Конструирование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В статье раскрываются особенности и возможности конструирования в развитии творческого мышления детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konstruirovanie.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Босякова Н.В.,
Воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №150
e-mail: bosyakova83@yandex.ru
Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие творческих способностей является одной из приоритетных задач дошкольного образования в целом. Одним из видов детской деятельности в непрерывном, непосредственном образовательном процессе, а также, в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является конструирование.
В конструировании естественным образом интегрируются разные линии развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Накапливая конструкторский опыт, ребенок получает возможность воплощать свои, фантазии в постройках.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Однако, как показали исследования В.Г.Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук так и наши собственные, выполненные на конструировании из строительного материала, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии.
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Рассмотрим следующие формы организации обучения конструированию, способствующие развитию творческих способностей.
Конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.
Конструирование по условиям, содержит следующее, детям не давая образца постройки, рисунков и порядок ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В этом случае задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, в то же время способов их решения не дается.
Конструирование по замыслу способствует возможности для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Дети сами решают как и что они будут конструировать, используя свои знания и умения полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тему для конструкций ("животные", "улица" и т.п.), и они сами воплощают свои замыслы конкретных построек, выбирая материал и способ их выполнения. Эта форма конструирования подобна по своему характеру конструированию по замыслу, расхождение в том что, замыслы детей ограничиваются конкретной темой. Целью организации конструирования по определенной теме является актуализация и закрепление знаний и умений,
Рассмотренные формы организации обучения конструированию могут оказывать развивающее влияние на, те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать основные формы конструирования в следующей последовательности:
Приведем пример по теме «Мосты», которой было посвящено четыре занятия. На первом занятии детям предлагался образец пешеходного моста и задание: воспроизвести такой же мост через «реку» определенной ширины (река — лист голубой бумаги); на втором — дети строили мост через «реку», под которым может пройти водный транспорт (игрушечный катер); на третьем — возводилась постройка моста для пешеходов и транспорта; на четвертом — дети получали новый для них материал и строили мост учитывая все условия указанные выше.
В процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность — они не боятся ошибок, умеют их анализировать и добиваться успеха, с особым удовлетворением ищут разные способы решения одной и той же задачи. Сам поиск обеспечивает достаточно высокую степень обобщенности способов.
У каждого ребенка с рождения имеются конструкторские, изобретательские и исследовательские задатки, которые проецируют в ребенке живую фантазию, живое воображение. Но для того, чтобы заложенные природой задачи реализовались в полной мере, необходима системная работа – дети педагоги, родители.
Список литературы:
- Лыкова, И.А. учебно-методическое пособие для старших дошкольников конструирование в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова // ИД Цветной мир. - 2015.
- Фешина, Е.В. учебно-методическое пособие для дошкольников. Лего-конструирование в детском саду [Текст] / Е. В. Фешина // ТЦ Сфера. - 2017.
- Куцакова, Л.В. методическое пособие дошкольное образование конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова // Мозаика-Синтез. - 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....
Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...
Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошк...
Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования"
Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ин...
Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...
Презентация-проект "Коллективные работы, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщть детей к духовным...