Проект "Книжка-малышка"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект
«Книжка — Малышка»
ВЫПОЛНИЛ:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Большакова В.В.
Вид: познавательный, игровой,творческий
Продолжительность: краткосрочный
По содержанию: социально – педагогический
Итоговый продукт: изготовленные детьми книжек-малышек .
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель.
Актуальность.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Цель проекта : Формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность.
Задачи проекта :
– для детей:
1. Формирование у детей интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
2. Формирование умения рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;
3. Развитие умения слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
4. Развитие связной речи, активизация словаря младших дошкольников;
5. Развитие творческих способностей детей при изготовлении книжек-малышек;
6. Воспитание любви и бережного отношения к книге.
– для воспитателя:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
2. Формирование у детей умений в изготовлении книжек-малышек.
3. Объединение родителей и детей в совместное книгоиздательство, творческую деятельность.
4. Проведение бесед, консультаций, подбор литературы, организация мастер-классов.
Ожидаемые результаты.
В процессе взаимодействия воспитатель – дети в реализации проекта :
Дети:
• Знакомство детей с различными видами книг;
• Повысится интерес детей к изготовлению книжек-малышек;
• Дети узнают о бережном отношении к книгам;
• Научатся совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки.
Воспитатель:
• Сформированное у детей представление о роли книги в жизни человека, устойчивый интерес к чтению.
• Знакомство детей с различными жанрами книг.
• Обогащение детско-родительских отношений совместным опытом.
• Воспитание у детей любви и бережного отношения к книге.
• Содействовать сотрудничеству с родителями.
• Поддержка детской инициативы к стремлению проявлять творчество и оригинальность.
• Развитие речи, памяти, внимания воспитанников.
• Повышение профессионального уровня в проектной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап :
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта.
2. Прогнозирование результата.
3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала; загадок, пословиц о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
II. Основной этап реализации проекта :
Содержание деятельности воспитателя:
1. Проведение запланированных мероприятий в рамках проектной деятельности по теме «Книжка - Малышка»;
2. Фиксирование всех видов детской деятельности, работы с родителями, для оформления презентации проекта.
Система мероприятий с детьми.
Утренний кружок «Начало дня» :
• беседы по теме: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги»,
• чтение потешек, загадок, пословиц;
• пальчиковые игры, физкультминутки;
• рассматривание иллюстраций по произведениям В. Сутеева, А. Барто и т. д. ;
В литературном центре:
• чтение русских народных сказок, авторских сказок;
• рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;
• дети и воспитатель совместный подбор материала для «Книжек-малышек»;
• выставка «Книжки-малышки».
ИЗО центр:
• моделирование создание «книжек-малышек» со стихами;
• ремонт книг;
III. Заключительный этап.
Создание презентации «Книжка – Малышка»
В ходе реализации проекта :
1. Повысился познавательный уровень дошкольников; интерес детей к чтению художественной литературы.
2. Активное проявление инициативы, фантазии, творчества родителей.
3. Получение участниками проекта положительных эмоций.
ВЫВОДЫ:
Мы считаем, что проект был реализован полностью. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился интерес к рассматриванию книжек и рассказыванию по картинкам сюжетов сказок.
Участие детей и воспитателя в проекте позволило обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширить представления детей о произведениях детских писателей. Опираясь, на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Наша задача была показать, что книга – верный друг. Очень важно, чтобы и в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке «таланта читателя».
Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.
«Книжка-малышка», сделанная родителями вместе с детьми, позволила поднять интерес к художественной литературе, дать понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
«Книжка-малышка» – это также средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника. Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотности и личностного развития в целом.
Список использованной литературы
1. Наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, Москва 2008 г.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА – СИНТЕЗ М 2010г.
6. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М. : Мозаика-Синтез, 2016 г.
7. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.