Дополнительное образование кружок "Народная кукла"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №14
г. Кропоткин МО Кавказский район
(МАДОУ ЦРР-д/с№14)
Рассмотрено «Утверждаю»
на Педагогическом совете заведующий МАДОУ ЦРР-д/с № 14
протокол №. _________________А.А.Курбанова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Народная кукла»
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год (32часов)
Возрастная группа: 6–7ет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
Автор: педагог дополнительного образования Ирхина Г.В.
ID-номер Программы в Навигаторе:
г. Кропоткин 2024г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объѐм, содержание, планируемые результаты»
Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов: 1. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» в редакции протокола от 30 ноября 2016 года №11. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 6. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 7. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» (2019-2024). 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
3
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 12. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ. 13. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалѐва. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2019г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Народная кукла» обновлена с учетом развития, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Народная кукла» социально – гуманитарной направленности. Она направлена на приобщение детей к народной культуре,развитие творческих способностей детей.
Актуальность программы Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Курс содержит 32 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Новизна программы дополнительной общеобразовательной программы в форме кружковой работы«Народная кукла» для детей данной группы в том, что она позволяет осваивать направления декоративно-прикладного творчества, что представляет больше возможностей для творческой самореализации детей и основывается на применении современных педагогических технологий.
Педагогическая целесообразность. Эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей.
Отличительные особенности Обучаясь делать кукол у детей формируются эстетические качества: чувство формы, линии, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус, развивает стремление к совершенствованию своих умений. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Адресат программы - дошкольники 6-7 лет
Программа «Народная кукла» создает у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа ,развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познания русских народных традиций из носителей которых является древнейшая из игрушек тряпичная кукла
2. Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки
Цель программы
Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Содержание программы
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Раздел IV. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Реализация программы
для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда, игры, дидактический материал, наглядный материал, информационные средства, аудио и видеоматериалы, работа по программе носит поисково-исследовательский характер с активным практическим погружением в процесс рисование элементов росписи.
Срок реализации, особенности организации
На основании СанПиНа:
- объём программы рассчитан на: 8месяцев,
- предельная наполняемость групп – 10 человек,
Виды занятий - практические и теоретические: виртуальные экскурсии, игры.
Режим занятий Общее количество часов в год -32 часа, продолжительность одного занятия – 30 минут, 1раз в неделю.
Набор
участвовать в реализации данной программы могут дети в возрасте 6-7 лет
Форма проведения занятия очная.
В течение года могут проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, выставки.
Образовательные технологии технология личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, заложенные в программу, дают возможность интерактивно познавать мир, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Кадровые условия реализации программы
Реализовать программу «Народная кукла» имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющий знания в этой области.
Результат реализации программы Ребенок может рассказать «Что мы знаем о куклах русская народная кукла» Ребенок знает виды кукол (игровые , обереговые . обрядовые) Изготовляет кукол (по методу скрутки, Кувадка) изготовление Кукол по схеме алгоритм
3.Учебный план
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | ||||
I | Русская народная кукла. | 1 | 1 | Беседа | |
II | Обереговые куклы | 1 | 12 | Беседа. Выставка | |
III | Обрядовые куклы | 1 | 6 | Беседа. Выставка | |
IV | Игровые куклы. | 1 | 9 | Беседа. Выставка | |
32 |
4. Содержание учебного плана
I. Русская народная кукла.
1. Что мы знаем о куклах?
2. История тряпичной куклы.
II. Обереговые куклы
III. Обрядовые куклы
IV. Игровые куклы.
V. Тряпичная кукла в сарафане
.
Планируемые результаты
Предметные: Ребенок знает -Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. Находить логические связи между образом и традицией
Личностные: - развитие сферы чувств, эстетического вкуса; - научатся общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности; - формирование социальных позиций личности.
Метапредметные: - приобретут навыки работать со схемами изготовления кукол
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
Календарный учебный график
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
Планир. | Фактич | |||||||||
1 | Раздел I. Русская народная кукла. | 2 | Занятие- путешествие | Беседа | ||||||
2 | Тема 1. Что мы знаем о куклах? | 1 | Занятие- путешествие | Беседа. Выставка | ||||||
3 | Тема 2. История тряпичной куклы. | 1 | Занятие- путешествие | Беседа. Выставка | ||||||
4 | Раздел II. Обереговые куклы | 13 | Занятие- путешествие | Беседа. Выставка | ||||||
5 | Тема 1. Кукла-кувадка. | 1 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
6 | Тема 2. Куклы-пеленашки. | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
7 | Тема 3. Кукла-закрутка. | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
8 | Тема 4. Ангел. | 2 | Беседа. Выставка | |||||||
9 | Тема 5. Кубышка-травница. | 2 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
10 | Тема 6. «Обережье». | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
11 | Тема 7. Кукла Бессонница | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
12 | Тема 8. Кукла Утешница | 2 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
13 | Тема 9.Кукла День Ночь | 2 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
14 | Раздел III. Обрядовые куклы | 8 | Занятие- путешествие | Беседа. Выставка | ||||||
14 | Тема 1. Зернушка (Крупеничка). | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
16 | Тема 2.Кукла Колокольчик | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
17 | Тема 3. Кукла Масленица | 1 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
18 | Тема 4. Кукла«Мартинички». | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
19 | Тема 5. Кукла-десятиручка. | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
20 | Тема 6. « Неразлучники» | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
21 | Тема 7 Кукла Желаница | 1 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
22 | Тема 8. Кукла. Отдарок-на-подарок | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
23 | Раздел IV. Игровые куклы | 9 | Занятие- путешествие | Беседа. Выставка | ||||||
24 | Тема 1. Кукла Веснянка | 2 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
25 | Тема 2. Кукла-капустка. | 2 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
26 | Тема 3. Зольная кукла. | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
27 | Тема 4. Кукла-кормилка. | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
28 | Тема 5.Барыня с косой | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
29 | Тема 6.Кукла Берегиня | 1 | Занятие-практикум | Беседа | ||||||
30 | Тема 7.Тряпичная кукла в сарафане | 1 | Занятие-практикум | Беседа. Выставка | ||||||
32 |
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение- наличие кабинета с 30ю посадочными местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. Наличие мультимедийного оборудования, ноутбука.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
Схемы изготовления кукол ,нитки ,цветная ткань ,белая ткань. образцы народной тряпичной куклы, ножницы.
Информационное обеспечение
Фото и видеоматериалы: Презентации «Обереговые куклы»
Аудиоматериал: музыкальные произведения, песни.
Кадровое обеспечение - реализовать программу "Народная кукла" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в имеющий знания в этой области.
Оценочные материалы – диагностические карты освоения образовательного маршрута дошкольника по дополнительной общеобразовательной программе «Народная кукла»
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень. Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. Находить логические связи между образом и традицией.
Средний уровень – Ребенок слабо знает историю русской народной куклы
Делает кукол с помощью педагога
Низкий уровень –Ребенку не интересна история русских народных кукол Не умеет работать со схемами изготовления кукол.
7.Методические материалы.
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы обучения:
- словесный - устное изложение, беседа, рассказ;
- наглядный - показ мультимедийных презентаций, плакатов, демонстрационного материала, раздаточный материал, показ работ, выполненных педагогом;
- практический - выполнение работ по предложенному образцу
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- -эвристический развитие находчивости и активности
- репродуктивный – педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников
- метод подмастерья взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе
Методы воспитания:
- заинтересовывающие моменты,
- убеждение (анализ практической деятельности);
- поощрение);
- мотивация.
Содержание программы определяет оптимальную и рациональную систему подачи и усвоения знаний, принцип расширения областей знаний.
Приёмы обучения: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития.
Дидактические материалы –
1.Наглядный материал технологические карты (Схемы)
2.Альбом . Обрядовые куклы
3.Альбом Обереговые куклы
4 Альбом Русская народная кукла
5. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
6. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
Игры:
Дидактические игры: «Наша родина Россия»,» «Костюмы народов России»
8. Список литературы.
Программы М.А.Кретова «Методика изготовления тряпичных
кукол с детьми 5-8 лет» Издательство Сфера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования, воспитателей ИЗО по теме "Кукла как источник творчества"взрослых и детей
Мастер-класс...
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
Использование традиционной народной тряпичной куклы в системе общего и дополнительного образования
Технология изготовления . Как изготовить куклу - "РЯЗАНОЧКА"...
Программа Дополнительного образования по театрализованной деятельности «Живые куклы» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Программа кружка дополнительного образования "Кукла и я!"
Примерный план занятий для кружка дополнительного образования, занимающего по направлению - театрализованная деятельность....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» (Театрализованная деятельность) (срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)
Целевой разделАктуальность, направленность, нормативно – правовая база конструирования ДОП ДОПояснительная записка: Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возрас...
Презентация программы дополнительного образования "Когда куклы оживают"
Краткая презентацияДополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» Дополнительная образовательная программа художественно-эсте...