Конспект мастер-класса "Изготовление тряпичных кукол" в средней группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Попова Елена Павловна

 

Цель: повышение интереса детей к народной культуре, народным традициям и обрядам. Знакомство с элементарными приемами рукоделия, создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, проявления их индивидуальных способностей через практическую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы;
  2. Расширять словарный запас: оберег.
  3. Подвести детей к мысли, что поделка может иметь одинаковую форму, но разный цвет и оформление;
  4. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию способности детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику;
  2. Развивать способность делать поделку из ткани и ниточек;
  3. Развивать умение работать самостоятельно, создавать поделки из кусочков ткани и ниточек;
  4. Развивать у детей способность мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество;
  5. Развивать творчество.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям;
  2. Воспитывать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек;
  3. Воспитывать аккуратность в работе.

Обучающие:

  1. Включение учащихся в творческую деятельность, требующую проявления повышенной концентрации внимания и координации движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 г. Челябинска»

Адрес: 454110, г. Челябинск, ул. Челябинского рабочего, 1а

Тел: 259-35-60, 259-73-90; e-mail: ya.mdou10@yandex.ru

_______________________________________________________________

Конспект мастер-класса

 «Изготовление тряпичных кукол»

В средней группе №1 «Медвежата»

                                                                                                     Воспитатели: Попова Е.П.

Субачева И.А.

Цель: повышение интереса детей к народной культуре, народным традициям и обрядам. Знакомство с элементарными приемами рукоделия, создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, проявления их индивидуальных способностей через практическую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы;
  2. Расширять словарный запас: оберег.
  3. Подвести детей к мысли, что поделка может иметь одинаковую форму, но разный цвет и оформление;
  4. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию способности детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику;
  2. Развивать способность делать поделку из ткани и ниточек;
  3. Развивать умение работать самостоятельно, создавать поделки из кусочков ткани и ниточек;
  4. Развивать у детей способность мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество;
  5. Развивать творчество.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям;
  2. Воспитывать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек;
  3. Воспитывать аккуратность в работе.

Обучающие:

  1. Включение учащихся в творческую деятельность, требующую проявления повышенной концентрации внимания и координации движений.

Материалы:

- схема изготовления куклы;

- запись русской народной музыки;

-  квадраты цветной ткани (30х10) для туловища;

- квадраты ткани (10х8) для рук;

- цветные нитки.

Предварительная работа:

1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег».

2. Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Актуальность.

Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Почему народная аутентичная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

История тряпичных кукол.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В куклы играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.

А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кто его знает, может ли на самом деле материализовываться тайная волшебная симпатия и связывать изготовителя с обрядово-обережной куколкой? Но что-то символическое (вернее, архетипическое) в подобном колдовском процессе определенно есть.

Почему куклы делали безликими?

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций еще со времен эпохи матриархата. Кроме того, многие обрядово-обережные фигурки столь миниатюрны (не больше мизинца), что справиться с ювелирной работой способны лишь проворные женские пальчики. Плюс, прекрасная половина человечества всегда отличалась особым созидательным даром, который в те далекие времена особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.

К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями.

Виды кукол.

  1. Куклы-обереги.  Безликие куклы. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Кукольные платья сшили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Вышитый узор тоже был не случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета. Куклу оберег вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины делали ангелочка. (Бессоница, Берегиня, Кукла-Кубышка, Зерновушка, День и Ночь, Крупеничка)
  2. Обрядовые куклы.  Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть, сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. (Кувадка, Мартинички, Кукушка, Русалка, Коза, Купавка, Десятиручка, Коляда)
  3. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сернутыми, делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготовливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленной ниткой. Так же делали и руки, а небольшой шарик-головку с помощью нитки прикрепляли к туловищу. (Пеленашка, Стригушка,).

Ход мастер-класса:

В: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о народной игрушке. Почему игрушку называют народной?

Д: Ее делает народ.

В: А из чего раньше делали игрушки? Подумайте.

Д: Из глины, соломы, дерева, тряпок.

В: Сегодня мы будем говорить о кукле.

Ребята посмотрите, сколько у нас в группе девочек и вы они любят играть в куклы. Посмотрите, сколько в нашей группе имеется кукол. Алёна, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Юля, как назвала свою куклу? (Ответ.)

Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем сейчас.

(Рассматриваем иллюстрации тряпичных кукол, а также сами куклы, изготовленные из ткани)

В: Это тряпичная кукла. Ребята, а почему они называются тряпичными?

Д: Их делали из тряпочек.

В: Правильно. Тряпичные куклы – это самодельные куклы, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки при всей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и у куклы не должно быть лица. Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В обратном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол, особенно у тех, которые предназначались детям, никогда не вышивали и не раскрашивали лицо. Иногда на нем вышивали крест.

Куклу называли безликой также потому, что это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер.

Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Вот и мы сегодня с вами попробуем изготовить тряпичную куклу. Но для начала давайте разомнём и подготовим к работе наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (хлопают в ладоши, стучат кулачками)

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок (загибают пальцы по очереди)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы)

Помогаем Кате игрушки сосчитать.

В: Молодцы, ребята. А теперь приступим к делу. Я вас приглашаю в нашу мастерскую (дети садятся за столы, где заранее разложены лоскуты ткани и нитки).

В: Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте посмотрим,

- Что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)

- Что вы будете делать дальше? (сложим маленький квадратик ткани, из которого у нас получатся ручки, и вставим его в образовавшееся отверстие в нашем перевязанном лоскутке)

- И в завершении? (обозначим ниточками кисти рук, перевязав ниточками по краям вставленного лоскутка)

В: Молодцы! Приступайте к изготовлению куклы.

(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Итог занятия:

В: Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Масленица»

Программное содержание: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.

Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы.

Ход занятия.

Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.

Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день масленичной недели особенный!

Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.

С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что, имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Послушайте одну из них:

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненные!

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку покатал.

Вторник - "Заигрыш". 

В этот день строили крепости, горки, качели вешали.

Проводится русская народная игра «Горшки».

Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.

Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»

«Хозяин»: «Купи, что дашь?»

«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»

«Хозяин»: «По рукам!»

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.

Конечно, «горшкам» в такой игре отводится очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».

Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.

Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»).

В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

 О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит.

Четверг - "Широкая Масленица".

Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:

«Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных»

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

- А у Васьки на носу съели кошки колбасу!

- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.

Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.

Воскресенье -  седьмой и последний день Масленицы –  был днём «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…

Ты прощай, прощай

Наша Масленица:

Ты не в среду пришла, и не в пятницу,

Ты пришла в понедельник,

Всю неделю веселье!

А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем".  В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.

В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".

Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?

Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.

После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

А сейчас ответьте на вопросы:

Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)

Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)

Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)

Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)

Без чего не обходится праздник- масленица? (без блинов)

Главным героем праздника – является – …? (чучело)

Сколько длится праздник масленица? (семь дней)

Как называется последний день масленицы?

Вам понравилось наше чучело масленицы?

Что означает круглый блин? (солнышко)

Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...