Картотека игр для средней, старшей и подготовительной групп
картотека по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Картотека игр для средней, старшей и подготовительной групп (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, шнуровальный планшет, "Сложи узор" Никитина, "Шнур-Затейник" Воскобовича, конструктор Лего).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 723.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Игра «Зайка»
Цель: закрепление умения сравнивать предметы по длине и высоте; обозначение словами результат сравнения.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
Описание: Прочитать стихотворение А. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить зайку из палочек, диктуя последовательность:
– Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число обозначает этот цвет?
– Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?
– А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?
– Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?
– Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?
– Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.
– Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки.
– Давайте сделаем еще одну скамейку. Сиденье у нее должно быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек розового цвета.
– Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)
– Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.)
- Игра «Разноцветные флажки»
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных.
Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Вопросы
– Какой формы флажки?
– Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
– Сколько всего фигур?
– Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
– Какие стороны треугольника? (Равные.) Как это проверить?
– Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника? Как это можно узнать?
СТАРШАЯ ГРУППА
- Игра «Полосатая салфетка»
Цель. Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
Материал. Цветные счетные палочки: 5 фиолетовых, 3 желтых, 3 красных, 3 голубых, 3 розовых, 3 белых; карточка.
Описание: Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».
– Какого она цвета? (Фиолетового.)
– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.
– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?
– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)
– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.
– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)
– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.
Вопросы
– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?
– Как вы составили число шесть? (Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.)
– Какое число вы составили?
– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?
Игра «Твой любимый цветок»
Цель. Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости от времени года, выставку цветов.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок.
Вопросы
– Как называется цветок?
– Сколько палочек использовано в изображении цветка?
– Какого цвета палочки пошли на цветок?
– Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить.
Например: «Мой любимый цветок – ромашка. У него длинная палочка изображает стебель, короткие синие палочки – лепестки. Они расположены слева и справа от цветоножки». Или: «Мой любимый цветок – хризантема. Головка цветка состоит из девяти палочек одной длины. Серединка у него розовая. Стебель длинный, а листья короткие, одного цвета».
Работа парами. Найдите сходство и различие между цветами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- Игра «Хвойный бор»
Цель. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Вопросы и задания
– Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?
– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.)
– Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки.
– Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять.) Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола.) Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол.
– Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой.)
Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее.
– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.)
– Чем похожи все елки? Чем отличаются?
- Игра «Строим ворота»
Цель. Закреплять знания о цветовом и числовом значении палочек; упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, равные по высоте); в ориентировке в пространстве; в умении пользоваться словами: «внутри», «снаружи». Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на один.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 3 желтые, 2 красные, 2 фиолетовые, 1 черная, 1 голубая.
Описание: Педагог предлагаете детям сначала сделать ворота из двух фиолетовых и одной черной палочек, а затем внутри этих ворот сделать желтые ворота. После выполнения этого задания дает задание сделать еще одни ворота – внутри которых уместятся предыдущие ворота.
Вопросы
– Сколько всего ворот?
– Чему равна ширина самых высоких и самых низких ворот? (Черная – семи, а фиолетовая – шести.)
– Что можно сказать о ширине средних ворот? (Они шире голубых, но уже черных.)
– Чему равна высота столбов?
– Сколько всего палочек пошло на столбы? (Шесть.) А на перекладины? (Три.)
– Где находятся желтые ворота? (Внутри фиолетовых и снаружи голубых.)
– Назовите игрушки, которые вкладываются друг в друга, как наши ворота? (Матрешки, мисочки, бочонки.)
– Как можно назвать эти игрушки одним словом? (Вкладыши.)
БЛОКИ ДЬЕНЕША
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Дидактическая игра «МАГАЗИН»
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.).
- Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
СТАРШАЯ ГРУППА
- Дидактическая игра «Художники»
Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.
- Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- «Рассели жильцов в доме»
В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.
- Дидактическая игра «Домино»
Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
ШНУРОВАЛЬНЫЙ ПЛАНШЕТ
Воспитатель предлагает детям с помощью шнурков вышить растения, животные, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.
- Игра «Петушок»
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения.
Материалы: шнуровальный планшет.
Ход: воспитатель предлагает детям отправится в деревню, спрашивает, какие животные, птицы могут жить в деревне. После этого воспитатель говорит, что в одном дворе пропал петушок и предлагает детям его сделать с помощью шнуровального планшета.
«СЛОЖИ УЗОР» НИКИТИНА
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
- Игра «Дорожка для зверушек»
Материалы: кубики «Сложи узор»
Задачи:
#1059;чить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом. #1047;акреплять счет в пределах
#1059;чить сравнивать количество кубиков в каждой дорожке и количество дорожек (поровну, по 4, одинаковое количество)
#1055;риучать аккуратно, пользоваться кубиками, после игры убирать их в коробку
5. Развивать творческое фантазирование в подборе сравнений (на что похоже).
Ход: воспитатель предлагает выложить дорожки для зверушек по образцу.
Задания:
#1057;равни длину дорожек.
#1055;осчитай, сколько кубиков в красной дорожке, а, сколько в синей.
#1063;то можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке?
#1048;з двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.
#1055;одумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…).
- Игра «Путешествие в загадочный город на ковре самолете».
Материалы: кубики «сложи узор»
Задачи:
#1042;ыкладывание знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок)
#1056;азвитие фантазии (выкладывание знакомых узоров других цветов).
#1047;акрепление навыков счета в пределах 4-х.
#1047;акреплять умение сравнивать предметы (домики из кубиков) по высоте.
#1059;мение создавать совместную работу (узор-ковер).
6. Умение выполнять действия с кубиками в соответствии со словесной инструкцией (строим домик в высоту одноэтажный, трехэтажный и четырехэтажный), выкладывая кубики снизу вверх.
Ход: воспитатель предлагает вспомнить, какие узоры дети научились выкладывать из кубиков, и предлагает выложить те, которые вам больше всего понравились. Теперь сложим ваши узоры все вместе. Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился. На нем мы отправимся в путешествие в загадочный город.
Задания:
#1055;остройте синий домик в 3 этажа, белый – 1 этаж, красный – в 4 этажа.
#1055;оложите на белый домик кружок, на синий треугольник, а на красный квадрат.
#1055;одумайте и скажите, кто может жить в домике с круглой крышей, с квадратной крышей, с треугольной крышей?
#1057;кажите, какой домик самый низкий? Сколько в нем этажей? Какой домик самый высокий? Сколько в нем этажей?
#1055;оставьте домики в ряд от самого низкого до самого высокого.
«ШНУР-ЗАТЕЙНИК» ВОСКОБОВИЧА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Игра «Продолжи узор».
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.
Материалы: «шнур-затейник».
Ход: воспитатель говорит о том, что в группу пришло письмо, в котором говориться, что Незнайка готовил подарок для своего друга, но не смог украсить коробочку узором и просит помощи у ребят. Дети продолжают узор, помогая Незнайке.
СТАРШАЯ ГРУППА
- Игра «Швеи»
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.
Материалы: «шнур-затейник»
Ход: воспитатель предлагает детям попробовать себя в роли швеи и научиться некоторым видам стежкам.
КОНСТРУКТОР ЛЕГО
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Игра «В мире животных»
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Оборудование: конструктор Лего
Ход: воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие и домашние животные». Делает акцент на том, где какое животное обитает и как правильно называется его дом. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем заранее: лошадь, собака, утка, жираф, лиса и т. д. Далее предлагается построить домашним животным ферму.
СТАРШАЯ ГРУППА
Игра «Чья команда быстрее построит»
Материал: набор конструктора LEGO "Дупло", образец постройки.
Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Игра «Запомни расположение».
Цель: Способствовать развитию внимания, памяти, ориентировку в пространстве.
Правило: Ведущий строит, какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течении небольшого времени участники запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и участники пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок: младшая, средняя , старшая и подготовительная группы.
картотека прогулок...
Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы
Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы Картотека пальчиковой гимнастикидля средней группы«Дружба»Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.Мы с...
Картотека подвижных игр для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Картотека подвижных игр, в которой собраны подвижные игры для детей с разной степенью активности, для применения в работе в ДОУ...
Картотека дыхательной гимнастики для детей средних, старших и подготовительных групп
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная ...
Картотеки экологических игр для младшей, средней, старшей и подготовительной группы..
Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой....
Картотеки подвижных игр для детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы
Картотека подвижных игр для детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы с целью и описанием....
Методическая разработка по физкультуре «Картотека ОРУ для средней, старшей и подготовительной групп»
Методическая разработка по физкультуре«Картотека ОРУ для средней, старшей и подготовительной групп»...