Проект "Тико-грамотей"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Молчанова Татьяна Николаевна

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko-gramotey.docx993.9 КБ

Предварительный просмотр:


Проект «Тико-грамотей»

Что такое «ТИКО»? – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

 «ТИКО» - первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе.

Технология ТИКО- моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора;

- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО- конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

- социально-коммуникативное развитие: общение и взаимодействие ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре,

так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Проблема: В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и привитию первоначальных технических навыков, формированию предпосылок инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Внедрение ТИКО-конструктора в образовательный процесс детского сада, позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, формированию первоначальных технических навыков, развитию предпосылок инженерного мышления.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.

Актуальность ТИКО-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как являются отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Конструктор ТИКО используя детьми в собственной деятельности помогает ориентироваться на плоскости и в пространстве, дети общаются, работают в паре, в группе, в коллективе, конструируют поделки обьемные, плоскостные, увлекаются самостоятельным техническим моделированием.

Для ребенка очень важен результат его творческой деятельности, который можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к развитию инженерного мышления, к познанию нового.

Участники проекта : воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.

По времени проведения – долгосрочный (сентябрь-май).

Цель проекта :

развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования.

Задачи:

- расширять представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

-совершенствовать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через действия с ТИКО конструктором;

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки путем сравнения результатов.

Инновационность проекта :

Инновационность проекта заключается в адаптации Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ожидаемые результаты по данному проекту :

Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Развито умение работы по схемам и разверткам.

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Имеются представления:

-о деталях конструктора и способах их соединении;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

умение взаимодействовать в парах и мини-группах при воплощении конструктивного замысла.

Методы и средства реализации проекта :

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический

Проблемный

Программированный

Репродуктивный

Частично - поисковый

Поисковый

Метод проблемного изложения

Метод проектов

Продукт проектной деятельности : Мастер класс

Этапы реализации проекта

I этап - Подготовительный (сентябрь).

(Разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, дополнение ТИКО уголка конструкторами и демонстрационным материалом, анкетирование; составление календарно – тематического плана в рамках проекта; разработка методических материалов для реализации проекта).

II этап - Основной (Практический) (октябрь-апрель)

практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы с конструкторами, подведение и анализ промежуточных результатов; решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей конструктивной деятельности в образовательном процессе детей: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с

детьми, родителями; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;

Месяц Познавательные

беседы с детьми Совместная

деятельность с детьми Совместная деятельность

с родителями

Октябрь 2020

(1неделя) Вводное.

Знакомство с конструктором ТИКО : разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование) Выставка «Грамотей по имени ТИКО» (наборы конструкторов)

анкетирование

Октябрь 2020

(3неделя) Создание материально-технических условий ТИКО уголок Мастерская

Ноябрь 2020

(1неделя) Консультация «Знакомимся с конструктором ТИКО»

Родительское собрание «Развитие инженерного мышления с использованием конструктора ТИКО» Знакомство со схемами по ТИКО конструированию

Раскрашиваем карты-схемы

Ноябрь 2020

(3неделя) Оформление разверток и технологических карт Технологические карты и развертки по ТИКО конструированию Домашняя творческая мастерская

Декабрь 2020

(1 неделя) Буклет «Домашняя игротека» Дидактическая игра«Продукты для магазина» Создать дидактическую игру

Декабрь 2020

(3 неделя)

Консультация «Какие игровые упражнения можно выполнять дома» Игровое упражнение» «Покорми кукол» Упражнение, которое мы делаем дома

Январь 2021

(4неделя)

Круглый стол «ТИКО-моделирование» Значимость ТИКО Мой буклет

Февраль 2021

(1неделя) Открытое занятие «Плоскостное моделирование»

Февраль 2021

(3неделя) Досуг «ТИКО КВН» П/и «Я спортсмен!»

Оформление книжечки “Я готовлюсь к школе”

Март

2021

(1неделя) Проведение анкетирования «Что мы узнали о ТИКО–моделировании» Рассказы описания Составление рассказов «Моя ТИКО сказка»

Март

2021

(3 неделя) КОНКУРС «Моя творческая мастерская» (создания построек с родителями, ВЫСТАВКА ФОТОВЫСТАВКА

Конструируем вместе

Апрель

2021

(1 неделя) Просмотр презентаций: ТИКО-театр «Как Буратино в школу ходил».

Анкетирование удовлетворены ли вы работой с ТИКО конструктором.

Апрель

2021

(3 неделя) Презентация «Юные инженерики»

Подведение итогов работы с родителями по проекту. Мастер-класс для родителей

Оформление выставки

Итоги работы по проекту

III этап – Заключительный (Итоговый) (май).

(Анализ проделанной работы, осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, презентация).

I этап. Подготовительный (сентябрь)

1. Разработка и защита инновационного проекта,

2. формирование программы экспериментальной деятельности

3. Анкетирование родителей «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО - моделирования».

4. Разработка буклетов: рекомендации для родителей «Грамотей по имени ТИКО».

5. Разработка схем для конструирования.

II этап. Основной (Практический) (октябрь-апрель)

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение;

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта).

Работа с детьми и родителями

III этап. Заключительный (май)

В ходе подготовительного этапа было проведено анкетирование для определения социальных статусов семей, заинтересованности в участии и совместной деятельности в условиях семьи и детского сада, о существующих знаниях в области подготовки детей к школе. Результаты анкетирования показали, что 40% родителей заинтересованы в активном участии и имеют много вопросов, связанных с подготовкой детей к школе. В результате реализации проекта повысилась заинтересованность детей и родителей по подготовке к школе, стало проявляться более осознанное отношение к учебному процессу и выполнению домашних заданий. Многие родители уже принимали активное участие в составлении тематического планирования проекта, предлагая свои темы и формы проведения мероприятий.

Апробировав этот проект, мы можем с уверенностью сказать, что достигли предполагаемых результатов:

Родители стали более компетентными в вопросах подготовки детей к школе. У всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе. Преемственность в работе детского сада и школы осуществлялась в соответствии с планом работы. Были организованы экскурсии в школу, с целью ознакомления дошкольников с библиотекой, учебными классами, проведены викторины с учениками начальной школы.

Проект «Скоро в школу я пойду» успешно был одобрен на заседании Методического совета учреждения и рекомендован для ознакомления педагогического сообщества, размещен на сайте.

Анкета

«Насколько вы готовы быть родителем»

(автор А. К. Колеченко) родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.

3. На мой взгляд, ТИКО занятие — непосильная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что воспитатели хорошо понимают детей.

5. Ребенок может хорошо конструировать только в том случае, если с ним занимается его собственная мама.

6. Трудно представить, что ребенок с конструктором ТИКО может быстро научиться писать, читать и считать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без маминого внимания.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

11. Конструктор ТИКО, по-моему, мало способен чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что воспитатель не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит«Мама, мы пойдем в детский сад вместе?»

Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь родителям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«В преддверии школьной жизни»

Первого сентября Ваш ребенок придет в школу. Предлагаем Вам в преддверии школьной жизни детей ответить на некоторые вопросы (нужное подчеркните).

1. Что для Вас означает выражение «занятия в детском саду»

- Получать необходимый запас знаний.

- Слушать воспитателя и не шалить.

- Развивать характерные черты личности.

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье, в детском саду?

- Да.

- Нет.

- Трудно сказать.

3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

- Желание ребенка идти в школу.

- Сформированность психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи).

- Умение читать, писать, считать

4. Какую позицию вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми обязанностями?

- Усилите требовательность к ребенку и контроль.

- Возьмете на себя заботу о новых обязанностях ребенка.

- Всю ответственность возложите на учителя.

5. Есть ли у Вашего ребенка желание учиться вообще и в школе в том числе?

- Да.

-Нет.

-Трудно сказать.

6. Попадалась ли Вам книга (статья) о подготовке ребенка к школе, вызвавшая Ваш интерес (если «да», то какая конкретно?

- Да.

- Нет.

- Не помню.

Список использованной литературы:

1. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

2. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.

3. Конструирование и художественный труд в детском саду:

Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. Куцакова Л. В – М, : ТЦ Сфера, 2014

4. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. Конина Е. Ю. – М. : ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

5. Методические рекомендации по конструи-рованию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н. М. Карпова, И. В. Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.

6. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДО Аверина И. Е. У. – М. : Айрис-пресс, 2006.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

8. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:

Справочное пособие. Шайдурова Н. В. - М. : ТЦ Сфера, 2008

9. Материалы курса «Робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»

10. https://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы

(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

F:\фото Тико\IMG_20200522_094038.jpgF:\фото Тико\IMG-20200518-WA0004.jpgF:\фото Тико\IMG_20200522_090900.jpg