Дополнительное образование кружок "Народная кукла"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа кружка "Народная кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО    

                          ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                  центр развития ребёнка – детский сад №14

                                       г. Кропоткин МО Кавказский район

                                              (МАДОУ ЦРР-д/с№14)

      Рассмотрено                                                                          «Утверждаю»

         на  Педагогическом совете                                                  заведующий МАДОУ ЦРР-д/с № 14

         протокол №.                                              _________________А.А.Курбанова

                                                                                                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

«Народная кукла»

Уровень: ознакомительный

Срок реализации программы:1 год (32часов)

Возрастная группа: 6–7ет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется: на бюджетной основе

Автор: педагог дополнительного образования Ирхина Г.В.

ID-номер Программы в Навигаторе:

                           

                              г. Кропоткин 2024г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объѐм, содержание, планируемые результаты»

Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов: 1. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» в редакции протокола от 30 ноября 2016 года №11. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 6. Национальный проект «Образование» (2019-2024). 7. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» (2019-2024). 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».

3

11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 12. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования  и  дополнительных  общеобразовательных  программ  с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ. 13. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалѐва. -  Краснодар: Просвещение-Юг, 2019г.  

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная программа «Народная кукла» обновлена с учетом развития, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Народная кукла» социально – гуманитарной направленности. Она направлена на приобщение детей к народной культуре,развитие творческих способностей детей.

Актуальность программы Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Курс содержит 32 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Новизна программы дополнительной общеобразовательной программы  в форме кружковой работы«Народная кукла»   для  детей данной группы в том, что она  позволяет осваивать  направления декоративно-прикладного творчества, что представляет больше возможностей для творческой самореализации детей и основывается на применении современных педагогических технологий.

Педагогическая  целесообразность. Эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей.

Отличительные особенности Обучаясь делать кукол у детей формируются эстетические качества: чувство формы, линии, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус, развивает стремление к совершенствованию своих умений. Умелые руки и фантазия творят чудеса!

 Адресат программы - дошкольники 6-7 лет

Программа «Народная кукла» создает у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа ,развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познания русских народных традиций из носителей которых является древнейшая из игрушек тряпичная кукла

2. Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

Цель программы        

Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:  

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Содержание программы        

Раздел I. Русская народная кукла.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

 Раздел II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.  

Раздел III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Раздел IV. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Реализация программы        

для реализации программы создана интерактивная развивающая   тематическая среда, игры, дидактический материал, наглядный материал, информационные средства, аудио и видеоматериалы, работа по программе носит поисково-исследовательский характер с активным практическим погружением в процесс рисование элементов росписи.

Срок реализации, особенности организации

На основании СанПиНа:

- объём программы рассчитан на: 8месяцев,  

- предельная наполняемость групп –  10 человек,

Виды занятий - практические и теоретические: виртуальные экскурсии, игры.

Режим занятий        Общее количество часов в год -32 часа, продолжительность одного занятия – 30 минут, 1раз в неделю.

Набор

участвовать в реализации данной программы могут дети в возрасте 6-7 лет

Форма проведения занятия очная.

В течение года могут проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, выставки.

Образовательные технологии         технология личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, заложенные в программу, дают возможность  интерактивно  познавать    мир,   общаться    и    сотрудничать    с    ровесниками    и    взрослыми.  

Кадровые условия реализации программы        

Реализовать программу «Народная кукла» имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющий знания в этой области.

Результат реализации программы         Ребенок может рассказать «Что мы знаем о куклах русская народная кукла» Ребенок знает виды кукол (игровые , обереговые . обрядовые)        Изготовляет кукол (по методу скрутки, Кувадка) изготовление Кукол по схеме алгоритм

3.Учебный план

Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

I

Русская народная кукла.

1

1

Беседа

II

Обереговые куклы

1

12

Беседа. Выставка

III

Обрядовые куклы

1

6

Беседа. Выставка

IV

Игровые куклы.

1

9

Беседа. Выставка

32

  4. Содержание  учебного плана

 

 I. Русская народная кукла.

1. Что мы знаем о куклах?

2. История тряпичной куклы.

II. Обереговые куклы

III. Обрядовые куклы

 IV. Игровые куклы.

V. Тряпичная кукла в сарафане

.

Планируемые результаты

Предметные: Ребенок знает  -Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. Находить логические связи между образом и традицией

Личностные: - развитие сферы чувств, эстетического вкуса; - научатся общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности; - формирование социальных позиций личности.  

Метапредметные: - приобретут навыки работать со схемами изготовления кукол  

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

Календарный учебный график

Дата

Тема  занятия

Кол-во  часов

Время  проведения  занятия

Форма  занятия

Место  проведения

Форма  контроля

Планир.

Фактич

1

Раздел I. Русская народная кукла.

                 2

Занятие- путешествие

Беседа

2

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

1

Занятие- путешествие

Беседа. Выставка

3

Тема 2. История тряпичной куклы.

1

Занятие- путешествие

Беседа. Выставка

4

       Раздел II. Обереговые куклы

               13

Занятие- путешествие

Беседа. Выставка

5

Тема 1. Кукла-кувадка.

1

Занятие-практикум

Беседа

6

Тема 2. Куклы-пеленашки.

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

7

Тема 3. Кукла-закрутка.

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

8

Тема 4. Ангел.

2

Беседа. Выставка

 9

Тема 5. Кубышка-травница.

2

Занятие-практикум

Беседа

10

Тема 6. «Обережье».

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

11

Тема 7. Кукла Бессонница

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

12

Тема 8.  Кукла Утешница                

2

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

13

Тема  9.Кукла День Ночь

2

Занятие-практикум

Беседа

14

Раздел III. Обрядовые куклы

                8

Занятие- путешествие

Беседа. Выставка

14

Тема  1.  Зернушка  (Крупеничка).

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

16

Тема 2.Кукла Колокольчик

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

17

Тема 3.    Кукла Масленица    

1

Занятие-практикум

Беседа

18

Тема 4. Кукла«Мартинички».

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

19

Тема 5. Кукла-десятиручка.

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

20

Тема 6. « Неразлучники»

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

21

Тема 7  Кукла Желаница  

1

Занятие-практикум

Беседа

22

Тема 8. Кукла. Отдарок-на-подарок

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

23

      Раздел IV. Игровые куклы

                9

Занятие- путешествие

Беседа. Выставка

24

Тема 1. Кукла Веснянка

2

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

25

Тема 2. Кукла-капустка.

2

Занятие-практикум

Беседа

26

Тема 3. Зольная кукла.

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

27

Тема 4. Кукла-кормилка.

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

28

Тема 5.Барыня с косой

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

29

Тема 6.Кукла Берегиня

1

Занятие-практикум

Беседа

30

Тема 7.Тряпичная кукла в сарафане

1

Занятие-практикум

Беседа. Выставка

32

                 6. Условия реализации программы

 Материально-техническое обеспечение- наличие кабинета с 30ю посадочными  местами,   освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа.  Наличие мультимедийного оборудования, ноутбука.  

Перечень оборудования, инструментов и материалов

Схемы изготовления кукол ,нитки ,цветная ткань ,белая ткань. образцы народной тряпичной куклы, ножницы.

Информационное обеспечение

Фото и видеоматериалы: Презентации «Обереговые куклы»

Аудиоматериал: музыкальные произведения, песни.

Кадровое обеспечение - реализовать программу "Народная кукла" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в имеющий знания в этой области.

Оценочные материалы – диагностические карты освоения образовательного маршрута дошкольника по дополнительной общеобразовательной программе «Народная кукла»

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень. Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. Находить логические связи между образом и традицией.

Средний уровень – Ребенок слабо знает  историю русской народной куклы

 Делает кукол с помощью педагога

Низкий уровень –Ребенку не интересна история русских народных кукол Не умеет работать со схемами изготовления кукол.

7.Методические материалы.

 На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы обучения:

  • словесный - устное изложение, беседа, рассказ;
  • наглядный - показ мультимедийных презентаций, плакатов, демонстрационного материала, раздаточный материал, показ работ, выполненных педагогом;
  • практический - выполнение работ по предложенному образцу
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • -эвристический  развитие находчивости и активности
  • репродуктивный – педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников
  • метод подмастерья  взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе

 Методы воспитания:  

  -  заинтересовывающие моменты,

  • убеждение  (анализ практической деятельности);  
  • поощрение);  
  • мотивация.

Содержание программы   определяет оптимальную  и  рациональную  систему  подачи и усвоения  знаний, принцип   расширения   областей   знаний.

Приёмы обучения: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития.

Дидактические материалы –

1.Наглядный материал технологические карты (Схемы)

2.Альбом . Обрядовые куклы

3.Альбом Обереговые куклы

4  Альбом Русская народная кукла

5. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

 6. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

Игры:

Дидактические игры: «Наша родина Россия»,» «Костюмы народов России»

8. Список литературы.

Программы М.А.Кретова  «Методика изготовления тряпичных

кукол с детьми 5-8 лет»  Издательство Сфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"

  Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...

Программа Дополнительного образования по театрализованной деятельности «Живые куклы» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Программа кружка дополнительного образования "Кукла и я!"

Примерный план занятий для кружка дополнительного образования, занимающего по направлению - театрализованная деятельность....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» (Театрализованная деятельность) (срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)

Целевой разделАктуальность, направленность, нормативно – правовая база конструирования ДОП ДОПояснительная записка: Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возрас...

Презентация программы дополнительного образования "Когда куклы оживают"

Краткая презентацияДополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» Дополнительная образовательная программа художественно-эсте...