образовательный проект "Доброта и труд рядом живут"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Работа проводилась в средней группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_v_sr_r_2023g_yunye_pomoshchniki.docx | 454.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад №174"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Доброта и труд рядом живут».
Автор проекта:
Темнякова Елена Николаевна
воспитатель первой категории
Оренбург, 2023 учебный год
Труд – это могучий воспитатель
в педагогической системе воспитания
А. С. Макаренко.
Пояснительная записка
Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь.
Одной из важнейших задач подрастающего поколения является трудовое воспитание.
Что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Цель проекта: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.
.
Задачи проекта:
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда в жизни каждого человека.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Учить доводить начатое дело до конца
Виды труда дошкольников:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Формы организации труд:
- Поручения
- Дежурства
- Коллективный труд (общий, совместный).
Формы ознакомления детей с трудом взрослых:
- Наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание картин и иллюстраций
- Дидактические игры
- Создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр
- Организация посильной помощи взрослым
- Рассказы взрослых о разных профессиях
- Организация совместного посильного труда детей дошкольного возраста с взрослыми
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемый результат
Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд в уголке природы, помогать дома маме и папе. Уметь помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей средней группы. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Вид проекта краткосрочный, на январь 2023учебный год.
Тип проекта познавательно-практический
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- уважение к труду и желание помогать старшим;
- устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
- развитые трудовые способности;
- трудолюбие, ответственное отношение к труду;
- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 16.01.2023 по 27.01.2023
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап
№ | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | СРОКИ |
1 | Подготовительно-проектировочный этап. | Определение темы проекта. | 16 января - 2023г. |
2 | Практический этап | Развить у детей интерес к изучению окружающего мира. Создать условия по реализации проекта. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты. Организация трудовых поручений и работы с дежурными. Проведение мероприятий. Коллективный труд: «Ремонт книг». Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре. Создание лэпбука по теме: «Трудовое воспитание». | 17 января 2023г – 26 января 2023г. |
3 | Обобщающе-результативный этап | Представление творческого отчета. Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. Фотовыставка «Вот такой я помощник!». Подготовка методического материала для публикации на личном сайте | 27 января 2023г. |
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительно-проектировочный этап: 16 января 2023г.
Задачи:
1.Выявить уровень знаний детей о труде и умение применять эти знания на практике.
2.Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
Мероприятия | Цели и задачи |
Совместная деятельность педагога с детьми: | |
Подбор презентаций, видеороликов, мультфильмов, дидактических и сюжетно – ролевых игр. | Выявить уровень знания детей о труде. Обсуждение целей и задач проекта с детьми. Пополнение видеотеки - фильмами, мультфильмами, презентациями о видах труда. Развивать у детей умения помогать взрослым. |
Работа с родителями: | |
1. Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье». 2. Консультация «Трудовое воспитание в семье - надо начинать с раннего возраста» | -информировать родителей о том, какую пользу приносит трудовое воспитание в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка. |
2 этап – Практический этап: 17 января - 26 января 2023 г.
Задачи:
1.Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
2.Создать единый детско-взрослый коллектив.
1 неделя
Мероприятия | Цели и задачи |
Совместная деятельность педагога с детьми: | |
1.Беседа «Всему свое место». Упражнение «Выверни колготки» Упражнение «Расставим стулья». Отгадывание загадок о предметах, которые необходимы в труде. 2. Рассказ помощника воспитателя о своей работе. Привлекать детей к помощи помощнику воспитателя (убрать салфетницы и хлебницы). Помочь помощнику воспитателя развесить полотенца в умывальной комнате. Игра «Подбери предметы и опиши действие» 3. Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Чтение и беседа по произведению К. Чуковский «Федорино горе» 4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Протирание пыли в игровых уголках. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем» | Закрепить умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, жажда трудиться. Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку. Довести до сознания детей важность работы помощника воспитателя; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать. Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы. Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. |
Работа с родителями: | |
Консультация «Как ребенка приобщить к труду» | - направить родителей на совместную с детьми деятельность по проекту. |
2 неделя
Мероприятия | Цели и задачи |
Совместная деятельность педагога с детьми: | |
1. Полив комнатных растений. Опрыскивание растений водой. Чтение стихотворений о труде. 2. Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду». Дидактическая игра «Сортируем мусор» 3.Беседа «Что мы знаем о профессиях». Чтение В. Маяковский «Кем быть? »; Дидактическая игра «Профессии» Лепка «Инструменты к разным профессиям». 4.Чтение. В.Лившиц «И мы трудиться будем». -Игры «Где мы были не скажем, что делали - покажем», «Накроем стол для куклы». | Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе Вызвать желание у детей помочь в уборке группы, приучать к труду, дежурить в уголке природы. Выполнять добросовестно поручения. Учить правильно распределять мусор по контейнерам. Рассматривание иллюстраций о профессиях. Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. Развивать сообразительность, внимание, мелкую моторику. |
Работа с родителями: | |
1. Консультация «Труд в жизни ребенка». 2. Помощь в изготовлении игры «Профессии». | Развивать устойчивый интерес детей и родителей к работе над проектом «Доброта и труд рядом живут» - привлечь родителей к жизни группы. - повышать самооценку своего ребенка. |
3 этап – Обобщающе-результативный: 27 января 2023г.
Задачи:
1.Анализ результата работы с детьми, соотнесение с поставленной целью.
2.Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Доброта и труд рядом живут»
Мероприятия | Цели и задачи |
Совместная деятельность педагога с детьми | |
1. Развлечение "Путешествие в мир профессий" 2.Фотовыставка «Я помощник в детском саду». | - выявить уровень знаний детей о труде, отношение к окружающим предметам. |
Работа с родителями | |
1.Презентация проекта «Доброта и труд рядом живут» | - показать родителям результаты работы по проекту «Доброта и труд рядом живут». - поощрить активных участников проекта. - привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году. |
Выводы:
- дети получили необходимые знания о разных профессиях;
- узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
- стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
- у детей сформировались навыки совместной деятельности;
- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- для детей труд стал потребностью.
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимали участие: Темнякова Елена Николаевна, воспитатель средней группы МДОАУ № 174, помощник воспитателя .
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
Материально-технические ресурсы:
1. Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДОУ.
2. Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
3. Ресурсы сети Интернет
4. Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч».
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка, интересом ребёнка к трудовому процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Выводы: Проект, реализованный в 2023 учебном году, показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о видах труда, профессиях окружающих их людей. Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, расширился словарный запас, проявляют бережное и ответственное отношение к окружающим предметам, труду взрослых.
Литература
- Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
- Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1993. – 207 с.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 187с.
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Г.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1993. – 169 с.
4. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой.- М., 1993. – 203 с.
5. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле.- М., 1997. – 175 с.
6. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М., 1992. – 235 с.
7. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина.- М., 1996. – 193 с.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М., 2002.- 212 с.
9. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.- 158 с. 10.Теплюк С. Опыт включения младших дошкольников в первые трудовые действия // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы и поговорки.
1. Без труда нет плода.
2. Воля и труд дивные всходы дают.
3. Маленькое дело лучше большого безделья.
4. Советы хорошо, а дело лучше.
5. Поспешишь - людей насмешишь.
6. Не спеши языком - торопись делом.
7. Умелые руки не знают скуки.
8. Дело мастера боится.
9. Сделал дело - гуляй смело.
10. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.
12. В деле не сила нужна, а умение.
13. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
15. Где охота и труд - там поля цветут.
16. Птицу узнают в полете - человека в работе.
17. Кто первый в труде - тому слава везде.
18. Рукам - работа, душе - праздник.
19. Без труда жить - только небо коптить.
20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
21. Делу время, а потехе час.
22. Всякое дело концом хорошо.
23. Делано наспех - сделано на смех.
24. Мыло серо да моет бело.
25. Труд человека кормит, а лень портит
26. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
27. Пролениться - и хлеба лишиться
28. Терпение и труд все перетрут
29. Судят не по словам, а по делам
30. Было бы терпенье - будет и уменье
КАРТОТЕКА
ЗАГАДОК О ТРУДЕ
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы набе
рем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
***
Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
***
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас. (Фотограф)
***
Разукрасил он весь двор
И аллейку, и забор,
Рисовал цветы и дождик
Боря - будущий... (Художник)
***
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
***
Для собаки, для скворцов
Дом соорудить готов.
Коля - высоты любитель,
Ведь он будущий ...(Строитель)
***
Он смел, умен, его работа -
Быть за штурвалом самолета.
Ведь нужно очень много знать,
Чтоб самолетом управлять. (Летчик)
***
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
***
Он в скафандре, со страховкой,
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт)
***
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
***
Нам дает товар и чек
Не философ, не мудрец
И не супер-человек,
А обычный... (Продавец)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель)
***
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
***
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
***
Он одет в комбинезон,
Красит рамы, стены.
Он и пол и потолок
В доме выкрасить помог. (Маляр)
***
У него товара горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает. (Продавец)
***
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
***
Сошьет он платье, брюки,
Обрадует обновой.
Скажут: «Золотые руки
У этого ...» (портного).
***
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
Стихотворение "Труд" Лившиц.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час-
И мы трудиться будем! ! !
Кем быть?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру хорошо,
а инженеру —
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перёд,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. —
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживет. —
Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.
На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые. —
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
«С пу-
ти
уй-
ди!»
Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».
Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Профессии»
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Необходимо соединить эту картинку с картинкой профессией. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.
Игра «Подбери предметы и опиши действие»
Ребенок находит соответствующие картинки: что делает стиральная машинка .. , кровать. .. , грузовик. .. , и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека заданным предметом, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий.
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель игры. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Беседа «Всему своё место».
Цель: Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на свое место, помогать взрослым и сверстникам в х/б труде.
-развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе
-воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
Ход беседы.
Воспитатель: дети, мы сегодня пойдем в гости к двум девочкам. Пойдемте посмотрим, чем они заняты. (Дети вместе с воспитателем подходят к кукольным кроватям в которых «спят» куклы)
Предлагаю в тишине, чтобы не разбудить кукол, внимательно посмотреть на кукол и на все, что вокруг них, хорошо все запомнить и тихо отойти на свои места, в сторонку.
- Прошу вас, ребята, ответьте которая из этих девочек вам больше понравилась? Ответы детей.
- А почему? Ответы детей.
- Мне, ребята, тоже симпатична кукла, у которой полный порядок в комнате.
- А, вы, когда ложитесь спать, раздеваясь, куда складываете свою одежду?
Ответы детей: (на стульчик, на спинку стула)
Воспитатель:
- А для чего вы складываете одежду на стульчик?
Ответы детей:
- Чтобы не разбрасывать вещи, чтобы не пачкать, чтобы не помялись.
Воспитатель:
- Правильно, дети, но не только для этого. Одежду, надо складывать на стульчики еще и для того, чтобы знать, где она лежит.
- Вот послушайте, что случилось с Машей, которая этого не делала.
(Чтение книги Л. Воронковой: «Маша – растеряша»)
–О ком рассказ? Кто будил Машу в д/с?
–Почему однажды Маша опоздала в д/с?
-почему она не смогла найти свои вещи сразу? Где лежали чулки? Где она нашла туфли? Куда было заброшено платье? Где она встретила детей в д/с? Кто виноват, что Маша опоздала? - Почему Машу назвали растеряшей?
Ответы детей:
- Потому, что она все теряет.
- Потому, что Маша на стульчик не клала свою одежду.
Воспитатель:
- А какую из двух кукол, можно назвать Машей – растеряшей?
- Что же надо сделать Маше, чтобы ее не звали растеряшей?
Ответы детей:
- Надо все свои вещи складывать на стульчик.
Одному из детей предлагаю помочь кукле, чтобы ту потом не назвали растеряшей.
Физкультминутка:
Дружно, помогаем
Мы белье полощем сами,
1,2,3,4 –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились!
Воспитатель:
- Да, дети, но класть на место надо не только одежду, но и все вещи, чтобы их легко можно было найти и взять.
Игра: «Найди предметы»
Воспитатель просит детей найти различные настольные игры, книги, цветные карандаши или краски, кукольную посуду и т. д.
Дети выполняют его просьбы.
Воспитатель:
- Почему вы, ребята, так быстро все нашли и смогли выполнить мои просьбы?
Ответы детей:
- Потому что мы все убираем на место.
Воспитатель:
Правильно, дети, вы быстро находили вещи, потому что все они лежали на своих местах.
2. Воспитатель: -кто следит за порядком в доме?
- как вы помогаете маме в этом?
-кто следит за порядком в группе?
-вы помогаете в этом взрослым? Как?
Дети: убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.
Воспитатель: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе.
Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.
Воспитатель: подходит к спортивному уголку, и просит детей назвать, чего не хватает.
Дети: кеглей и мяча.
Воспитатель: подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает?
Дети: музыкальных инструментов.
-в уголке изодеятельности – раскрасок.
Воспитатель: вот видите дети многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать.
Вы этого героя знаете. Это Домовенок, он живет в каждом доме и все знает, что в нем происходит. Воспитатель показывает детям Домовенка и обращает внимание на его внешность, и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый и в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки.
Домовенок хочет с вами поиграть.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать любую вещь из мешка. Ребенок достает предмет называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:
-почему каждая вещь должна лежать на своем месте?
Дети: чтобы не тратить время на ее поиски и сразу можно было ее взять.
Воспитатель: кто должен следить за порядком?
Дети: взрослые и дети.
Воспитатель: вы знаете, где должны находится каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь свое место. Домовенок предлагает поиграть д/и «Каждой веще свое место»
На столе много мелких предметов (швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол) и (шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики).
Воспитатель с Домовенком просит поочередно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры Домовенок награждает детей звездочками за помощь.
Воспитатель
- Сегодня мы с вами убедились, как хорошо, когда каждая вещь имеет свое место, и не будите забывать убирать за собой игрушки, одежду, книги, дидактические игры. Тогда у нас в группе всегда будет порядок, и мы не будем тратить время на то, чтобы найти нужные вещи.
Итог: - ребята, что можно сказать на прощание нашему гостю? За что можно поблагодарить Домовенка? Чему нас научил Домовенок? Что нужно делать, чтобы одежда служила как можно дольше? Как нужно ухаживать за одеждой? Вы умеете это делать самостоятельно, без помощи взрослых?
Беседа «Что мы знаем о профессиях?»
Рассказы о профессиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малышей, обогатить их
жизненный опыт, сделать более яркими и насыщенными игры "в профессии".
Все тексты бесед сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющими ребенка логически мыслить, развивают речь, активизируют память и внимание.
ЗАДАЧИ:
1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
2) расширять знания и представления о профессиях;
3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;
4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
ПЕДАГОГ: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)
Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер...
Профессий очень много!
О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами.
Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? (Ответы детей.)
Давайте поговорим о том, как возникли профессии.
Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Как вы думаете, какими?
Мужчины изготавливали орудия для охоты — луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь — оленя, буйвола или кабана.
А чем занимались женщины? (Ответы детей.)
Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла.
Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела.
Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!
С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
В Средние века в городах возникли цеха — объединения людей одной профессии. Например — цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр — то есть очень хорошее изделие.
Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?
Твое призвание
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему —
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
Вопросы и задания
1. Перечислите профессии, известные вам.
2. Кем работают ваши родители?
3. Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми?
4. О какой профессии вы мечтаете? Почему?
5. Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?
6. Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да.
б) Нет.
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно.
б) Эпизодически.
в) Постоянно.
г) Не имеет.
3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно.
б) Пассивен.
в) Только за вознаграждение.
4. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание,
б) убирает игрушки,
в) помогает мыть посуду,
г) ничего не делает,
д) другое (напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
А) да, но только после напоминания,
Б) убирает, но только с моей помощью,
В) убирает сам, без напоминания,
Г) не убирает вообще.
6. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?
а) собственный пример,
б) поощрение,
в) обучение,
г) не занимаюсь таким воспитанием,
д) другое (напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения?
а) ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения;
б) задания взрослого забывает;
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело при затруднении; сомневается,
д) затруднений нет
8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
в) Никогда.
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да.
б) Нет.
11. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче), принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___
12. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?
а) Физический.
б) Интеллектуальный.
13. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей, в том числе и в трудовом:
а) семье;
б) детскому саду;
в) семье и детскому саду?
14. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да.
б) Нет.
15. Знаете ли Вы об этих разногласиях?
а) Да.
б) Нет.
Благодарим за участие и помощь!
Консультация для родителей по трудовому воспитанию дошкольников
«Как ребенка приобщить к труду»
Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.
А начинается он с самообслуживания: одевание ботиночек, застегивание пуговиц, умывание, складывание игрушек, в детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест, а позже — сразу. Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.
«Угадай кто это?» Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?
Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно! Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б тебя Я не таскала? Ты только следуешь за Мной!» С улыбкой слушал их … (Портной)
Еще до восхода просыпаться привык. Первым встречает он солнце в дворе: Чтоб наши улицы были чисты! Трудится с утра … (Дворник)
Есть палочка у него в руках волшебная, Через мгновение все машины остановит она! Вот палочку вверх он быстро поднял, Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)
Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей: Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье – надо начинать с раннего возраста»
С детства жить в труде
Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Что значит подготовить ребенка к жизни?
В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.
Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.
Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Ручной труд –«Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков.» « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)
Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.).
Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.
Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т.д.) можно сделать заготовки для аппликаций.
Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).
(Просмотр слайдов «Трудовое воспитание детей в детском саду»).
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?
1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.
3.Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.
Ваше чадо не любит трудиться?
Как приобщить ребёнка к труду.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Что делать?
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится , обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.
5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.
Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.
6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду……. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Досуг в средней группе.
Тема: «Путешествие в мир профессий»
Цель: закрепить знания детей о профессиях (врач, парикмахер, повар, воспитатель, пожарный и т. д.), об орудиях труда. Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, воспитывать интерес к различным профессиям.
Предварительная работа:
- экскурсии в магазин, на почту,
- беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,
- настольная игра «Кому что нужно»,
- словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
- рассматривание схемы «Профессии», с /р игры «Шоферы», «Магазин».
Оборудование: проектор, ноутбук, картинки с изображениями станций на слайдах, слайды с профессиями, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, воспитатель, водитель)
Ход занятия.
В группу вбегает Незнайка
У меня растут года –
Будет мне 17.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришел. (Незнайка)
Беседа с детьми о том, кем работают их родители.
- Давайте пригласим его отправиться вместе с нами в путешествие, которое называется «В мире профессий». Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать? (На поезде, на самолете, на автобусе ).
- А я предлагаю, отправится на поезде.
Дети заходят в группу «паровозиком» под музыку «Мы в поезде». Садятся на стулья.
- Впереди нас ждет много и интересного, нам предстоит пройти 6 станций вместе с нашим другом Незнайкой.
1 станция (Показ презентации) «Кто эти люди?»
- Станция называется «Угадай кто эти люди?»
Тот, кто знает правильный ответ – поднимите руку вверх.
Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, продавец, воспитатель, водитель, художник, парикмахер, учитель, повар, милиционер. Дети называют профессии.
Д\и «Кто, где работает» (парикмахер - парикмахерская).
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция №2 « Пожарный»
Ребёнок: Если вдруг беда случится
Где-то что-то загорится
Там пожарный нужен срочно
Он погасит, - это точно
Проводится игра « Пожарные на учениях»
(дети проходят полосу препятствий)
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция №3 «Врач»
Ребёнок: Словно доктор Айболит
Нас от гриппа защитит?
Не боюсь – бегу, скачу
В гости к доброму врачу!
Игра-эстафета «Что для работы нужно»(дети отбирают предметы, которые необходимы в работе доктору)
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция №4 « Незнайкины загадки»
- Дети, становитесь в круг. Ваша задача: если я говорю правильно - хлопайте в ладошки, если не правильно - топайте.
Врач лечит детей.
Дворник подметает двор.
Повар фотографирует.
Парикмахер варит.
Прачка стирает.
Водитель рисует.
Учитель учит детей.
Художник поливает цветы.
1. «Тревожный номер «01»»,
Ты не останешься один.
Гудят пронзительно сирены-
Начало для пожарной смены:
Необходимо им спешить,
Пожар опасный потушить (пожарные).
2. Мастер делает причёску
Феном, щёткой и расчёской,
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт,
Всё в его руках горит-
Он изменит внешний вид (парикмахер).
3. У него товары горы-
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мёд-
Всё он людям продаёт (продавец).
4. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой (дворник).
5. Мы работаем бригадой,
Нам везёт песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом (строители).
6. В любую погоду – метель и жару,
Кручу я баранку – машину веду.
7.Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач -
Ведь тебе поможет … (врач).
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция №5 « Повар»
Ребёнок: Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель и тогда
Ждёт вас вкусная еда
Д/И « Угадай по вкусу»
(дети с закрытыми глазами определяют фрукты на вкус)
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция № 6 «Парикмахер».
Ребёнок: Дайте ножницы, расчёску
Он вам сделает причёску
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно
Игра « Сделаем причёску для девочки и мальчика»
( на столе картины с нарисованными лицами девочки и мальчика без волос, дети делятся на 2 команды и доделывают причёски с помощью ниток и салфеток)
Звучит аудиозапись песни «Мы в поезде».
Станция «Детский сад»
- Ребята, а какая это станция. (Детский сад).
Ну, вот мы и в детском саду.
Где мы с вами путешествовали?
Кто путешествовал вместе с нами?
Что вам запомнилось больше всего?
Ведущий:
Профессий много на земле,
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на земле,
Но выбирай, любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
Воспитатель спрашивает Незнайку, выбрал ли он себе профессию.
Незнайка: «Все профессии важны, все профессии нужны, ну наверное, я, буду воспитателем, дети будете со мной играть? (Да). Ура! А вот вам и мой подарок (12 шариков надутых).
ФОТО РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД "Веселье и труд рядом живут".
С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. Помимо торговли на ярмарке можно было поиграть в различные иг...
"Веселье и труд рядом живут"
Методическая разработка осеннего досуга для детей и родителей на фольклорном материале....
ПОСИДЕЛКИ «Веселье и труд рядом живут» (для детей и родителей).
В разработке представлен материал, посвященный Дню Семьи. В празднике принимают участие дети всех групп детского сада....
Театрализованное развлечение "Веселье и труд рядом живут"
Сценарий развлечения в разновозрастной группе (дети с 3-7 лет) с участием родителей в постановке сказки, в конкурсах,подготовке выставки....
Веселье и труд рядом живут
Программное содержание:Средствами народной музыки, а именно музыкальными инструментами, русскими народными играми, потешками, частушками, показать ребятам и взрослым, как хороша русская народная музык...
Сценарий посиделок для детей и родителей "Веселье и труд рядом живут"
Сценарий посиделок для детей и родителей "Веселье и труд рядом живут" (Старший возраст)...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Веселье и труд рядом живут»
Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к...