Консультация: "Организация занятий по ЛЕГО-конструированию в детском саду".
консультация по конструированию, ручному труду
В ходе консультации педагоги могут познакомиться с различными видами ЛЕГО-конструктора и как увлекательно организовать образовательный процесс с использованием этого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_lego-konstruirovaniyu.docx | 208.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
«Организация занятий по Lego- конструированию»
Консультация для педагогов
подготовлена старшим воспитателем
Лядовой А.И.
г. Саров -2022 г.
Консультация для воспитателей «Лего-конструирование в детском саду»
Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей по ЛЕГО - конструированию в процессе активного педагогического общения.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – ЛЕГО - конструирование.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. ЛЕГО - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Детей, увлекающихся ЛЕГО – конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Из всего сказанного выше можно определить задачи, реализуемые через ЛЕГО – конструирование, которые сформулированы в методическом пособии Фешиной Елены Васильевны «ЛЕГО – конструирование в детском саду»:
• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Конструктор ЛЕГО появился в середине 20 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети. ЛЕГО - самая популярная игра на планете. У слова ЛЕГО два значения: «я учусь» и «я складываю» (в переводе с латинского). Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:
• Неограниченный потенциал игры.
• Подходит для девочек и мальчиков.
• Подходит для всех возрастов.
• Подходит для любого сезона.
• Здоровые и спокойные игры.
• Можно долго играть.
• Развивает воображение и творческие способности.
• Чем больше кирпичиков ЛЕГО – тем лучше.
• Качество видно в каждой детали.
Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых предусмотрены целые ЛЕГО комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
1. Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки - способы воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели - детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Модель-задача - не даются способы решения
Постановка таких задач - эффективное средство активизации мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям - образца нет, рисунка (схемы) нет, способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.
В процессе конструирования – формируется умение анализировать.
Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.
Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО - конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием, речевым и физическим. Посредством использования ЛЕГО - конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы, как в её инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Познакомимся с задачами, которые решаются на занятиях по ЛЕГО - конструированию в различных образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие.
Одна из основных целей в ЛЕГО - конструировании – научить детей эффективно работать вместе. ЛЕГО позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом.С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Игра «Сделай по словесной инструкции»
Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.
Время игры –2-3 минуты. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.
Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?
Познавательное развитие.
В процессе ЛЕГО – конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».) С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. ЛЕГО формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.
Игра «Чья команда быстрее построит?»
Цель - как можно быстрее собрать из конструктора Лего – цифры по памяти. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать.
Речевое развитие.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из ЛЕГО, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Можно использовать элементы описания игрушки, животного; сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник и др., сюжетов литературных произведений с помощью построек из конструктора).
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. С детьми можно рассказывать знакомые сказки и сочинять свои сказки и истории, конструируя сюжеты из ЛЕГО.
Игра «Придумай свою историю»
Каждой команде предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю.Например: слова (кот, дерево, страх). Педагоги моделируют историю с этими словами.
Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.)».
2 пример: собака, дом, радость. И др.
Художественно-эстетическое развитие.
ЛЕГО - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. ЛЕГО используется и на музыкальных занятиях.
Игра «Собери узор».
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т. д.
Посмотрим, что напоминает нам получившийся узор и зарисовываем. (украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и т. д.)
Физическое развитие.
Помимо мелкой моторики обеих рук ЛЕГО – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Игра «Равновесие»
Участники игры кладут кирпичик Лего на голову, ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников - не уронить кирпичик.
Начинать занятия по ЛЕГО конструированию (по Фешиной Е. В.) следует со второй младшей группы. Здесь дети знакомятся с деталями ЛЕГО конструктора, учатся простейшему анализу сооружённых построек, выделяя её форму, цвет, величину.Основные формы работы: конструирование по образцу и условиям. Занятия проводятся раз в неделю с большим мягким ЛЕГО конструктором «Дупло». В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность позволяет расширить и обогатить практический опыт детей в процессе конструирования, познакомить их с использованием специальных способов и приёмов с помощью наглядных схем и моделей, формировать умение строить по схеме. Занятия проводятся также один раз в неделю.Формы организации: конструирование по образцу о преобразование образца по условиям, конструирование по условиям, конструирование по замыслу.
Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. Основные формы занятий – моделирование по схеме, замыслу, образцу. Со второго полугодия дети работают над проектами, которые дают возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку ребёнка, учат работать в коллективе. Дети приобретают опыт общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.
В методическом пособии представлено перспективное планирование по каждому возрасту и содержание образовательной деятельности с детьми. Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
Организация и проведение занятия с ЛЕГО в детском саду.
Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:
1. Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
• показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
• самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
• физкультминутка, видеозарядка с ЛЕГО - человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
• аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
• технические умения и навыки; степень самостоятельности проделанной работы;
• целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.
С чего начать?
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель в вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
• момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
• видеообращение сказочного или вымышленного героя;
• стихотворения и загадки;
• чтение фрагмента произведения художественной литературы;
• дидактические и подвижные игры;
• познавательная беседа и обсуждение вопросов;
• проблемная ситуация;
• музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
ЛЕГО — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением ЛЕГО - технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем, как ребёнка, так и педагога.
Созданные ЛЕГО - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. ЛЕГО - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Нельзя не упомянуть такую форму работы по ЛЕГО - конструированию, как взаимодействие с родителями.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• выставки совместных работ;
• участие в интернет - конкурсах;
• игротеки;
• оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах;
• консультации;
• пополнение ЛЕГО - уголков в группах.
Какие трудности возникают у педагогов в работе по ЛЕГО - конструированию:
• Недостаточное количество конструкторов.
• Очень мало научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО - конструированию.
• Необходимо проведение обучающих семинаров для педагогов.
Рефлексия.
Закончите фразу: «После сегодняшней встречи, я…»
Задание «Выбери цвет»
• Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора ЛЕГО.
• Если понятно, но не очень интересно – жёлтый.
• Если не понятно, не интересно-зелёный.
Список литературы:
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO—М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
2. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучениядошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. -М., 2007. –37 с.6.
3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.: Издательский дом «Карапуз»,20124.
4. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. -М.:Сфера, 2011. –243 с.9.
5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2002
Список сайтов1
http://www.int-edu.r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Организация и наполнение предметной игровой среды в детском саду в соответствии с образовательными областями»
В конспекте описаны рекомендации по организации и наполнению предметной игровой среды в детском саду в соответствии с образовательными областями....
Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском саду
Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском садуДоказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, р...
Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском саду
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей....
Статья на тему "Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском саду и его применение в театрализованной деятельности"
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а так же речи, мышления, воображения, внимания, памяти и интелекта у детей. Предлагаю консультацию для педаг...
Буклет_Робототехника и Лего-конструирование в Мыскаменском детском саду
Буклет_Робототехника и Лего-конструирование в Мыскаменском детском саду...
Консультация для педагогов "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ"
В статье показаны возможности лего-технологий для развития детей старшего дошкольного возраста. Автор делится опытом использования лего-конструирования в коррекционно - логопедическо...
Консультация. Тема: "Актуальность лего - конструирование в современном детском саду"
LEGO конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспита...