Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребёнка"
консультация по конструированию, ручному труду
Конструирование-это создание из отдельных элементов цего-то целого. Оно позволяет творить свой собственный неповторимый мир.
Роль конструирования в развитии ребёнка имеет огромное значение: развивается пространственное мышление, образное мышление, расширяется его словарный запас, развивается мелкая моторика, глазомер, фантазия и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx | 660.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребенка"
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь, повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.
Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней. К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки). После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.
Игры со строительным материалом
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.
- 1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
- 2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.
- 3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними, вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у ребёнка появилась уверенность в собственных силах.
- 4. Для ребёнка очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь ребёнку поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку ребёнок получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает его добиваться результата.
- 5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
- 6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.
Вывод. Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать: · мелкую моторику; · пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга; · воображение; · творческие способности; · узнать много нового; · совершенствовать элементарные технические умения; · активизировать словарь.
Консультация для родителей
«Поделки из бросового материла»
Из предложенного детям, следует отобрать только то, что ребёнок может сделать сам. Если работа непосильна, пусть не делает её. Мастеря сам, он испытывает радость от возможности сделать подарок для любимого человека. Не всегда, конечно, у ребёнка получаются хорошие по технике выполнения поделки. Ведь качество зависит от того, насколько развиты у ребёнка руки. Поэтому если вам не совсем понравился подарок, то не высказывайте этого, пусть ребёнок почувствует гордость за то, что своими руками сделал для вас приятное. Любой вид конструирования: из песка или снега, из бумаги или природного материала, из строительных наборов или из дерева-активно, всесторонне развивает ребёнка, его конструктивные способности и творческие умения, прививает навыки мышления, умение ориентироваться. Конструируя игрушку или поделку, он определяет пространственное положение деталей предмета -сверху, снизу, справа, слева, в середине. Чем больше ребёнок самостоятельно действует с материалами, тем больше пользы приносит его деятельность. Процесс творческого конструирования открывает богатейшие возможности для формирования волевых качеств личности: аккуратности, умения доводить дело до конца, что так пригодится в школе. Трудовой процесс в конструировании неотделим и от физического развития. Когда ребёнок сооружает постройки из песка, снега, ему приходится выполнять разнообразные движения, применять физическую силу. Сооружая высокую постройку, он поднимает руки вверх, напрягает мышцы спины или, сооружая низкую постройку, приседает, наклоняется. Движения упражняют мышцы брюшного пресса и плечевой пояс, мышцы спины, рук, ног. Когда ребенок конструирует из дерева, он также прилагает мышечное усилие при сколачивании деталей. Мастеря игрушки из разнообразных материалов: бумаги, природного материала, поролона, глины, проволоки и т. д., он развивает мелкие мышцы рук, движения становятся более уверенными, ловкими, координированными. Подсолнух - игольница из поролона. Из плотной цветной бумаги ребёнок вырезает по контуру лист подсолнуха. Затем берёт кусочек поролоновой губки 5*5 см, высотой - 1,5 см. Ребёнок ножницами срезает углы у одного кусочка, закругляет, подравнивает, делает выпуклым. Затем форма окрашивается жёлтой акварелью или гуашью. Чтобы губка приобрела нужную окраску, её следует несколько раз подряд сжать, насыщая разведённой в воде краской, После просушки форма прикладывается на подготовленный лист и обводится её контур. По контуру выкладываются и приклеиваются бумажные жёлтые лепестки подсолнуха, на них наклеивается вырезанная форма из поролона - сердцевина, раскрашенная в клеточку коричневой краской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"
« Значение искусства в жизни ребёнка» Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вку...
Консультация "Роль игрушки в жизни ребёнка"
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Как невозможно...
Консультации "Музыкальное развитие в жизни ребёнка"
quot;Музыкальное развитие в жизни ребёнка"...
Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"
Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"...
Консультация "Слова родителей в жизни ребёнка"
Слова родителей в жизни ребёнка Всем мамам и папам нужно учитывать, что при воспитании юного создания слово может иметь особую цену. Речь родителей способна на многое – развить лидерские сп...
Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»
Народная игрушка занимает особое место в жизни ребёнка. Понятие «игрушка» трактуется разными педагогами по-разному.Например, советский педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой...
Консультация "Роль игрушки в жизни ребёнка"
консультация для родителей...