугольник.
А Поля построит дорожку для Вари, чередуя такие фигуры как, красная большая трапеция, широкий синий ромб.
(Проводится упражнение «Дорожки» на группировку деталей с учетом формы и цвета)
Педагог: Здорово! Как обрадовались наши друзья! Хотят предложить вам поиграть в игру «Угадай фигуру на ощупь» Но прежде чем мы начнем, давайте почуствуем каждую из них. Как можно узнать треугольник?
Дети:У него три стороны, три угла.
Педагог Молодцы, верно, держим фигуру левой рукой, а указательным пальчиком правой обследуем фигуру.
Как узнать трапецию? Сколько сторон у неё? Чем она отличается от квадрата? Ведь у квадрата тоже четыре стороны.
Дети: у трапеции четыре стороны, верхняя сторона сужена, а у квадрата все стороны равны.
Педагог: Ребята потрогайте детали, Как вы думаете, почему они разные на ощупь?
(Если дети затрудняются ответить, предлагает выяснить это у персонажей; те «объясняют»: это для того, чтобы можно было узнать их цвет на ощупь.)
А вы сможете определить цвет фигуры на ощупь? Прежде чем вы попробуете, почувствуем каждую фигуру. Красная трапеция какая на ощупь? А желтая?
Синий квадрат какой на ощупь? А коричневый?
Педагог: Ну что? Одевай Илюша маску, попробуешь первым угадать форму фигуры и цвет с закрытыми глазами. Молодец! Здорово у тебя получилось. А теперь Поля попробует…(Угадывают 2 фигуры каждый)
Умнички!!! Поля поставит желтую трапецию в правый верхний угол, А Илюша коричневый квадрат в левый нижний угол на магнитном планшете.
Поля поставит черный круг в середину планшета, а Илюша зеленый треугольник в правый верхний угол.
Зрительная гимнастика:
Чтобы глазки не устали, Поиграем вместе с Варей:
Мы налево поглядим, Мы направо поглядим;
Ну а что там впереди?
А теперь поспим немножко:
Опустим веки, закроем глаза ладошками.
А пока мы отдыхали, Варвара рассыпала детали!
Ну-ка, вниз мы поглядим, Все детали разглядим!
А теперь посмотрим вверх – Выше всех, дальше всех!
А сейчас дружно встали, Потянулись вместе с Варей,
Наклонились вместе с Варей.
\ Глазки закрыли! Глазки открыли!
3 раза Присели! Встали! Сели!
Веселы, бодры мы снова, И к занятию готовы!
Основная часть (продолжение).
Педагог: Приходилось ли вам строить из конструктора? что вы строили? (называются дома, ворота, машины и т.п.)
Педагог: обращаясь к персонажам: а что можно построить из вашего не совсем обычного конструктора.
Педагог озвучивает персонажей: «вы правы, наш конструктор не похож на другие, ведь мы сказали уже, он – волшебный; из этих деталей можно сделать не только дома и машины, но даже фигурки людей и зверей, цветы, бабочек, деревья – все, что захочешь! Вот, посмотри, какие красивые фигуры можно сделать!»
Педагог озвучивает персонажей: А хотите сами научиться строить такие? Тогда мы теб е все покажем и расскажем!»
Поля будет строить веселого человечка с подарком для Вари, а Илюша будет строить грузовую машину для Егора.
Сначала рассмотрим схему Человечка. Из каких фигур он собран? Начинаем рассматривать с верху вниз.
Поля: трапеция, это шляпа, голова многоугольник, руки два треугольника, туловище маленький квадрат, штаны строим из трех деталей трапеция и два ромба.
Педагог: А сейчас рассмотрим схему грузовой машины
Илюша: Кабина собирается из трех деталей- треугольник, квадрат и прямоугольник, кузов собирается из двух больших квадратов, большого треугольника, под кузовом опора-маленький квадрат и два прямоугольника. В кузове груз-он собран из двух трапеций и маленького треугольника. Колеса -три круга.
Педагог: Полина будет собирать свою постройку начиная с шляпы человечка, сверху вниз, Илюше удобнее начинать строить с кабины, слева направо. Не забывайте правильно соединять детали, прямо по отношению к друг другу, без промежутков, точно совмещая углы.
(Конструирование детьми по схеме)
Подведение итогов.
Педагог: По моему здорово мы провели время с нашими новыми друзьями Варей и Егором, понравилось вам работать с конструктором?
Давайте вспомним ещё раз чем мы с вами занимались?
Строили дорожки,
Угадывали форму, цвет фигур на ощупь,
Конструировали по схеме.
Молодцы! Егор и Варя возвращаются к себе в коробку и будут с нетерпением ждать новой встречи с вами.
Орг. момент. Педагог: ребята, сегодня вас ждет, что то необычное, закройте глаза… (ставит перед ними коробку с набором для конструирования). Педагог: «А теперь откройте. Что это за странная коробка перед нами? Давайте заглянем в нее». (Открывают коробку и обнаруживают в ней детали конструктора и небольшие фигурки персонажей – девочки и мальчика). Педагог: (озвучивает их): «Здравствуйте! Мы – веселые строители. Меня зовут Варвара. А я – Егорка. Наша коробка не простая: в ней – волшебные детали, из которых можно построить много-много всего интересного. Вот, смотри!» (Педагог дает детям возможность ознакомиться с содержимым коробки, рассмотреть образцы, детали конструктора). Педагог: Что можно построить?(рассматривание образцов) Дети: кошечку или собачку, снежинку, цветок или солнышко. И т.д. Основная часть. | Педагог: У наших друзей – Варвары и Егора – есть любимые детали. Называйте по очереди, все признаки фигур, цвет, размер и форму. Варюше больше всего нравятся вот такие (показ). Дети: это большой, черный круг, это большой, синий квадрат, это маленький, зеленый треугольник и т.д это большой, красный многоугольник Педагог: Егору больше всего нравятся вот такие… Дети: это большая, желтая трапеция это синий, маленький ромб, это желтый, маленький ромб Педагог: Посмотрите внимательно на детали ромбовидной формы и скажите, чем они отличаются друг от друга? Дети: Они разные по цвету. Один ромб узкий и длинный, другой короткий и широкий. Педагог: Молодцы, нашим веселым друзьям надоело сидеть в коробке, и они хотят побегать и порезвиться. Давайте построим для них дорожки. Вадим будет строить дорожку для Егора, чередуя фигуры по форме и цвету. Желтый большой многоугольник и маленький зелёный треугольник. А Поля построит дорожку для Вари, чередуя такие фигуры как, красная большая трапеция, широкий синий ромб. (Проводится упражнение «Дорожки» на группировку деталей с учетом формы и цвета) |
Педагог: Здорово! Как обрадовались наши друзья! Хотят предложить вам поиграть в игру «Угадай фигуру на ощупь» Но прежде чем мы начнем, давайте почуствуем каждую из них. Как можно узнать треугольник? Дети:У него три стороны, три угла. Педагог Молодцы, верно, держим фигуру левой рукой, а указательным пальчиком правой обследуем фигуру. Как узнать трапецию? Сколько сторон у неё? Чем она отличается от квадрата? Ведь у квадрата тоже четыре стороны. Дети: у трапеции четыре стороны, верхняя сторона сужена, а у квадрата все стороны равны. Педагог: Ребята потрогайте детали, Как вы думаете, почему они разные на ощупь? (Если дети затрудняются ответить, предлагает выяснить это у персонажей; те «объясняют»: это для того, чтобы можно было узнать их цвет на ощупь.) А вы сможете определить цвет фигуры на ощупь? Прежде чем вы попробуете, почувствуем каждую фигуру. Красная трапеция какая на ощупь? А желтая? Синий квадрат какой на ощупь? А коричневый? | Педагог: Ну что? Одевай Илюша маску, попробуешь первым угадать форму фигуры и цвет с закрытыми глазами. Молодец! Здорово у тебя получилось. А теперь Поля попробует…(Угадывают 2 фигуры каждый) Умнички!!! Поля поставит желтую трапецию в правый верхний угол, А Илюша коричневый квадрат в левый нижний угол на магнитном планшете. Поля поставит черный круг в середину планшета, а Илюша зеленый треугольник в правый верхний угол. Зрительная гимнастика: Чтобы глазки не устали, Поиграем вместе с Варей: Мы налево поглядим, Мы направо поглядим; Ну а что там впереди? А теперь поспим немножко: Опустим веки, закроем глаза ладошками. А пока мы отдыхали, Варвара рассыпала детали! Ну-ка, вниз мы поглядим, Все детали разглядим! А теперь посмотрим вверх – Выше всех, дальше всех! А сейчас дружно встали, Потянулись вместе с Варей, Наклонились вместе с Варей. \ Глазки закрыли! Глазки открыли! 3 раза Присели! Встали! Сели! Веселы, бодры мы снова, И к занятию готовы! |
Педагог: Приходилось ли вам строить из конструктора? что вы строили? (называются дома, ворота, машины и т.п.) Педагог: обращаясь к персонажам: а что можно построить из вашего не совсем обычного конструктора. Педагог озвучивает персонажей: «вы правы, наш конструктор не похож на другие, ведь мы сказали уже, он – волшебный; из этих деталей можно сделать не только дома и машины, но даже фигурки людей и зверей, цветы, бабочек, деревья – все, что захочешь! Вот, посмотри, какие красивые фигуры можно сделать!» Педагог озвучивает персонажей: А хотите сами научиться строить такие? Тогда мы теб е все покажем и расскажем!» Поля будет строить веселого человечка с подарком для Вари, а Илюша будет строить грузовую машину для Егора. Сначала рассмотрим схему Человечка. Из каких фигур он собран? Начинаем рассматривать с верху вниз. Поля: трапеция, это шляпа, голова многоугольник, руки два треугольника, туловище маленький квадрат, штаны строим из трех деталей трапеция и два ромба. | Педагог: А сейчас рассмотрим схему грузовой машины Илюша: Кабина собирается из трех деталей- треугольник, квадрат и прямоугольник, кузов собирается из двух больших квадратов, большого треугольника, под кузовом опора-маленький квадрат и два прямоугольника. В кузове груз-он собран из двух трапеций и маленького треугольника. Колеса -три круга. Педагог: Полина будет собирать свою постройку начиная с шляпы человечка, сверху вниз, Илюше удобнее начинать строить с кабины, слева направо. Не забывайте правильно соединять детали, прямо по отношению к друг другу, без промежутков, точно совмещая углы. (Конструирование детьми по схеме) Подведение итогов. Педагог: По моему здорово мы провели время с нашими новыми друзьями Варей и Егором, понравилось вам работать с конструктором? Давайте вспомним ещё раз чем мы с вами занимались? Строили дорожки, Угадывали форму, цвет фигур на ощупь, Конструировали по схеме. Молодцы! Егор и Варя возвращаются к себе в коробку и будут с нетерпением ждать новой встречи с вами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...
Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста ...
Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп
Проект на тему: Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп...
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....
Знакомство с плоскостным конструированием; развитие представлений о форме геометрических фигур
Задачи:Образовательные:Продолжать учить конструировать по схеме, соблюдая правила постройки плоскостного конструирования и способами соединения деталей в плоскостных конструкциях;Формировать зрительны...
Картотека дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей. Назови геометрическую фигуру
Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами...