Мини-проект "Мартинички"
проект по конструированию, ручному труду
Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов,, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы с вами остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль
Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Кукол люди создавали с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в куклы.
Куклы. на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию.
Мир народной куклы интересен и разнообразен. На сегодняшний день сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти совсем, полностью исчезла из повседневного быта. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Цель проекта:
Развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Задачи проекта:
• познакомить детей и родителей с одной из русских традиций – тряпичными куклами;
• Выбрать оптимальную модель тряпичной куклы
• Научить детей делать куклу своими руками.
• Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
• установить тесный контакт и взаимосвязь между родителями и детьми.
Актуальность:
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Кукла своими руками – часть народной тржадиции. Изготавливая такую куклу, ребёнок знакомится с историю своего народа. Занимаясь с детьми изготовлением народной куклы поможет просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии мира кукол, его истории.
Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечаает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, знает эту действительность на столько, насколько знает её ребенок. В игре с народной куклой ребенок закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.
Тип проекта: информационно – познавательный.
Предмет исследования: народная кукла «Мартиничка».
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
- Вызвать интерес детей к изучению истории тряпичной кукле.
- Побудить интерес к изготовлению куклы «Мартинички».
- Активизировать участие родителей в жизни детей и мастер классах по изготовлению тряпичных кукол совместно с детьми.
Трансляция проекта:
Выставка поделок «Кукла «Мартиничка»».
Подготовительный этап:
• Подготовить беседу о видах тряпичных куклах.
• Подготовить презентацию о тряпичных куклах.
• Подготовить и подобрать материал для изготовления кукол.
• Конкурс рисунков на тему «Моя любимая кукла».
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, художественно – эстетическую, коммуникативную и познавательную.
- Непосредственно образовательная деятельность на тему «История возникновения куклы».
- Беседы о видах тряпичных куклы.
- Показ презентации «Куклы своими руками» и схемы по изготовлению тряпичной куклы.
- Участие в конкурсе рисунков «Моя любимая кукла».
Работа с родителями:
• Провести анкетирование на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье».
• Провести мастер – класс по изготовлению куклы «Мартинички».
• Совместная творческая деятельность по теме «Моя любимая кукла».
Результаты проекта:
Все участники проекта, а особенно дети были заинтересованы выбором модели тряпичной куклы и подбором материала к проекту «Тряпичная кукла «Мартиничка»».
В процессе работы над проектом была заметна активность и желание детей и родителей в изготовлении тряпичных кукол. Изучено и рассказано много нового и интересного о тряпичных куклах.
У детей был эмоциональный отклик на изучение материалов об истории возникновения куклы. Родители воспитанников принимали активное участие в работе над проектом. Итогом работы над проектом стала выставка поделок «Кукла «Мартиничка»».
Вывод:
Проведя исследования и изучив историю тряпичной куклы пришла был сделан вывод, что:
1. В давние времена у тряпичной куклы было несколько предназначений:
• она была одновременно и игрушкой для ребёнка, и его оберегом.
• народ считал, что куклы-обереги способны защитить от болезней, избавить от бессонницы, отвести от близких зло и беду.
2. Тряпичных кукол можно подразделять по назначению на три вида:
• игровые,
• обереги,
• обрядовые.
Работая над этой темой, я поняла: в глубокой древности у людей не было возможности покупать кукол они создавали их своими руками. Поэтому они с любовью и трепетом относились к своим вещам. Древние куклы были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Изготавливая игрушку, ребенок вкладывает в нее душу и получает трудовые навыки.
1. История и значение куклы «Мартиничка».
Первые согревающие лицо лучики солнца, щебетание птиц, прилетевших с юга, проталины в снегу с подснежниками вызывают небывалый подъем энергии, прилив оптимизма и хорошего настроения. А для того, чтобы весна побыстрее набирала сил и делали так называемые заклички, которыми закликивали весну, то есть зазывали, приманивали, привлекали, заманивали.
Зимняя кукла Мартиничка
Кукла Мартиничка – парная кукла, в этом ее особенность. Всегда делали одну фигурку белого цвета, в честь снежной зимы, а другую - красного, как знак весны, пробуждающейся жизни и солнечного тепла. Обе фигурки были соединены двуцветным шнурком, давая понять, что зима с весной всегда вместе, рядом, также, как сон и явь или жизнь и смерть. Готовых Мартиничек подвешивали на плодовые деревья, желая им раннего цветения и хорошего урожая. Кроме этого, этих кукол использовали в качестве украшений. Их прикалывали в виде броши на одежду, делали браслеты с маленькими Мартиничками, девушки крепили к куклам ленты и заплетали в волосы.
В последнее время таких кукол дарили любимым, как символ соединения мужского и женского начала, а также использовали для гаданий. Куклу закрепляли на ветке дерева в лесу и загадывали желание, через пару недель приходили проверять – если Мартинички были в целости и сохранности, то желание сбудется, если же кукол не было или их сильно повредили, то придется подождать.
Весенняя кукла Мартиничка
2. Технология изготовления куклы.
Для изготовления потребуется:
- пряжа красного и белого цвета;
- ножницы;
- шаблоны из картона (размер шаблона зависит от размера куклы).
Ход работы:
Изготавливаем одновременно две куколки «Мартинички» : мальчика из красных ниток и девочку из белых ниток. Делаем основу (туловище) куклы.
1. Наматываем нитки на шаблон по длинной стороне.
2. Снимите моточек ниток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать середину.
3. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.
4. Изготовление ручек.
Наматываем нитки на картонный шаблон по узкой стороне.
5. Снимаем с шаблона моточки и под головку вкладываем ручки.
6. Далее, делаем куколкам талию. Перевязываем ниткой и закрепляем.
7. Связываем по краям ручки. И разрезаем края.
8. Делаем белую юбочку (ровняем ножницами, разрезаем). «Мартиничка» - девочка готова.
9. Теперь работаем со второй красной куколкой – это будет мальчик. Для этого юбочку делим пополам, внизу пучки нитей обвязываем, как и ручки. Получились ножки.
10. Берём красную и белую нить, связываем с обеих сторон и перекручиваем, чтобы получился красивый шнурок.
11. Протягиваем шнурок между головками девочки и мальчика. Связываем на бант. Таким образом наши «Мартинички» остаются рядом всегда.
12. Получилась парная композиция обрядовых кукол «Мартиничек»!
Заключение
К большому сожалению, за много лет люди успели позабыть то что умели наши предки, много лет назад. Многие традиции русского народа забыты. Наблюдая за современными детьми, за игрушками в которые они играют. Делаешь вывод о том, что ребенок ориентирован на игрушки западных стран. Нужно возвращать традиции. Восстанавливать связь времен. Поэтому уитывая значимость куклы, как игрушки для ребенка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.
Список литературы:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7/2011 г.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», Москва, 2010 г.
3. Князева О. А., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.
4. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : «Паритет», 2006 г.
5. Рыжкова Н., «Мини-музей в детском саду». Москва, 2008 г.
6. Шайдурова Н. В. Методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой. – Барнаул: Алт ГПА, 2010 г.