Проект "Бабушкины секреты"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Интерес к фольклору и народному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку, его богатству, образности, напевности. Именно в народном искусстве отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novitskaya_s.a._proekt_babushkiny_sekrety.docx650.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

К.Д.Ушинский

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

C:\Users\Мой\Downloads\Desktop\бабушкины секреты\Пеленашка\

МБДОУ «Детский сад г.п.Рощино»

Интерес к фольклору и народному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку, его богатству, образности, напевности. Именно в народном искусстве отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции.

Разработчики проекта:

Новицкая С.А, воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники проекта:

Воспитатели

Дети старшей группы, родители.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу - творческий, по доминирующей деятельности -поисково-исследовательский, творческий.
  • По продолжительности: средней продолжительности ( два месяца)
  • По характеру содержания:

Ребенок

семья природа рукотворный мир ребенок

  • По характеру контактов: открытый (в контакте с другими возрастными группами, семьей)
  • По количеству участников: групповой.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Познавательное развитие: формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Развитие познавательного интереса к русской народной культуре.

Социально-личностное развитие: формирование активной гражданской позиции, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских традиций и обычаев. Воспитание понимания бережного отношения ко всему, что делает нас русскими: гостеприимству, милосердию, доброжелательности, искренности.

Художественно-эстетическое развитие: развитие художественно-творческой активности детей. Формирование художественного восприятия, приобщение к миру прекрасного. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

Речевое развитие: развитие интереса к русскому языку как средству общения.

Физическое развитие: активизировать двигательную активность детей посредством народных игр.

Актуальность:

Наше время – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей – это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня. И может быть успешно решена посредством познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Гипотеза: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре будет способствовать успешной реализации творческого потенциала педагога и ребенка в разных видах деятельности: художественно – творческой, речевой, театрализованной, игровой, коммуникативной.

Направления работы:

Задачи:

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкин сундучок»

#1055;риобщать детей к русской народной сказке и национальному фольклору; 2.Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.

#1088;асширять знания о сказочных героях через русские народные сказки;

#1060;ормировать нравственные представления о добре и зле, хороших поступках и плохих;

#1056;азвивать познавательные способности, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление;

#1042;оспитывать любовь и уважение к русским сказкам.

#1042;ызвать у детей интерес к истории и национальным традициям русского народа;

#1087;риобщать детей к русскому национальному фольклору;

#1086;богатить речь пословицами, поговорками, присказками, прибаутками, считалками,

закличками из словаря наших предков;

#1074;оспитывать любовь и уважение к национальному фольклору

1. Дать знания об истории происхождения тряпичной куклы, ее значением на Руси;

#1055;ознакомить детей с некоторыми традиционными способами изготовления народных кукол (столбушка, крестушка, кукла на палочке, узелковая, пеленашка, закрутка, набивная);

3. Закреплять знания о традиционных народных ремеслах;

#1056;азвивать мелкую моторику рук посредством рукоделия; способствовать формированию действий пооперационного контроля;

#1042;оспитывать интерес к народным традициям изготовления кукол, бережное отношение к культуре своего народа.

Предполагаемые результаты:

Пробуждение у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Обучать детей способам сотрудничества друг с другом и со взрослыми. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Обогащение знаниями о происхождении русской народной куклы, ее значением на Руси. Знакомство с нетрадиционной техникой в продуктивной деятельности – изготовлением куклы из лоскутков, лыка, пряжи. Повышение интереса к народным традициям изготовления кукол, культуре своего народа.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

- Изучение, подбор энциклопедической, методической и художественной литературы, интернет ресурсов по теме.

- Определение цели и задач, планирование работы.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного и иллюстративного материала, изготовление дидактических пособий.

2 этап. Практический. Организация самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей:

- организация непосредственно образовательной деятельности;

- образовательной деятельности в режимные моменты;

- самостоятельной деятельности детей с использованием ресурсов среды;

- взаимодействия с семьей;

- организация мини-музеев.

3 этап. Заключительный.

- Анализ результативности работы.

- Обработка и оформление продуктов проекта.

- Презентация проекта.

Содержание, формы работы над проектом:

Реализация проекта осуществлялась в самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей:

1. Организованная образовательная деятельность.

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкин сундучок»

* Чтение русских народных сказок

* Литературный вечер «В гостях у бабушки Рассказушки»;

* Развлечение «В гости к дедушке Фольклору»;

* Создание библиотеки «В мире много сказок»; * Изготовление самодельных книг;

* Фото экспозиция:

«Татр народной куклы»;

* Театрализованные представления, игры-драматизации по сказкам

*Викторина «Любимые сказки»

*Выпуск газеты: «Эти добрые сказки»

*Выставка детских рисунков «Мой любимый герой»

* НОД «Бабушкина колыбельная» (интегрированное занятие с педагогом по ИЗО);

* НОД, образовательная ситуация «Апрель водою славен, почками красен» (интегрированное занятие с педагогом по ИЗО)

* Развлечение «Весёлые посиделки»;

* Знакомство с народными хороводными и подвижными играми, с играми-забавами;

*Экскурсия в детскую библиотеку

* Вечер «Бабушка-Загадушка» (русские народные загадки)

- Знакомство с искусством изготовления народной куклы через литературу и непосредственное общение с народной игрушкой;

- Исследовательская деятельность в мини- музее;

- Использование ИКТ: «Филимоновская игрушка» , «В далекую старину», «Конь златогривый»

- Творческая продуктивная деятельность:

*«Филлимоновская барыня»(русская глиняная игрушка) – моделирование из бумаги;

* «Матрешка –русский сувенир» - рисование красками;

* «Конь златогривый» - моделирование;

*»Мартинички»;

* «Стригушка» - кукла из лыка

*«Пеленашка» - лоскутная кукла

*«Веснянка» - кукла из пряжи и ниток

- Использование русского народного костюма, атрибутов на занятиях;

- Создание мини-музеев

«Матрешка – русская игрушка»,

«Дочки – матери», «Куклы, которыми играли наши бабушки», «Жизнь в куклах», уголка «Предметы старины»,

- Интегрированные занятия

Итоговое занятие, развлечение «Сороки».

2. Образовательная деятельность в режимные моменты:

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкин сундучок»

* Чтение русских народных сказок

* Театрализованная

деятельность по русским народным сказкам

*Экскурсия в детскую библиотеку

*Народные и хороводные подвижные игры, игры-забавы;

*Экскурсия в детскую библиотеку

*Чтение русской народной сказки «Василиса», «Крупеничка» Н.Телешова; рассказа Е.И.Носова «Лоскутное одеяло»;

*Экскурсия в центр народного творчества,

*Реализация регионального компонента.

3. Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды:

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкины куколки»

Рассматривание книг с русскими народными сказками, иллюстраций

*Самостоятельная театрализованная деятельность, игры-драматизации по сказкам

*Художественно-творческая деятельность

*Дидактические и настольно-печатные игры

Хороводные и подвижные игры, игры-забавы

*Самостоятельная исследовательская и игровая деятельность в центре народного творчества

*«Пеленашка» - игра с лоскутками;

*Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий по теме;

*Самостоятельная исследовательская и игровая деятельность в мини-музее и центре народного творчества;

*Развивающие игры: «заплети косу», «волшебные узелки»

4. Взаимодействие с семьей:

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкины куколки»

*Создание мини-библиотеки: «Эти добрые сказки»

*«Эта старая, добрая сказка» - создание видеотеки, совместная деятельность с родителями

*Совместный выпуск альбома с рисунками по русским народным сказкам

*Создание картотеки: «Мудрые загадки»,

«При солнышке тепло, при матери добро» (альбом пословиц и поговорок)

* Сбор экспонатов для создания мини-музеев;

*Экспозиции детских работ;

*Мастер-класс «Птица - весна», посиделки с бабушками;

*Публикация МК на страницах сайта «Страна мастеров»: изготовление народных кукол «Десятиручка», «Коза Дереза»,

«Конь златогривый», «Куколка на счастье», «Травница - кубышка».

Учет регионального компонента:

«Бабушкины сказки»

«Бабушкины песенки»

«Бабушкин сундучок»

Чтение саамских сказок

Использование фольклора народов севера

- Знакомство с куклами народов севера «Куян», «Северная берегиня», «Хантыйский мужчина в малице».

Итог работы:

В ходе реализации проекта равнодушных детей и родителей не было. Родители активно принимали участие в открытых занятиях, мастер – классе, изготовлении костюмов, организации мини-музеев. У детей заметно возрос интерес к народному фольклору, русским народным сказкам, истории происхождения народной куклы. Организованная педагогами деятельность по данной теме способствовала успешной реализации творческого потенциала детей старшей группы в разных видах деятельности: художественно – творческой, речевой, театрализованной, игровой, коммуникативной.

Результаты обследования воображения у детей старшей группы (10 человек) на начальном и заключительном этапах (тест Торренса, наблюдения воспитателей в процессе учебной и самостоятельной деятельности детей)

Начальный этап

Заключительный этап

Вербальн. воображение

Невербальное

воображение

Вербальн. воображение

Невербальное воображение

Низкий уровень

2 реб.

1 реб.

-

-

Средний уровень

7 детей

8 детей

5 детей

4 ребенка

Высокий уровень

1 реб.

1 реб.

5 детей

6 детей

Вербальное воображение Невербальное воображение

Список литературы:

  1. И.А Бойчук Ознакомление детей дошкольного возраста С русским народным творчеством – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  2. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко – М.: Детская литература, 1980
  3. Волшебные лапоточки. Русские народные сказки / пересказ Т. Комзаловой. – Смоленск: Русич 2009
  4. Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. – М.: Малыш, 1982
  5. Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы. – М.: Детская литература, 1988
  6. Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989
  7. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно (русские народные загадки), составил Г.М.Науменко. М.: Детская литература, 1991
  8. А.В.Щёткин Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2010
  9. Русская тряпичная кукла, культура, традиции, технологии, Дайн Г.М., Дайн М.Б., «Культура и традиции», Москва, 2007
  10. Кукульный сундучок, Е.Берстенева, Н.Дагаева, «Белый город», Москва,
  11. Мастерская народных кукол, О.А.Цыгвинцева, «Детство-Пресс», С-Петербург, 2013
  12. Кукольные секреты, Яшкова Т.Б., Коровашкова Н.А., Ярославль, 2013
  13. Бабушкины куколки, Лыкова И.А., издательский дом «Цветной мир», 2014
  14. Мои куколки, Лыкова И.А., издательский дом «Цветной мир», 2014

C:\Users\Мой\Pictures\народная педагогика\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

Секреты здоровья. Музыкально – театрализованное представления.

Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Развивать у детей понимание значения  необходимости гигиенических процедур. Способствовать стано...

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

"секреты художника пейзажиста"

Проект для воспитанников подготовительной группы детского сада. Проект познакомит детей с пейзажной живописью, с художниками пейзажистами .Дети узнают  о том, что пейзаж-это изображение естествен...

Секреты избалованности

Он нами управляет...Нам приходится выполнять все его капризы...Что же будет дальше? Вы думаете, что эти страшные слова о начальнике - тиране? Вовсе нет! Разговор пойдет о наших с вами детях, об избало...

Секрет красы от мадам Лисы

Музыкальная сказка для кукольного театра...

Секрет знакомого предмета

Секрет знакомого предмета (яйцо)  Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания)          яйцо. Задачи:- разви...