Рабочая программа для кружка "Изумительные кубики"
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Примерная рабочая программа для кружка, игр с кубиками, лего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izumitelnye_kubiki_bokova_1.docx | 84.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНые кубики»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 года
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1ноября – 31 мая )
Составитель: воспитатель
Колобкова Е.И.
2022г.
Содержание
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
- Актуальность, направленность Программы
- Новизна. Педагогическая целесообразность
- Отличительные особенности данной Программы от существующих Программ
- Цели и задачи реализации Программы
- Возраст детей, участвующих в реализации Программы
- Сроки реализации Программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- Формы подведения итогов и способы определения их результативности
- Формы подведения итогов реализации Программы
II. Содержательный раздел
- Учебно-тематический план
- .Содержание изучаемого курса
- Календарное планирование
- Организационный раздел
3.1.Методическое обеспечение Программы
3.2.Список литературы
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Нормативной базой для составления Программы по дополнительному образованию технической направленности «Занимательные кубики» (далее Программа) для детей 3 – 4 года Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 12 комбинированного вида (далее Учреждения) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и в соответствии:
с международными правовыми актами:
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
Законами РФ и документами Правительства РФ:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.;
документами Федеральных служб:
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638);
Нормативно-правовыми документами Минобразования России:
Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384);
Письмом Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
Нормативно-правовыми документами Учреждения:
Уставом Учреждения;
Лицензией на право осуществления образовательной деятельности от «19» февраля 2016г. серия 50Л01 № 0007236 выданная Министерством образования Московской области;
- Актуальность, направленность Программы
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Игра – важнейший спутник детства. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Основной идеей создания кружка «Занимательные кубики», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Кроме того, актуальность конструирования-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу инновационного проекта.
- Новизна. Педагогическая целесообразность
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют
разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Занимательные кубики» открывает возможности
для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель: Развитие творческого мышления дошкольников посредством конструирования
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
3.Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
4. Закреплять знания детей об окружающем мире.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
6. Развитие логического мышления
7. Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип систематичности.
- Принцип постепенного усложнения.
- Принцип доступности.
- Принцип практического обучения.
- Отличительные особенности данной Программы от существующих Программ
Освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми. Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания.
В ходе реализации Программы организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и
творчества в разных. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, с
сотрудничества
взрослого и детей:
Совместная игра воспитателя и детей.
Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети чувствуют, что их попытки пробовать новое поддержаны взрослыми. Детская инициатива проявляется в возможности играть, конструировать, сочинять и пр. в соответствии б с собственными интересами и является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Б 1.1.4. Цель, задачи Программы
Цель: Развитие творческого мышления дошкольников посредством конструирования
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
3.Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
4. Закреплять знания детей об окружающем мире.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
6. Развитие логического мышления
7. Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.
- Возраст детей, участвующих в реализации Программы
К 4 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 10-15 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 3-4 года ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
ребенок:
- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу общих дел. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Ребенок активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки.
- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
- Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: начало 1 ноября 2017 год, конец реализации 31 мая 2018 год.
- Формы и режим занятий.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате обучения воспитанники должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь критически мыслить.
- Формы подведения итогов и способы определения их результативности
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Высокий уровень усвоения программы | Средний уровень усвоения программы | Низкий уровень усвоения программы |
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) | ||
Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. | Может самостоятельно, но медленно, без ошибок или с небольшими неточностями выбрать необходимую деталь | Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь. |
Умение проектировать по образцу | ||
Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу, самостоятельно исправляя допущенные ошибки. | Может проектировать по образцу, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога. | Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога |
Умение конструировать по схеме | ||
Может самостоятельно, быстро конструировать по пошаговой схеме, самостоятельно исправляя допущенные ошибки. | Может конструировать по пошаговой схеме, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога. | Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. |
Мониторинг проводится воспитателем руководителем кружка 2 раза в год: ноябрь, май. Мониторинг осуществляется путем наблюдения за деятельностью детей
Задания для проведения мониторинга
Материал: схема постройки домика, детали конструктора
Ребенку предлагается набор деталей и схема домика. Педагог просит построить домик по предложенной схеме. После выполнения задания педагог предлагает ребенку рассмотреть образец заборчика и построить точно такой же.
Обследование конструктивных навыков
Дата проведения мониторинга: 1 __________________________ 2_______________________
Мониторинг проводил: воспитатель: ____________________
№ | Ф.И. ребенка | Навык подбора необходимых деталей | Умение проектировать по образцу | Умение конструировать по схеме | Уровень освоения программы | ||||
н | о | н | о | н | о | н | о | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Б
III. Содержательный раздел
3.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Ознакомительное занятие, знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
2 | «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
3 | «Строим зоопарк» Игра «Чего не стало» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
4 | «Жираф и слон» Игра «Собери модель» | 15 мин | 7 мин | 8 мин |
5 | «Дети» Игра «Что изменилось» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
6 | «Заюшкина избушка» Игра «Отгадай» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
7 | «Дед Мороз» Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | 15 мин | 6 мин | 9 мин |
8 | «Птицы» Игра «Собери модель» | 15 мин | 10 мин | 5 мин |
9 | «Домашние животные» Игра «Запомни и выложи ряд» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
10 | «Автомобиль» Игра «Светофор» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
11 | «Самолет» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
12 | «Плывут корабли» Игра «Что изменилось» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
13 | «Беседка» Игра «Чья команда быстрее построит» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
14 | «Ракета и космонавт» Игра «Разноцветный флаг» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
15 | Робот Игра «Запомни расположение» | 15 мин | 7 мин | 8 мин |
16 | Конструирование по замыслу Игра «Лабиринт» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
17 | 15 мин | 5 мин | 10 мин | |
18 | « Дом для моей семьи» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
19 | « Двухэтажное здание» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
20 | « Волшебный замок» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
21 | « Дома на нашей улице» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
22 | « Простой мост» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
23 | « Мост для пешеходов» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
24 | « Разнообразные мосты» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
25 | « Судно» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
26 | « Пароход» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
27 | « Корабль» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
28 | « Разные суда» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
29 | « Грузовой автомобиль» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
30 | « Городской транспорт» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
31 | Итоговое мероприятие Выставка работ «От замысла – к воплощению» | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
3.2. Содержание изучаемого курса
1) Управление взаимосвязей (при установлении взаимосвязей дети как бы накладывают новые знания на те, которыми они уже владеют, расширяя таким образом свои познания).
2) Конструирование (учебный материал лучше усваивается тогда, когда мозг и руки работают вместе. Работа с продуктами базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а потом создание моделей).
3) Рефлексия (обдумывая и осмысляя работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретенными. Они исследуют влияние модели на изменение в ее конструкции).
4) Развитие (процесс обучения эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации вдохновляет на дальнейшую творческую работу).
Разделы комплекта заданий
Разделы включают в себя 3-6 заданий.
В каждом разделе обучающиеся занимаются сборкой моделей, анализируют образец, конструируют по замыслу и в соответствии со схемой, а также упражняются по всем областям:
Социально-коммуникативное развитие (продолжают развивать самостоятельность в игре, дружеские отношения)
Речевое развитие (развивают речевое творчество, умение анализировать, умение использовать в процессе новые слова и знать их значение)
Познавательное развитие (развивать самостоятельность, инициативу, творчество. Развитие умения называть элементы конструктора и их цвета. Умение
предвидеть конечный результат и работать по алгоритму, развитие мелкой моторики пальцев рук)
Художественно-эстетическое развитие (формирование эмоционально-эстетических ориентаций, возможность работать под музыку) Физическое развитие
(в процессе работы использование физминуток)
Методы и приемы конструктивно-игровой деятельности обусловлены видами конструирования. Необходимо отметить, что конструирование, имея свои
специфические особенности, подчиняется общей методике организации конструктивной деятельности детей. В соответствии с этим можно выделить
следующие виды конструктивно- игровой деятельности.
Конструирование по образцу, которое заключается в том, что детям предлагают образцы объектов, выполненных из деталей конструктора материала и,
как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов
действий основанная на подражании. Такое конструирование вряд ли стоит напрямую связывать с развитием творчества, однако можно в нем видеть основу,
базу, на которой творчество впоследствии может развиваться.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь
ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Что бы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь
обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкции или назначения объекта, и они сами создают замыслы конкретных построек,
поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь
разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Конструирование по условиям предполагает создание объекта из деталей конструктора в соответствии с требованиями, которым он должен отвечать.
Требования же эти отражают функциональное назначение реального сооружения. В таком конструировании ни содержание, ни способы деятельности по
созданию постройки перед детьми не раскрываются. Исходя из назначения и характера объекта, дети самостоятельно определяют конструктивный замысел.
По условиям, данным взрослыми, они должны вначале представить предмет, а затем найти способы его воссоздания. Конструктивный замысел создается
ребенком различными способами. Иногда, например, требования определяют величину и форму объектов или их элементов, которые дети уже сооружали.
В таких случаях для создания замысла следует возобновить конструкцию данного предмета и затем преобразовывать в представлении соответствующий
элемент или величину объекта, конструкции.
Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в качестве которой может быть фотография,
рисунок готового объекта. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора. Т.е. ребенку предлагают определенную
задачу, но не дают способа ее решения, что является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей
формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того что бы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и
использовав, те или другие детали. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам предусматривают предоставление детям простых схем-чертежей, отражающих
структуру образца постройки. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, то есть они начинают
строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование предполагает первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном предстоящего объекта, конструкции
(отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей
конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца
. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Основные формы,
методы
и приемы образовательной деятельности:
∙ НОД (игровые практикумы, культурные практики); ∙совместная деятельность (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-
исследовательская, продуктивная); ∙игра (способствует развитию самостоятельного мышления и творческих способностей, на основе воображения,
является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу); ∙беседа, рассказ, инструктаж, (дети узнают
информацию об объектах конструирования, моделирования); ∙показ, презентация, работа по инструкции; ∙работа по образцу – дети выполняют задание
в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки; ∙самостоятельное конструирование (сборка
моделей); ∙конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей; ∙соревнования между группами; ∙ метод стимулирования и мотивации
деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Особенностью организации
образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная
ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения
определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного
взаимодействия воспитателя и ребенка.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути
решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации
ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды
наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,
обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые
скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях
подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и
условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности
образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт
приобретаемый детьми. Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного
содержания.
3.3. Календарное планирование
№
| Тема | Задачи | Материал | Ход непосредственной образовательной деятельности |
Ноябрь | ||||
| Ознакомительное занятие , знакомство сдеталями, способом крепления, строительство по замыслу | Знакомство с названиями деталей , учить различать и называть их. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; мелкие игрушки. | 1.Орг. момент. Дети первый раз приходят в гости к роботу-Легоше. Педагог от лица робота рассказывает детям о замечательном конструкторе. 2. Просмотр презентации, тема: «Леголенд». 3. Физкультминутка 4. Чтение стихотворения: Любим мы конструктор Кубики цветные 5. Техника безопасности в работе с конструктором . 6. Придумать совместно с детьми названия деталей. 7. Пальчиковая игра. 8. Предложить детям скрепить детали между собой способами, которые знакомы детям, показать новые способы крепления. 9. Вспомните, какие постройки вы уже выполняли. Выберите игрушку, для которой вы бы хотели что-нибудь построить и приступайте к выполнению задания. (Дети под музыку конструируют). 10. Итог. По окончании работ дети рассказывают, как строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки. |
Моделирование заборов, оград. Тема: «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» | Продолжать знакомить детей с конструктором. Показать новые способы соединения деталей. Учить строить забор. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением ограды, забора; игрушки-животные; образцы заборов, оград. | 1.Орг. момент Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором лежит «Волшебный мешочек». В мешочке находятся разные детали конструктора. Детям необходимо на ощупь определить знакомые детали конструктора. Повторение названий деталей. 2. Детям предлагается проблемная ситуация. Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину. Как можно помочь Федоре? - Нужно построить забор, изгородь. 3. Физкультминутка. 4. Беседа с рассматриванием иллюстраций разных заборов. 3. Пальчиковая гимнастика 4.Практическая часть Ребята, давайте построим забор, и тогда ни теленок, ни козленок, ни поросенок, которые живут у бабушки Федоры не уйдут со двора. А сейчас предлагаю взять одного из любимых животных бабушки Федоры и построить для них забор. Для этого разделитесь на пары. Пара – это сколько? Правильно, пара – это по 2 ребенка, договориться и построить свои заборы. (Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят заборы.) 5. Итог. Обратить внимание, каким способом соединены детали. На высоту забора, для каждого животного она должна быть разной. На детали, из которых построены (перекрытие ограждение). 6. В конце можно предложить перейти к сюжетно-ролевой игре. | |
Декабрь | ||||
Зоопарк
| Закреплять представления о многообразии животного мира. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Развивать способность анализировать, делать выводы. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных; набор игрушечных зверей. | 1.Орг. момент Ребята, кто знает, что такое зоопарк? Кто был в зоопарке? А вы хотите там побывать еще раз? Мы сегодня очень рады Ведь идем мы в зоосад Посмотреть гиппопотама, Посмотреть быка и ламу, Белке кинем мы орешки, Поглядим на птиц, без спешки, И весёлым обезьянкам Мы дадим конфет, баранки, А у зебры, той, что с краю, Мы полоски посчитаем. И пойдем смотреть верблюда, Но плевать в него не будем. Потому что знаем, братцы, Тоже может он плеваться! Значит, просто поглядим. А потом ко льву мы сходим. Он могучий и красивый, У него большая грива. Только пусть сидит в загоне. Там он никого не тронет. Ну а если зарычит, Нам не страшно, пусть кричит! Всех зверей мы посмотрели Всех мы их поблагодарили. 2.Проблемная ситуация все звери вышли из клеток и гуляют по зоопарку. Приходил злой Бармалей, Разломал им клетки, Разогнал он всех зверей. Что же будет, детки? - Ответы детей 3.Беседа с рассматриванием иллюстраций животных разных стран. 4. Физкультминутка. 5.Практическая часть Давайте поможем, построим для зверей в зоопарке домики и заборчики. На столе лежат игрушечные звери. Разделите их на хищников и травоядных. Выберите, для каких животных вы будите строить. (Конструирование по замыслу) 5.Пальчиковая игра 6. Итог. Вы все молодцы! Помогли зверям. (Педагог просит детей рассказать, для кого они построили домики, какие детали использовали) - Раз зоопарк готов, я предлагаю вам в него поиграть. Далее дети развертывают игру: распределяют роли, готовят атрибуты к игре. | |
Слон и жираф | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить животных (слона и жирафа) из конструктора. Развивать творческие навыки, терпение. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных (слона и жирафа); образцы. | 1.Орг. момент. Загадывание загадок Серый толстый великан, На спине его горбы - Нос как будто длинный кран, Там запас еды, воды… На спине прокатит он, Узнали? Как его зовут? Озорной ушастый … (Слон). Это кто с длиннющей шеей Здесь под солнцем рожки греет? У него спокойный нрав, Сверху вниз глядит (Жираф)! - Правильно, это слон и жираф 2. Рассказ воспитателя об этих животных с рассматриванием иллюстраций животных. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Ребята, сегодня мы будем строить из конструктора этих животных, слона и жирафа. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, какого цвета. (Конструирование по образцу) 5.Пальчиковая игра 6. Итог По окончании работы педагог просит детей рассказать о своих поделках. - Ребята, теперь этих животных мы можем заселить в наш зоопарк, который мы построили на прошлом занятии. | |
Январь | ||||
Дети | Учить строить мальчика и девочку из конструктора «Дупло». Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить рассказывать о постройке. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; схемы, образец | 1.Орг. момент Загадывание загадки Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... (друг) - Ребята, сегодня мы с вами будем строить Лего – друзей, мальчика и девочку по схеме. 2. Беседа и рассматривание схемы. Возьмите схемы и посмотрите, где нарисован мальчик, а где девочка. (ответы детей) - Как вы догадались, что слева мальчик, а справа девочка? (по одежде) 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Предлагаю разбиться на пары. У вас одна схема на двоих. Договоритесь, кто из вас будет строить мальчика, а кто девочку. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает). (Конструирование по схеме) 5.Пальчиковая игра 6.Итог. Чтение стихотворения «Мальчики и девочки» С. Я. Маршака Молодцы, у вас получились замечательные девочки и мальчики. Оценивается каждая совместная поделка. Дети дают имена своим Лего-друзьям. | |
Заюшкина избушка | Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Дать понятие – симметрия. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; снежинка (оригами, подвешенная к потолку); игрушки-зайчики; иллюстрации разных домов. | 1.Орг. момент. Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы… Загадывание загадки: Хмурой осенью он серый, А зимой холодной - белый. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это ....(Зайка) Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика. Проблемная ситуация. Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей. А вы сможете построить для зайчика домик? 2. Рассматривание иллюстраций домов, изб. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить дом для зайчика. Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят дом. (Конструирование по инструкции) Посмотрите внимательно, в какой последовательности нужно построить дом. Сначала фундамент, потом стены, окна, двери, крышу. Попробуйте построить самостоятельно. Практическая помощь (при необходимости). 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончании работы дети рассказывают о своей постройке. - Что вы можете рассказать о своем домике? - Как строили? - Какие строительные детали использовали? После занятия дети обыгрывают свою постройку, заселяют зайчиков в дома. | |
Февраль | ||||
Дед Мороз | Развивать навыки пространственной ориентировки. Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; схема сборки деда Мороза; презентация «Новый год». | 1.Орг. момент. Ребята, скажите, а вы любите сказки? А вы хотите оказаться в сказке? Тогда давайте произнесем волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять в сказку мы хотим попасть. –Золотые ворота, 2. Ребята сегодня в сказке мы побываем в гостях, угадайте у кого? Мы весной его не встретим Он и летом не придет, Но зимою к нашим детям Он приходит каждый год. У него румянец яркий Борода как белый мех, Интересные подарки Приготовит он для всех. (Дед Мороз) 3. Рассказ воспитателя о праздновании нового года в разных странах мира. 4. Просмотр презентации «Встречаем Новый год». 5. Ребята, Дед Мороз приносит всем подарки, а вот сам подарки не получает и от этого после того как наступит Новый год ему бывает очень грустно. Что же делать, как вы думаете? (предположение детей) Так как мы в сказке, то в сказке все, возможно, вы со мной согласны? А давайте мы отправим Деду Морозу фотографию с его изображением, сделаем Деда Мороза из лего конструктора, сфотографируем и отправим по почте. 6. Практическая часть. Конструирование Деда Мороза по схеме. Практическая помощь (при необходимости). 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончании дети рассказывают о своей работе. | |
Птицы | Познакомить с обитателями птичьего двора. Учить строить по предложенным схемам, инструкциям. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей. | Музыкальный центр; запись музыкального произведения Сен-Санса «Птичий двор»; наборы деталей конструктора; схемы птиц. | 1.Орг. момент. Звучит музыкального произведение К.Сен-Санса «Птичий двор» Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку Длинный клюв и два крыла… Прилетит, плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… птица И не одна, а много! 2. Отгадайте, какие птицы сегодня у нас в гостях. Игра «Доскажи словечко» Не царь, а в короне, Распускает хвост павлином, Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку. Что за птица? Знаешь? - (утка) Эта птица всем известна - Гадким он утёнком был. Да и сказка интересна. Жаль, что я её забыл. (Лебедь) 3. Беседа о домашних и диких птицах. 4. Какие вы знаете сказки, чтобы героями были птицы? Подумайте! - Гуси-лебеди. Какие птицы в этой сказке? (гуси и лебеди) «Кот, петух и лиса», «Дикие лебеди», «Курочка Ряба», «Бременские музыканты», «Гадкий утенок». 5. Физкультминутка. 6. Проблемная ситуация. Гадкий утенок остался зимовать на озере один, ему страшно плохо одному, как ему помочь? 7. Практическая часть. Когда есть друг, он может помочь в трудную минуту. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. Конструирование птиц. У каждого на столе лежат схемы постройки птиц. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. Практическая помощь (при необходимости). 8. Пальчиковая игра 9. Итог. Все задания выполнены, посмотрите, сколько друзей появилось у «гадкого» утенка. - Вам понравилось наше занятие? Что больше всего? | |
Март | ||||
Домашние животные | Учить строить корову, собаку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных (коровы, собаки); образец и схема животных – карточки на каждого ребёнка | 1.Орг. момент. Загадывание загадок Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит: - Мне погладите бока – Дам парного молока! (Корова) Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака) Правильно, это корова и собака. 2.Рассказ воспитателя о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Ребята, сегодня мы будем строить из конструктора животных собаку и коровушку. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, и какого цвета. (Конструирование по образцу) 5.Пальчиковая игра 6. Итог По окончании работы педагог просит детей рассказать о своих поделках. Кого построили и какие детали использовали. Дети дают клички животным. | |
Автомобиль | Учить конструировать модель автомобиля из лего – конструктора, используя схему. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей. | наборы конструктора лего на каждого ребенка; схема машины – карточки на каждого ребёнка; игрушки для обыгрывания – Карлсона и малыша | 1. Орг. момент. Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто? Все девчонки и мальчишки Полюбить его успели. Он - герой веселой книжки, За спиной его - пропеллер. Над Стокгольмом он взлетает Высоко, но не до Марса. И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый ... Ответ: Карлсон 2. Проблемная ситуация. Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой. Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям? (высказывания детей) (дети предлагают его развеселить, угостить вареньем, погладить по – дружески, подарить Карлсону машину и т. д.) 3. Рассматривание схемы автомобиля. Посмотрите на схему и скажите, какие детали нам нужны, чтобы его собрать. Дид.игра «Отгадай» (закрепление названий деталей.) 4. Физкультминутка. 5.Практическая часть. А теперь можете приступать к выполнению работы. Карлсон и малыш с нетерпением ждут, когда вы им построите автомобиль, чтобы они дальше могли путешествовать. Самостоятельная работа детей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога советом, показом на своих деталях, соотнесением с карточкой.) 5.Пальчиковая игра 6. Итог. Какие замечательные у вас получились машины, теперь Карлсон вместе с Малышом могут отправляться домой, а когда им захочется отправиться вновь в путешествие, то у них есть вот такие замечательные машины. - Что вам больше всего понравилось делать? - Чем вы могли бы поделиться или о чем рассказать своим друзьям? | |
Самолёт | Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части Развивать интерес, мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность. | Коробка с сюрпризом, в которой находится самолёт; иллюстрации с изображением различных самолетов; видеофильм «Полет самолета»; наборы конструктора лего на каждого ребенка; образец и схема самолёта – карточки на каждого ребёнка. | 1.Орг. момент. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором лежит красивая коробка. Ребята, в этой коробке лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть коробку и показать вам, что в ней находится, попробуйте отгадать загадку. Птица железная в небе летит, След оставляя, шумит и гудит - В дальние страны уносит людей... Это не голубь и не воробей. (Самолёт) Сегодня мы узнаем много нового о самолетах, научимся их строить. 2. Просмотр видеофильма «Полет самолета» 2.Рассказ воспитателя о воздушном транспорте и профессии лётчика. Рассматривание иллюстраций с изображением различных самолетов. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Посмотрите на мой образец самолёта. Назовите его основные части. (нос, кабина, крылья, хвост) Какие детали нам нужны? С чего нужно начинать строить? (ответы детей) А теперь можете приступать к выполнению работы. Самостоятельная работа детей по схеме. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает) 5.Пальчиковая игра 6. Итог. Чтение стихотворения «Самолёт» В. Шишкова Организуется выставка поделок на импровизированном аэродроме. Дети рассматривают самолёты, анализируют свои конструкции, выслушивают мнения товарищей, не перебивая их, делятся впечатлениями. | |
Плывут корабли
| Рассказать о водном транспорте. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Музыкальный центр; запись «Шум прибоя»; наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением водного транспорта; схемы с изображением кораблей на каждого ребёнка. | 1.Орг. момент. Детей встречает робот Легошу. Легоша сообщает, что сегодня просто необходимо сделать транспорт для города маленьких человечков. Маленькие жители любят путешествовать, а без транспорта это делать трудно. А вот какой транспорт для путешествия нужен маленьким человечкам вы узнаете, отгадав их загадку. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль — По волнам плывет... (Корабль) 2. Беседа и рассматривание иллюстраций о водном транспорте. (Какие бывают корабли, основные части корабля, кто управляет кораблём.) 3. Просмотр презентации «Водный транспорт» 4. Физкультминутка. 5. Практическая часть. Ребята на столах у вас схемы с изображением кораблей. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомнить название всех деталей, которые участвуют в конструировании. Дети перечисляют детали, затем приступают к конструированию. (Индивидуальная помощь педагога советом) 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончанию занятия дети рассказывают о своих кораблях. Делятся впечатлениями. | |
Беседка | Дать представление об архитектуре. Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку.
| Игрушка - Лесовичок; иллюстрации с изображением различных беседок; наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка; образец и схема беседки – карточки на каждого ребёнка; игрушки для обыгрывания | 1.Орг. момент. Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся». Появление Лесовичка с конвертом. (конверт падает и рассыпается разрезная картинка). Дети складывают разрезную картинку на столе и видят изображение беседки. А как вы думаете, для чего он нам принес эту картинку? Ответы детей. Давайте спросим у Лесовичка . Он мечтает о своей беседке, у себя в лесу и обращается к нам за помощью. Как мы можем ему помочь? Ответы детей. Правильно мы поможем Лесовичку построить беседку. 2. Беседа с рассматриванием иллюстраций беседки. (Какие бывают беседки, для чего они служат, из каких частей состоят). 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Ребята посмотрите на беседку из конструктора. Назовите её основные части (ответы детей) С чего начать постройку? Какие детали нам понадобятся? А теперь можете приступать к выполнению работы. Самостоятельная работа детей по схеме. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает) 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончанию занятия дети рассказывают о своих постройках. Вы, ребята, молодцы, не испугались трудностей, справились. Какие красивые получились у вас беседки! А вот и наши друзья пришли (показ игрушек). Под музыку происходит обыгрывание построек. Лесовичок благодарит детей! | |
Покорители космоса
| Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из лего конструктора. Продолжать учить работать со схемой. Закреплять знания детей об окружающем мире. Воспитывать любознательность. | Кукла Незнайка, письмо; иллюстрации на тему: «Космос»; наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка; схема ракеты; образец ракеты и космонавта. | 1.Орг. момент. Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке? А на чем мы доберёмся туда, мы узнаем, отгадав загадку! Готовы? Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост - Понесется до звезд. (Ракета) Молодцы! А скажите, пожалуйста: «Кто управляет космической ракетой?» 2. Беседа и рассматривание иллюстраций о космосе, первом космонавте. 3. Просмотр презентации «Космос» 4.Физкультминутка. 5.Практическая часть. (Работа в парах) Сегодня я предлагаю вам превратиться в юных конструкторов и построить ракету и космонавта по схеме. Посмотрите, бпожалуйста, на схему. Всем понятно как нужно строить? Договоритесь, кто из вас будет строить ракету, а кто космонавта. Приступаем к работе. Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает детям, испытывающим трудности. 6.Пальчиковая игра 6. Итог. Мы ракету собираем, Космонавта запускаем, Вот ракета старт берет, Совершит она полет! Ребята вы все справились с заданием, молодцы! Построили отличные космические ракеты и космонавтов. Теперь можно отправиться на Луну к Незнайке. Сюжетно ролевая игра «Мы космонавты» | |
АПРЕЛЬ | ||||
| Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить робота из лего – конструктора. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук. | Игрушка робот; наборы конструктора лего на подгруппу детей; схема роботов на каждого ребёнка | 1.Орг. момент. Робот Роберт в день рожденья Принимает поздравленья. 2. Проблемная ситуация. У робота сегодня день рождение, а он грустный, как вы думаете почему? Предположения детей. - Да у робота Роберта нет друзей, поэтому на день рождения к нему никто не придет. 3. Рассматривание. Проанализировать строение роботов-игрушек. Перед вами чертежи, изображающие роботов. Сколько их? Посмотрите, каких роботов мы сможем построить, а каких нет. И почему? Найдите роботов собранных из одинакового количества деталей. Найдите 2-х одинаковых роботов. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. Конструирование роботов. Самостоятельная работа детей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога советом) 5.Пальчиковая игра 6.Построили? Молодцы! Посмотрите сколько друзей на дне рождения у Роберта. А в такой день принято дарить подарки и пожелания, давайте пожелаем нашему роботу Роберту в день рождения… Дети высказывают пожелания. |
Строительство по замыслу детей МАЙ Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. | ||||
Итоговое мероприятие Выставка работ «От замысла – к воплощению» |
IV. Организационный раздел
4.1. Методическое обеспечение Программы
- Наглядно- демонстрационный материал по темам «Транспорт», «Ферма», Дикие животные», «Дети», «Дед Мороз»
- Схемы «Беседка», «Легковой транспорт», «Ракета» «Домашние животные», «Мальчик» (плоскостное моделирование)
- Конструкторы ЛЕГО – 10 шт., деревянный конструктор – 10 шт., пластмассовый конструктор – 10 шт., кубики по количеству детей.
- Мультимедийная установка
- Магнитная доска
1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
4.Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
6. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. – 150 с.
7. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
9. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
10. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
6. http://www.robotclub.ru/club.php
7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
4.2. Список литературы
1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
4.Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
6. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. – 150 с.
7. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
9. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
10. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
6. http://www.robotclub.ru/club.php
7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"
Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"...