Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста 4-5 лет "LEGO радужонок"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Колесникова Галина Николаевна

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:  

На заседании Педагогического совета                                      

МБДОУ  №53

«___»_______20__г

 Протокол №  ___                                                

СОГЛАСОВАНО:

Родительский комитет                                                                   МБДОУ №53

 «___»_______20__г

Протокол №  ___                                                                                                                                                                                                    

УТВЕРЖДЕНО:

И.о заведующий

МБДОУ №53                                                                                              

__________Е.В. Ефремова

«___»________20___г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»

Программа  дополнительного образования

с детьми дошкольного возраста 4- 5 лет

«LEGO радужонок»

на 2023-2024 учебный год

Автор – составитель:

Воспитатель высшей категории

Колесникова Г.Н.

г.Канск

Содержание

Оглавление

1.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Актуальность        4

1.3.        Новизна        5

1.4.   Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет        6

1.5.   Цели и задачи программы        7

1.6.        Принципы и подходы к формированию программы        8

1.8.        Планируемые результаты        10

1.9.        Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте        11

1.10.  Срок реализации программы        12

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ        12

2.2.        Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        14

3.        ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        15

3.1.  Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы.        15

3.2.  Режим дня, учебный план        15

3.3.  Структура занятия        17

     Приложение 1…………………………………………………………………20

    Приложение 2        23


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 4- 5 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» города Канска Красноярского края на основе следующих документов Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

- Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг, разработанное и принятое в соответствии со статьей 50 ГК РФ. ст. 28.101 Федерального закона №273 ФЗ «Образование в РФ», приказом Министерства образования России от 3107.2001 №2846 «Об использовании постановления правительства РФ» от 05.07.2001.№505, утверждающего «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». На основании рекомендаций, содержащихся в письмах Министерства образования России №52-М от 21.07.1995г. «Об организации платных дополнительных услуг» №04-М от 02.02.1999. «О правилахобразовательных учреждений об использовании бюджетных и не бюджетных средств» и являются документом, рекомендующим правила организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 «Радуга»

В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:

  • Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; научаются представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
  • Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей дошкольников за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

  1. Актуальность

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность, которая требует определенные условия, провоцирующие детское действие. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дошколята учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

  1. Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по LEGO-конструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

1.4.  Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет, механизм реализации материалов по LEGO-конструированию состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного. На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он научается подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. Для детей возраста от 4 до 5 лет применимы три основных вида конструирования: - по образцу;

- по условиям;

- по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. В соответствии с вышеизложенным, мы, разработали программу работы кружка «LEGO- конструирование».

1.5.  Цели и задачи программы

Цель:

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO-конструирования. 

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию, конструированию и детскому техническому творчеству;

     2.      Формировать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

          3.      Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

4.      Развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.

     5.      Воспитывать чувство уверенности в себе.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартами:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития

8) учет этнокультурной ситуации развития детей.

интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

9) возрастная адекватность дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  •  принцип развивающего образования,целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
  • Дифференциация индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
  • Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при научении детей конструированию, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • При организации деятельности по конструированию следует учитывать их возрастные особенности. Развитие желания детей сооружать постройку по собственному замыслу обязательно требует индивидуального похода. В процессе выполнения заданий необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные задания следует чередовать с менее сложными.
  •  Принцип наглядности — ИКТ  включают в работу максимальное количество органов чувств ребенка -  зрительный, слуховой и тактильный.
  1. Планируемые результаты

В ходе работы по LEGO-конструированию:

1.Ребенок будет знать:

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность                     соединения, виды соединения деталей механизма);

         - виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное

соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных

конструкций.

2. Будет уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять

количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел;

- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении

заданий в парах, в подгруппах.

  1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

Целевые ориентиры, обозначены ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе перехода к следующему уровню развития интегративных качеств ребенка.

- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для постройки несложных объектов.

-        При создании построек может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и  совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.

- Ребенок умеет использовать детали конструктора с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

- Ребенок проявляет устойчивый интерес к конструированию и информации, которую получает в процессе общения.

  1. Срок реализации программы

Курс программы «LEGO-конструирование» рассчитан на 1 год при проведении занятий по 1 раза в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. (общий объём – 32 занятия в год). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы

В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить в виртуальном мире различные постройки, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками, строить из разнообразных, в т. ч. нетрадиционных материалов.      

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется детская инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно - модельная деятельность. Один из видов конструирования - это конструирование с помощью конструктора «LEGO». Актуальность LEGO - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • является средством для развития детской инициативы и самостоятельности,
  • использование LEGO-конструктора позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формирует познавательную активность, формируют навыки общения и сотворчества;
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

С LEGO дети научаются, играя. Занятия по конструированию направлены в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, они основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Лего – конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующие трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения для эффективной социализации дошкольников и поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

В своей работе мы используем принципы при организации конструктивной деятельности:

- принцип трансформации;

- положительный психологический микроклимат;

- уважение индивидуального вкуса и привычек детей;

- поощрение желаний создавать по собственному замыслу;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;

-  при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования.

Для полноценного развития ребенку - дошкольнику необходима самодеятельная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - практические умения и навыки. Для развития детской инициативности, мы в нашей группе используем следующие методы и приёмы конструктивной деятельности:

- создание образовательных ситуаций;

- самостоятельное экспериментирование со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;

- ознакомление детей с разными способами изменения одной и той же постройки (для получения вариантов);

- сравнение новой конструкции с предыдущей (что и почему изменилось);

- побуждение у детей устойчивого интереса к играм, используя для этого мелкие игрушки;

- активизации имеющегося опыта, только тогда можно создавать, проблемно - игровую ситуацию;

- поддержки идей детей, чтобы все были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.    

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.

Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание.

Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам развития конструктивных способностей детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;

- Информирование друг друга об актуальных задачах обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

  1. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
  2. Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

  1. ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы.

Большая роль в эффективности образовательного процесса детского сада отводится материально - техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Познавательное развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» г. Канск

Учебно-методический комплект «Городская жизнь». В состав комплекта входят наборы LEGO Education:

Наш родной город LEGO DUPLO;

Кирпичики для творческих занятий DUPLO 45019;

Кирпичики для творческих занятий LEGO 45020;

Конструктор LEGO DUPLO Кубики и механизмы;

Конструктор LEGO DUPLO  Мои первые кубики;  

Пособие для педагогов ДОУ с 12 уникальными занятиями.

УМК «Городская жизнь» позволяет:

  • понимать социальные роли и обязанности;
  • научаться действовать уверенно;
  • пробовать себя в разных социальных ролях;
  • развить эмпатию;
  • научаться решать задачи.

3.1. Режим дня

Занятия проводятся во второй половине дня по четвергам в 15.10 часов.

3.2. Учебный план 

Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий детей 4- 5 лет. Рабочая программа предлагает проведение занятий 1 раз в

неделю. Исходя из календарного года (с 1 октября по 31 мая) количество

часов, отведенных для занятий - 54 ч.  В учебном плане отражена конструктивная деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп.
Продолжительность деятельности для детей  от 4 до 5 лет – от 20 до 25 минут

В середине деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки,  динамические паузы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания  

Программы, технологии

Методические пособия и материалы

LEGO – 4 S

  1. Бедфорд А. Инструкция LEGO
  2. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009
  3. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO»
  4. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов». - М.: ВЛАДОС, 2003;
  5. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для
    воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
  6. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». – М.:ТЦ Сфера, 2012.-144с.
  7. www.ФГОС-игра.рф 
  8. www.икар.фгос.рф 
  9. www.LEGO.com 

3.3. Структура занятия

Части занятий

Длительность

Вводная часть. Занятие начинают с дидактической игры, сюрпризного момента, проблемной ситуации, художественного слова.

3 минут

Повторение ранее изученного материала

5 минут

Основная  

Изучение нового материала 

10 минут

Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»)

2 минуты

В занятии выделяются 3 части: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия, можно создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части педагог может использовать различные приемы руководстванаглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации. После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей). В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка.

На протяжении всего занятия педагог следит и побуждает детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». 

Заключительную часть занятия организовывается таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.). Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку,  анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)

                                                                                                                                                           Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Октябрь

1.

Знакомство с LEGO-конструктором

Ознакомление с LEGO -конструктором;

закрепление знания цвета и формы.

2.

Башня

Закрепление навыка полученного в младшей группе; формирование умения строить простейшие постройки; воспитание бережного отношения к конструктору.

3.

Строим лес

Формирование умения строить лесные деревья. Отличать их друг от друга; воспитание бережного отношения к конструктору.

4.

Мостик

Формирование умения строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; воспитание бережного отношения к конструктору.

Ноябрь

5.

Веселые утята

Разучивание стихотворения про утят; формирование умения строить утят, используя различные детали; воспитание бережного отношения к конструктору.        

6.

Красивые рыбки

Уточнение и расширение представления детей о рыбах; развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы; формирование умения строить морских обитателей; воспитание бережного отношения к конструктору.

7.

Гусенок

Формирование умения строить гусенка используя различные детали; воспитание бережного отношения к конструктору.        

8.

Конструирование по замыслу

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Декабрь

9.

Улитка

Формирование умения строить улитку, точно соединять строительные детали; развитие памяти, внимания, мышления; воспитание доброго отношения.

10.

Большие и маленькие пирамидки

Формирование умения строить разные по форме пирамидки; развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания; воспитание бережного отношения к конструктору.        

11.

Ворота для заборчика

Формирование умения строить ворота для заборчика, аккуратно и крепко скреплять детали между собой; воспитание бережного отношения к конструктору.        

12.

Конструирование по замыслу

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Январь

13

Лесной домик

Формирование умения строить дом, распределять правильно детали конструктора; развитие творческого воображения, самостоятельности.

14.

Мебель

Развитие у детей способности выделять в реальных предметах их функциональные части; формирование умения анализировать образец.

15.

Русская печь

Рассматривание с детьми иллюстрации русской печи; формирование умения строить печь;

развитие воображения, фантазии.

16.

Конструирование по замыслу

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Февраль

17.

Загон для коров и лошадей

Формирование умения строить загоны по условию; развитие глазомера, навыка конструирования, мелкой моторики пальцев рук.

18.

Дом фермера (конструирование в парах)

Формирование умения строить большой дом для фермера; развитие фантазии, творчества; воспитание умения доводить начатое дело до конца и договариваться друг с другом.

19.

Мельница

Формирование умения строить мельницу; развитие воображения, фантазии; воспитание бережного отношения к конструктору.        

20.

Грузовик (конструирование в подгруппе)

 Формирование умения строить разные машины; развитие творческой инициативы и самостоятельности; воспитание умения договариваться друг с другом.  

Март

21.

Знакомство со светофором

Формирование умения слушать сказку, рассматривать иллюстрации; развитие у детей способности выделять в реальных предметах их функциональные части; формирование умения анализировать образец.

22.

Продолжение знакомства с светофором

Ознакомление детей с правилами дорожного движения; формирование умения строить проезжую часть дороги и надземный переход; развитие воображения, фантазии; воспитание бережного отношения к конструктору.        

23.

Робот

Ознакомление детей с игрушкой робот; формирование умения строить робота из деталей конструктора; развитие воображения, фантазии.

24.

Конструирование по замыслу (конструирование в паре)

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности; воспитание умения договариваться друг с другом.  

Апрель

25.

Грузовая машина с прицепом (конструирование в подгруппе)

Формирование у детей умения конструировать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета; развитие глазомера, воображения, воспитание умения договариваться друг с другом.  

26.

Ракета, космонавты (конструирование в паре)

Рассматривание иллюстраций о космосе; формирование умения строить ракету и космонавта из конструктора; развитие воображения, фантазии; воспитание умения договариваться друг с другом.  

27.

Плывут корабли

Расширение представления о кораблях, рассматривание иллюстраций; формирование умения строить корабли, сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

28.

Конструирование по замыслу (конструирование в паре)

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности; воспитание умения договариваться друг с другом.  

Май

29.

Поезд

Ознакомление детей с приемом сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развитие творческой инициативы и самостоятельности.

30.

Пожарная машина (конструирование в паре)

Ознакомление детей с работниками пожарной части, рассматривание иллюстраций; формирование умения строить пожарную машину по схеме; развитие глазомера, умения соотносить ее элементы с частями предмета; воспитание умения договариваться друг с другом.  

31.

Самолет

Рассматривание иллюстраций, беседа о профессии летчика; формирование умения строить самолет из деталей конструктора; развитие воображения, глазомера.

32.

Конструирование по замыслу (конструирование в подгруппе)

Закрепление у детей, полученных навыков; формирование умения заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание; развитие творческой инициативы и самостоятельности; воспитание умения договариваться друг с другом.  

Приложение 2

Расписание занятий

Четверг

15:10 - 15:30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...