Проект "Бабушкины секреты"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Интерес к фольклору и народному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку, его богатству, образности, напевности. Именно в народном искусстве отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novitskaya_s.a._proekt_babushkiny_sekrety.docx | 650.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
К.Д.Ушинский
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МБДОУ «Детский сад г.п.Рощино»
Интерес к фольклору и народному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку, его богатству, образности, напевности. Именно в народном искусстве отражается душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции.
Разработчики проекта:
Новицкая С.А, воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники проекта:
Воспитатели
Дети старшей группы, родители.
Тип проекта:
- По доминирующему методу - творческий, по доминирующей деятельности -поисково-исследовательский, творческий.
- По продолжительности: средней продолжительности ( два месяца)
- По характеру содержания:
Ребенок
семья природа рукотворный мир ребенок
- По характеру контактов: открытый (в контакте с другими возрастными группами, семьей)
- По количеству участников: групповой.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательное развитие: формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Развитие познавательного интереса к русской народной культуре.
Социально-личностное развитие: формирование активной гражданской позиции, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских традиций и обычаев. Воспитание понимания бережного отношения ко всему, что делает нас русскими: гостеприимству, милосердию, доброжелательности, искренности.
Художественно-эстетическое развитие: развитие художественно-творческой активности детей. Формирование художественного восприятия, приобщение к миру прекрасного. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
Речевое развитие: развитие интереса к русскому языку как средству общения.
Физическое развитие: активизировать двигательную активность детей посредством народных игр.
Актуальность:
Наше время – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей – это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня. И может быть успешно решена посредством познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Гипотеза: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре будет способствовать успешной реализации творческого потенциала педагога и ребенка в разных видах деятельности: художественно – творческой, речевой, театрализованной, игровой, коммуникативной.
Направления работы:
Задачи:
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкин сундучок» |
#1055;риобщать детей к русской народной сказке и национальному фольклору; 2.Познакомить детей с особенностями и структурой сказок. #1088;асширять знания о сказочных героях через русские народные сказки; #1060;ормировать нравственные представления о добре и зле, хороших поступках и плохих; #1056;азвивать познавательные способности, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление; #1042;оспитывать любовь и уважение к русским сказкам. | #1042;ызвать у детей интерес к истории и национальным традициям русского народа; #1087;риобщать детей к русскому национальному фольклору; #1086;богатить речь пословицами, поговорками, присказками, прибаутками, считалками, закличками из словаря наших предков; #1074;оспитывать любовь и уважение к национальному фольклору | 1. Дать знания об истории происхождения тряпичной куклы, ее значением на Руси; #1055;ознакомить детей с некоторыми традиционными способами изготовления народных кукол (столбушка, крестушка, кукла на палочке, узелковая, пеленашка, закрутка, набивная); 3. Закреплять знания о традиционных народных ремеслах; #1056;азвивать мелкую моторику рук посредством рукоделия; способствовать формированию действий пооперационного контроля; #1042;оспитывать интерес к народным традициям изготовления кукол, бережное отношение к культуре своего народа. |
Предполагаемые результаты:
Пробуждение у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Обучать детей способам сотрудничества друг с другом и со взрослыми. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Обогащение знаниями о происхождении русской народной куклы, ее значением на Руси. Знакомство с нетрадиционной техникой в продуктивной деятельности – изготовлением куклы из лоскутков, лыка, пряжи. Повышение интереса к народным традициям изготовления кукол, культуре своего народа.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Изучение, подбор энциклопедической, методической и художественной литературы, интернет ресурсов по теме.
- Определение цели и задач, планирование работы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного и иллюстративного материала, изготовление дидактических пособий.
2 этап. Практический. Организация самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей:
- организация непосредственно образовательной деятельности;
- образовательной деятельности в режимные моменты;
- самостоятельной деятельности детей с использованием ресурсов среды;
- взаимодействия с семьей;
- организация мини-музеев.
3 этап. Заключительный.
- Анализ результативности работы.
- Обработка и оформление продуктов проекта.
- Презентация проекта.
Содержание, формы работы над проектом:
Реализация проекта осуществлялась в самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей:
1. Организованная образовательная деятельность.
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкин сундучок» |
* Чтение русских народных сказок * Литературный вечер «В гостях у бабушки Рассказушки»; * Развлечение «В гости к дедушке Фольклору»; * Создание библиотеки «В мире много сказок»; * Изготовление самодельных книг; * Фото экспозиция: «Татр народной куклы»; * Театрализованные представления, игры-драматизации по сказкам *Викторина «Любимые сказки» *Выпуск газеты: «Эти добрые сказки» *Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» | * НОД «Бабушкина колыбельная» (интегрированное занятие с педагогом по ИЗО); * НОД, образовательная ситуация «Апрель водою славен, почками красен» (интегрированное занятие с педагогом по ИЗО) * Развлечение «Весёлые посиделки»; * Знакомство с народными хороводными и подвижными играми, с играми-забавами; *Экскурсия в детскую библиотеку * Вечер «Бабушка-Загадушка» (русские народные загадки) | - Знакомство с искусством изготовления народной куклы через литературу и непосредственное общение с народной игрушкой; - Исследовательская деятельность в мини- музее; - Использование ИКТ: «Филимоновская игрушка» , «В далекую старину», «Конь златогривый» - Творческая продуктивная деятельность: *«Филлимоновская барыня»(русская глиняная игрушка) – моделирование из бумаги; * «Матрешка –русский сувенир» - рисование красками; * «Конь златогривый» - моделирование; *»Мартинички»; * «Стригушка» - кукла из лыка *«Пеленашка» - лоскутная кукла *«Веснянка» - кукла из пряжи и ниток - Использование русского народного костюма, атрибутов на занятиях; - Создание мини-музеев «Матрешка – русская игрушка», «Дочки – матери», «Куклы, которыми играли наши бабушки», «Жизнь в куклах», уголка «Предметы старины», - Интегрированные занятия |
Итоговое занятие, развлечение «Сороки». |
2. Образовательная деятельность в режимные моменты:
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкин сундучок» |
* Чтение русских народных сказок * Театрализованная деятельность по русским народным сказкам *Экскурсия в детскую библиотеку | *Народные и хороводные подвижные игры, игры-забавы; *Экскурсия в детскую библиотеку | *Чтение русской народной сказки «Василиса», «Крупеничка» Н.Телешова; рассказа Е.И.Носова «Лоскутное одеяло»; *Экскурсия в центр народного творчества, *Реализация регионального компонента. |
3. Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды:
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкины куколки» |
Рассматривание книг с русскими народными сказками, иллюстраций *Самостоятельная театрализованная деятельность, игры-драматизации по сказкам *Художественно-творческая деятельность *Дидактические и настольно-печатные игры | Хороводные и подвижные игры, игры-забавы *Самостоятельная исследовательская и игровая деятельность в центре народного творчества | *«Пеленашка» - игра с лоскутками; *Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий по теме; *Самостоятельная исследовательская и игровая деятельность в мини-музее и центре народного творчества; *Развивающие игры: «заплети косу», «волшебные узелки» |
4. Взаимодействие с семьей:
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкины куколки» |
*Создание мини-библиотеки: «Эти добрые сказки» *«Эта старая, добрая сказка» - создание видеотеки, совместная деятельность с родителями *Совместный выпуск альбома с рисунками по русским народным сказкам | *Создание картотеки: «Мудрые загадки», «При солнышке тепло, при матери добро» (альбом пословиц и поговорок) | * Сбор экспонатов для создания мини-музеев; *Экспозиции детских работ; *Мастер-класс «Птица - весна», посиделки с бабушками; *Публикация МК на страницах сайта «Страна мастеров»: изготовление народных кукол «Десятиручка», «Коза Дереза», «Конь златогривый», «Куколка на счастье», «Травница - кубышка». |
Учет регионального компонента:
«Бабушкины сказки» | «Бабушкины песенки» | «Бабушкин сундучок» |
Чтение саамских сказок | Использование фольклора народов севера | - Знакомство с куклами народов севера «Куян», «Северная берегиня», «Хантыйский мужчина в малице». |
Итог работы:
В ходе реализации проекта равнодушных детей и родителей не было. Родители активно принимали участие в открытых занятиях, мастер – классе, изготовлении костюмов, организации мини-музеев. У детей заметно возрос интерес к народному фольклору, русским народным сказкам, истории происхождения народной куклы. Организованная педагогами деятельность по данной теме способствовала успешной реализации творческого потенциала детей старшей группы в разных видах деятельности: художественно – творческой, речевой, театрализованной, игровой, коммуникативной.
Результаты обследования воображения у детей старшей группы (10 человек) на начальном и заключительном этапах (тест Торренса, наблюдения воспитателей в процессе учебной и самостоятельной деятельности детей)
Начальный этап | Заключительный этап | |||
Вербальн. воображение | Невербальное воображение | Вербальн. воображение | Невербальное воображение | |
Низкий уровень | 2 реб. | 1 реб. | - | - |
Средний уровень | 7 детей | 8 детей | 5 детей | 4 ребенка |
Высокий уровень | 1 реб. | 1 реб. | 5 детей | 6 детей |
Вербальное воображение Невербальное воображение
Список литературы:
- И.А Бойчук Ознакомление детей дошкольного возраста С русским народным творчеством – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
- Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко – М.: Детская литература, 1980
- Волшебные лапоточки. Русские народные сказки / пересказ Т. Комзаловой. – Смоленск: Русич 2009
- Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. – М.: Малыш, 1982
- Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы. – М.: Детская литература, 1988
- Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. М.: Детская литература, 1989
- Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно (русские народные загадки), составил Г.М.Науменко. М.: Детская литература, 1991
- А.В.Щёткин Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2010
- Русская тряпичная кукла, культура, традиции, технологии, Дайн Г.М., Дайн М.Б., «Культура и традиции», Москва, 2007
- Кукульный сундучок, Е.Берстенева, Н.Дагаева, «Белый город», Москва,
- Мастерская народных кукол, О.А.Цыгвинцева, «Детство-Пресс», С-Петербург, 2013
- Кукольные секреты, Яшкова Т.Б., Коровашкова Н.А., Ярославль, 2013
- Бабушкины куколки, Лыкова И.А., издательский дом «Цветной мир», 2014
- Мои куколки, Лыкова И.А., издательский дом «Цветной мир», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи: 1. Формировать у детей знания о своем организме, о том,...
Секреты здоровья. Музыкально – театрализованное представления.
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур. Способствовать стано...
Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»
Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...
"секреты художника пейзажиста"
Проект для воспитанников подготовительной группы детского сада. Проект познакомит детей с пейзажной живописью, с художниками пейзажистами .Дети узнают о том, что пейзаж-это изображение естествен...
Секреты избалованности
Он нами управляет...Нам приходится выполнять все его капризы...Что же будет дальше? Вы думаете, что эти страшные слова о начальнике - тиране? Вовсе нет! Разговор пойдет о наших с вами детях, об избало...
Секрет красы от мадам Лисы
Музыкальная сказка для кукольного театра...
Секрет знакомого предмета
Секрет знакомого предмета (яйцо) Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания) яйцо. Задачи:- разви...