Консультация для педагогов "Техническое конструирование в детском саду"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал об особенностях технического конструирования с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._tehnicheskoe_konstr._v_det.sadu_.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»  

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация для педагогов

«Техническое конструирование в детском саду»

Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д. Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Одной из сегодняшних проблем в России является: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.

Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Дошкольное образование предлагает для детей целый спектр знаний (развитие речи, математика и т.д.), но к сожалению на практике остро ощущается необходимость в организации работы  по  пробуждению интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам. Крайне мало представлено такое направление, как техническое конструирование. Оно уже очень востребовано и престижно, так как открывает для ребят новые горизонты творчества, секреты изобретения.

Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов:

  • строительных элементов;
  • деталей конструктора;
  • крупногабаритных модулей.

Основы современного технического конструирования дети изучают в процессе освоения различных видов конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

1. Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

2. Определить склонности и  способности ребенка к математике  и предметам естественнонаучного цикла.

3. Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями для развития врожденных способностей к освоению технического конструирования.

Для освоения детьми технического конструирования и робототехники необходимо подобрать конструкторы, карточки, схемы для построения моделей, составить тематический план.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения.

1. Конструирование по образцу. Это показ приемов конструирования самой конструкции. Педагог предлагает сначала рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком выбрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части конструкции. В данном приёме «Конструирование по образцу» развиваются коммуникативные способности, а именно: умение вести диалог, договариваться между собой, находить оптимальное решение.

2. Конструирование по модели. В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать конструкцию. В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке или на интерактивной доске в виде силуэта. Ребёнок узнаёт картинку, выделяет скрытые элементы и приступает к сборке конструкции. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.

3. Конструирование по заданным условиям. Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении конструкции. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. Педагог загадывает загадку о предмете, отгадав её, ребёнок рисует. Затем он выделяет основные признаки предмета и выбирает, из каких деталей необходимо построить конструкцию. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника. При освоении всех выше перечисленных приёмов обучения техническому конструированию, далее происходит усложнение работы в конструировании с использованием лего – технологий.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке) рисовать схему. Либо определить самостоятельно последовательность построения конструкции. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

5. Конструирование по замыслу. Освоив предыдущие приемы технического конструирования, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными. В случае затруднения ребенок может обратиться за помощью к педагогу.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Этапы организации обучения детскому конструированию

I этап – этап первичного освоения знаний и умений ( по образцам )

II этап – этап творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях ( по условиям )

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои технические навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

В качестве результатов работы на начальном этапе внедрения робототехники в ДОО предполагается:

- выставки детских работ как самостоятельных, так и совместных с родителями и педагогами;

- конкурсы между группами на лучшую тематическую постройку, на лучшую развивающую предметно – пространственную среду в группе по направлению технического творчества;

- проекты внутри группы, образовательной организации;

- семинары и мастер – классы для педагогов ДОО, родителей;

- фотоотчёты, консультации.

Целенаправленная и систематическая работа в ДОО по данному направлению даст возможность развить технические навыки и умения воспитанников; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Старший воспитатель Назырова Гузяль Анвяровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

В данном материале представлены рекомендации для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, эл...

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"...

Консультация для воспитателей «Конструирование в детском саду»

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается ка...

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Консультация для воспитателей «Конструирование в детском саду»    На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой ли...