Программа "Тестопластика"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Шайгарданова Регина Вячеславовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТЕСТОПЛАСТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tetoplastika.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №1 «Рябинка»

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете № 1

«30» 08. 2020 г.

Протокол педсовета № 1

Утверждаю:

Заведующий

Саитова Ю.В.

_________________                              

Приказ № 348

 от «30» 08. 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТЕСТОПЛАСТИКА»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы составители:

Шайгарданова Р.В.,

Педагог доп. образование

Город  Нефтеюганск

2020 год


Содержание

стр

  1. Пояснительная записка

2

  1. Целевой раздел. Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты. Сроки реализации программы. Формы и режим образовательной деятельности .

5

  1. Содержательный раздел .

6

  1. Календарный учебный план

7

  1. Работа с родителями

10

  1. Материально- техническое обеспечение

10


Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Тестопластика» разработана в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р,

-Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);

-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Актуальность и педагогическая целесообразность

              В соответствии с Законом «Об образовании» в РФ», Федеральным государственным   образовательным стандартом дошкольного образования, «Конвенцией о правах ребенка», утверждающими право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения была разработана программа дополнительного образования «Тестопластика», в основе которой занятия с детьми с использованием нетрадиционных техник – пластилинографии и тестопластики. Программа разработана с учетом психологических аспектов развития ребенка дошкольного возраста.

В настоящее время доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, познавательных способностей ребенка, становлению его речи. Значит, чтобы развивался мозг необходимо тренировать руки. В дальнейшем это даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости актуальна. И именно занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию гибкости, силы, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

На занятиях тестопластикой дети не только лепят из соленого теста, но и раскрашивают свои изделия по своему замыслу, используя при этом кисть, краски (гуашевые либо акриловые). Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Тестопластика — это старинный русский народный промысел, упоминается в летописях уже в 12 веке. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль- служили оберегами.  «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб, да соль, чтобы в доме было изобилие» - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Центром промысла являлась Архангельская область. Данный промысел был утерян во времена Первой и Второй мировых войн в связи с нехваткой материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.  

Соленое тесто - это очень удобный и пластичный материал, его можно раскрасить как в процессе работы, так и после высыхания, он надолго сохраняет свою форму.  

Этот жанр представляет собой создание фигурок, оберегов, картин, панно, композиций. Возможно использование различных материалов, например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным и другим подручным материалом.

Основной материал на занятиях- тесто, а основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умений зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что развивает мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов - раскатывание, сплющивание, разминание и доступна детям уже среднего дошкольного возраста.  Но и при всем при этом работа с тестом развивает такое личностное качество как терпение, выдержка, так как для окрашивания изделий из соленого теста необходимо выждать, пока они высохнут, а это занимает два-три дня, в зависимости от величины изделия.  

         Занятия тестопластикой предоставляют большую возможность для развития и обучения детей. Они развивают конструктивные способности, формируют художественный вкус, умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Занятия тестопластикой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, пространственное мышление, воображение, способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной чувствительности детей, (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

На занятиях по тестопластике у ребенка укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок, таким образом, подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, математике, ознакомлению с художественной литературой, с наблюдениями за живыми объектами и т. д.).

Еще одной специфической чертой занятия тестопластикой является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности углубляет у детей интерес к лепке из соленого теста, расширяет возможности общения со взрослыми и сверстниками.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

  • Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
  • Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей,  
  • Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.
  • Изготавливать не только игрушки для себя, но в большей мере подарки для своих близких.
  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Для работы в технике тестопластика важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Занимаясь тестопластикой, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

  1. Целевой раздел.

1.1.Цель и задачи программы

Цель:

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей.

Задачи

- Обучить основным приемам тестопластики: раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление.

-  Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины;

-  Развивать конструктивное мышление и воображение.

-  Развивать творческие способности детей, активизировать проявление фантазии.

- Формировать художественный вкус, воспитывать навыки аккуратной работы с соленым тестом, учить ровно и аккуратно раскрашивать изготовленное изделие.

- Учить обследовать различные предметы с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, величины, цвета,

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.

-Воспитывать личностные качества выдержку, терпение, желание  доводить начатую работу до конца.

  1. Ожидаемые результаты
  • Овладение основными приемами тестопластики.
  • Развитие мелкой моторики, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук.
  • Сформированность  сенсорных эталонов формы, цвета и величины.
  • Дети могут принимать задачу, при необходимости действовать по образцу, а затем -по словесному указанию.
  • Развитие конструктивного мышления, воображения, творческих способностей
  • Развитие художественного вкуса, формирование навыков аккуратной работы с соленым тестом, умения ровно и аккуратно раскрасить изготовленное изделие
  • Развитие личностных качеств выдержки, терпения, желания  доводить начатую работу до конца.
  1.  Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

В реализации программы участвуют дети среднего дошкольного возраста

 1.4.       Сроки реализации программы 

Срок реализации ДООП «Тестопластика» составляет 1 год обучения:

- 1 час в неделю

- 24 часа в год.

           1.5. Формы и режим образовательной деятельности

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на детские одновозрастные группы в количестве  10 -12 человек.

В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из Учреждения и др.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и использование дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков может быть различной.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН из расчета не менее 4,0 м2 на одного обучающегося.

Продолжительность занятия: 20 минут.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Методическое обеспечение программы

Методика обучения

Образовательная деятельность тестопластикой с детьми среднего дошкольного возраста начинается с создания несложного изделия в сотворчестве с воспитателем. Постепенно задачи усложняются, активизируется воображение детей, им предоставляется возможность проявлять фантазии.

Первоначальными приёмами обучения в тестопластике являются: раскатывание шариков из теста круговыми движениями, раскатывание колбасок прямыми движениями, расплющивание и вырезание. В дальнейшем дети начинают соединять детали. Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Формируя навыки раскатывания, важно научить детей прилагать усилия пальцами, а при необходимости формирования шариков большего размера - ладошками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный палец ребёнка и помогает раскатать тесто, поворачивает палец в нужном направлении. То же проделывается и с ладошками. Основные направления раскатывания - сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал тесто ногтем.

Для работы с детьми среднего дошкольного возраста выбрано соленое тесто, потому что на данном этапе развития ребенка оно вызывает больший интерес, чем пластилин. Так как данное художественное средство еще не знакомо детям, и в детском саду ранее не использовалось в совместной деятельности с детьми.

При создании изделий из соленого теста необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: зубочистки, стеки, бисер, макароны. Использование этих предметов также способствуют развитию мелкой моторики.

В образовательной деятельности с детьми используются сюжеты, близкие опыту детей: приключения колобка, рыбки; изготовление конфеток, игрушек, цветочков и пирогов для кукол, и др.

Для успешного формирования навыков работы с тестом используются следующие приемы:

Воспроизведение движений в воздухе. Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «шарики», расплющивать и раскатывать.

Совместные (или «пассивные») действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его палец или ладошки в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах картона (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом обсуждают варианты расположения их на фоне. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время образовательной деятельности. После раскрашивания и последующего высыхания все изделия приклеиваются к фону. Затем фон располагается вертикально и используется для украшения группы или холла Учреждения.

На занятиях используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, которые подбираются по теме занятия и способствуют расширению представлений о характерных особенностях объекта, более точному и детальному его изображению, проявлению творчества. На занятиях используются компьютерные презентации, что позволяет детям иметь наглядную опору.

        Игровая мотивация.

Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, помогая определить пути и средства решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        Игровые приемы.

Игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий. Обучая детей тестопластике, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес.  Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием, ребенок должен усердно потрудиться и  испытать радость от собственных достижений. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке.

Оценка деятельности.

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы «скульпторов», особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, как в дальнейшем будут использоваться изготовленные поделки.

  1. Принципы обучения

          При проведении занятий необходимо следовать следующим принципам:

  1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
  2. Принцип индивидуализации процесса обучения.
  3. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
  4. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
  5. Принцип сознательности и активности.
  6. Принцип наглядности.

  1. Техника безопасности

 Солёное тесто - несъедобно!

 Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.

 После работы с тестом обязательно надо вымыть руки с мылом.

2.4.Календарный учебный план.

Дата

Тема

Количество часов

Задачи

Форма контроля

1

08.10

Корзина с яблоками

1

Развивать умение раскатывать тесто  прямыми движениями между ладонями, скреплять детали.

Развивать эстетическое восприятие. Учить действовать по образцу и понимать учебную задачу

Выполнение контрольных заданий

2

15.10

Подсолнух

1

Развивать умение лепить шар-раскатывать кусочек теста между ладонями круговыми движениями. Учить отщипывать небольшие кусочки  и расплющивать на картоне. Продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) Учить действовать по образцу и понимать учебную задачу

Выполнение контрольных заданий

3

22.10

Утенок

1

Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, голова, туловище, вытянутый клюв, хвостик и  прочно скреплять части. Учить действовать по образцу и понимать учебную задачу. Упражнять в сплющивании(клюв)
Формировать эталон величины.

Выполнение контрольных заданий

4

29.10

Цыпленок

1

Продолжать учить раскатывать круговыми движениями, создавать работу из нескольких частей, и прочно скреплять части. Формировать эталоны величины и цвета

Выполнение контрольных заданий

5

05.11

Птичка синичка

1

Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Учить действовать по образцу и понимать учебную задачу. Формировать сенсорные эталоны формы, велечины, цвета.

Выполнение контрольных заданий

6

12.11

Ежик

1

Учить использовать способы раскатывания, сплющивания, вытягивания. Прочно скреплять детали. Учить пользоваться стеком при вырезании туловища. Учить действовать по образцу и понимать учебную задачу.

Выполнение контрольных заданий

7

19.11

Ёлочка

1

Развивать мелкую моторику. Вырезать силуэт елочки по шаблону с помощью стеки. Проявлять  творчество в создании елочки, украшать различными элементами.

Выполнение контрольных заданий

8

26.11

Елочные украшения

1

Учить расплющивать шар. Учить отламывать от большого куска маленькие кусочки и украшать ими форму елочной игрушки. Развивать творчество

Выполнение контрольных заданий

9

03.12

Елочные укращения

1

Учить ровно и аккуратно раскрашивать изготовленное изделие. Учить проявлять в создании работы творчество.

Выполнение контрольных заданий

10

10.12

Дед Мороз

1

Учить пользоваться стеком, вырезать силуэт деда мороза. Учить присоединять отдельные части. Учить проявлять в создании работы творчество.

Выполнение контрольных заданий

11

17.12

Подсвечник

1

Учить раскатывать комочки теста в жгутики Учить плести косичку из двух жгутиков.

Выполнение контрольных заданий

12

24.12

Снежинка

1

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Учить раскатывать  комочки теста прямыми движениями в тонкие жгутики и располагать их на плоскости.  Проявлять творчество в процессе работы.

Выполнение контрольных заданий

13

04.02

Белочка

1

Учить лепить белочку,  состоящую из нескольких частей (голова, туловище, хвост), прочно скреплять части тела. Учить действовать по образцу и словесному указанию.

Выполнение контрольных заданий

14

11.02.

Птицы на ветке

1

Учить раскатывать круговыми движениями комочки теста и расплющивать их. Формировать эталоны величины, цвета, формы.  Учить действовать по словесному указанию.

Выполнение контрольных заданий

15

18.02

Подарок папе (танк)

1

Продолжать учить разминать тесто, расплющивать его, прикладывать силуэт танка на тесто и вырезать стеком по силуэту. Продолжать учить соединять детали. Воспитывать любовь к папе, желание сделать для него подарок.

Выполнение контрольных заданий

16

25.02

Подарок маме

(тюльпаны)

1

Учить отщипывать кусочки теста от большого куска. Продолжать учить раскатывать жгутики прямыми движениями.  Упражнять в сплющивании жгутиков, превращая их в лепестки. Продолжать учить прочно скреплять детали. Продолжать учить действовать по словесному указанию.

Выполнение контрольных заданий

17

03.03

Подснежник

1

Учить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска. Продолжать учить раскатывать жгутики прямыми движениями, прочно скреплять детали. Формировать эталоны цвета. Продолжать учить действовать по словесному указанию.

Выполнение контрольных заданий

18

10.03

Пасхальное яичко

1

Учить лепить предмет овальной формы. Учить проявлять творчество в процессе работы- украшения яйца бисером.

Выполнение контрольных заданий

19

17.03

В далеком космосе
(Ракета)

1

Упражнять в умении расплющивать тесто, вырезать силуэт ракеты при помощи стека. Формировать эталон цвета. Учить действовать по словесному указанию.

Выполнение контрольных заданий

20

24.03

Кораблик

1

Упражнять в умении лепить кораблик состоящий из нескольких частей (парус, борт), прочно скреплять  части. Упражнять в умении действовать по инструкции.

Выполнение контрольных заданий

21

07.04

Кораблик

1

Упражнять в умении ровно и аккуратно раскрашивать  изготовленное изделие. Учить действовать по образцу.

Выполнение контрольных заданий

22

14.04

Солнышко

1

Учить создавать образ солнышка, вырезая по шаблону солнышко с зубчиками, учить  прочно прикреплять мелкие детали.  

Выполнение контрольных заданий

23

21.04

Божья коровка

1

Учить  отщипывать кусочки теста, раскатывать шар, прочно присоединять детали (крылышки, усики, точки).

Выполнение контрольных заданий

24

28.04

Улитка

1

Учить раскатывать комочки теста в жгутики, прочно присоединять детали

Выполнение контрольных заданий

  1. Работа с родителями:

Задачи:

  1. Предоставить родителям информацию о программе.
  2. Повышать информационную компетентность, уровень психолого-педагогических знаний и практических навыков родителей в вопросах развития ручной умелости у детей среднего   дошкольного возраста.
  3. Активизировать родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом и детьми.

Формы работы с родителями

  • Тематические консультации.
  • Педагогические беседы с родителями.
  • Опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников;

2.6. Материально-техническое обеспечение программы

Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды.

Рецепт приготовления солёного теста.

 200 г муки

200 г соли

125 мл воды

2 ст. ложки растительного масла либо 1 ст. ложка крема для рук (для придания эластичности)

В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем — муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте сначала соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Затем добавьте 2 ст. ложки растительного масла,  либо 1 ст. ложку крема для рук для придания эластичности.

Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало. Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений..

Материалы и оборудование:

  • мольберт с иллюстрациями по теме,
  • соль, мука, вода, растительное масло, крем для рук, гуашь, кисти,
  •  карточки с художественным словом (подборка стихов, потешек, загадок об объектах познания,
  • полуготовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30),
  • небольшие комочки соленого теста для каждого ребенка (несколько штук в зависимости от объема поделки),
  • досочки,
  • тканевые салфетки,
  • бросовый и природный материалы,
  • подручные материалы: бисер, стеки, зубочистки, макароны и т. д.                
  • фонотека записей музыкальных произведений для сопровождения занятий.
  • сценарий итогового занятия «Посвящение в мастера».

2.7. Список использованной  литературы

1.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ В.С.

2.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста «Издательство Мир книги», г. Москва, 2009..

  3.И. Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, - Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007

4.Румянцева Е.А. Соленные фантазии г. Москва «АЙРИС-пресс», 2007г

5.Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г

              6.Е.Р.Бычкова. Лепим из солёного теста «АСТ, Полиграфиздат»,  2010

7.Б. Казагранда Поделки из соленого теста «АРТ-Родник», 2007

8.Интернет ресурсы:

www.nsportal.ru

www.jlady.ru

www.skovschool1narod.ru

www.stranamasterov.ru

www.pandia.ru

Приложение

Педагогическая диагностика.

Показатели:

- Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, отщипывать, вдавливать    сплющивать, разминать

- Сформированы сенсорные эталоны цвета, формы велечины

- Умеет лепить различные предметы состоящие из нескольких частей, прочно скреплять  части

- Умеет ровно и аккуратно раскрасить изготовление изделие

- Проявляет творчество в процессе работы

Оценка результатов: 

3-достаточный уровень
2-близкий к достаточному
1-недостаточный уровень

Ф.И.
Ребенка

Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, отщипывать, вдавливать    сплющивать, разминать

Сформированы сенсорные эталоны цвета, формы величины

Умеет лепить различные предметы состоящие из нескольких частей,
прочно скреплять  части

Умеет ровно и аккуратно раскрасить изготовление изделие

Проявляет творчество в процессе работы

Понимает учебную задачу, действует по образцу словесному указанию

Понимает учебную задачу, действует по словесному указанию

Итог

Оценка результатов;
3-достаточный уровень
2-близкий к достаточному
1-недостаточны