Кратковременная образовательная практика "Изготовление куклы - мотанки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Романова Елена Анатольевна

Кратковременная образовательная практика содержит в себе материал для ознакомления детей старшего возраста с куклой - мотанкой и для формирования навыков изготовления куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kop_motanka.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОП «Изготовление русской народной игрушки -  куклы – мотанки»

Возраст детей: 5 лет

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие.

Актуальность: Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются  усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.

Задачи: 1.Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей; - познакомить с особенностями   изготовления куклы-оберега «кукла-мотанка»;- обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «кукла-мотанка»;

2.Развивать творческую фантазию, познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкую моторику рук;

3.Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.

Количество встреч: 2

Количество участников: 7

Материал:; кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец, треугольный ситец (платок, прямоугольник белого ситца, нитки (белого цвета, вата, ножницы.

1 встреча

Тема: Знакомство с разнообразными куклами – мотанками.

Цель: 1.Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей.

Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка, кукла – мотанка, иллюстрации кукол – мотанок.

Ход практики: 1.Орг.момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.)

В нашей группе мы видим много красивых кукол.

Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Вика, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.)

А ты, Мирослава, как назвала свою куклу? (Ответ.)

Дима, а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.)

Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы сейчас узнаем. Усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.

2.Основная часть.Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций.

Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. А кто такие предки?

- Это наши бабушки и дедушки.

Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.

Дети: Безлика.

Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.

В старину, как в принципе и сейчас, такая кукла считалась особым оберегом домашнего очага, который приносил достаток и удачу.

Кукла – мотанка, или еще ее принято называть узелковая кукла, получила такое название благодаря специфической технике изготовления, а именно - мотанию. При изготовлении такого оберега не используется игла с нитью, все части и детали мотаются с помощью нити.

Каждый элемент куклы - мотанки является обязательным и имеет символический смысл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток.

С давних времен существует три вида кукол - мотанок:

младенец, невеста и берегиня.

Мотанка - младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.

Куклу-невесту делали для невесты, ей шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня, главная задача куклы заключалась в защите дома и его жителей от всевозможных неприятностей – бедности, завистников, нечисти. Берегиню делали женщины и совсем еще маленькие девочки. Ее также дарили в подарок. 

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (Потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (Показать «силу»)

Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).

3.Заключительная часть.

Итог: -Ребята, с какими куклами мы сегодня познакомились? Как они называются? Какие куклы мотанки бывают?

-Понравились ли вам такие куклы?

2 встреча:

Тема: Изготовление куклы – мотанки.

Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.

 Материал: кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец, треугольный ситец (платок, прямоугольник белого ситца, нитки (белого цвета, вата, ножницы.)

Ход практики:1. Орг.момент.

Воспитатель: Здравствуйте, мои милые! Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас, как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Посмотрите, что сегодня во мне необычного. ( ответы детей)

-Сегодня , ребята, я одела русский народный костюм и буду играть для вас роль русской рукодельницы.

 Отгадайте загадку:

Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
(В. Шипунова)

-Что это ребята?(кукла – мотанка)

- Мы с вами на прошлом занятии познакомились с куклами – мотанками. Узнали, какие бывают куклы. Давайте вспомним.

2.Основная часть.

Рассматривание куклы и иллюстраций кукол – мотанок.

-Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. А кто такие предки?

- Это наши бабушки и дедушки.

Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.

Дети: Безлика.

Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.

Мотанка - младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.

Куклу-невесту делали для невесты, ей шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня, главная задача куклы заключалась в защите дома и его жителей от всевозможных неприятностей – бедности, завистников, нечисти. Берегиню делали женщины и совсем еще маленькие девочки. Ее также дарили в подарок. 

-А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.). Но сначала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.)

 Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть.)

 Белым крылышком помахивает,( Повороты кистей рук из стороны в Сторону — слева направо обратно.)

 На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами. )

Стряхнула лебедушка водичку. (Несколько раз разжимаем и Сжимаем пальцы в кулачки.)

-Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора

Показ воспитателя.

Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.

Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.

-Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы.

Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.

И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.

Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц.

А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова.

Физминутка.

Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.

3. Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?

Дети: Кукла-мотанка.

Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответыдетей.) - Как зовут твою куклу? - Как ты её делал? -Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка? - Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь? - Что вы узнали здесь нового, интересного? - А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими Красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали

Воспитатель: А я свою куклу подарю нашей кукле Маше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Куклы-мотанки»

Мастер-класс «Куклы-мотанки», поделки...

мастер-класс по изготовлению куклы-мотанки.

Это презентация по изготовлению куклы из ниток....

Конспект мастер-класса "Кукла-мотанка-травница"

Материал полезен для работы  как родителями, так и с воспитанниками...

Конспект мастер-класса "Кукла-мотанка-травница"

Материал полезен для работы  как родителями, так и с воспитанниками...

Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

Мастер – класс с участием родителей «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка»

Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.Задачи: - познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их знач...