Программа кружка «ОРИГАМИ»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Буянтуева Ирина Батоевна

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_origami_4_gruppa.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №95 «Рябинушка», г. Улан-Удэ» общеразвивающего вида

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка»

Протокол № ___ от «__» ____ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка»

___________________ Мошкина Т.Н.

Программа кружка «ОРИГАМИ»

Художественно–эстетическое развитие

             

Разработал:

воспитатель Буянтуева И.Б.

г. Улан-Удэ, 2022  год


Содержание

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

       1.1.1. Общие положения

       1.1.2. Цель и задачи программы

1.2. Планируемые результаты освоения программы кружка

2. Содержательный раздел:

2.1. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы кружка

3. Организационный раздел

3.1. Режим работы кружка 

3.2. Учебный план

3.3.  Двигательный режим и система оздоровительных мероприятий

3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям

3.5. Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Общие положения

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей? Оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с младшими школьниками.

Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

1.1.2. Цель и задачи программы

Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;

• Учить читать технологическую карту;

• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• Учить читать схемы;

• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично-поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Дети знают:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;

Дети  умеют:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Дети  овладевают навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

• Резания.

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на различных уровнях.

2. Содержательный раздел

2.1. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы кружка

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема

1

Из истории оригами. Материалы и инструменты

2

Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги.

3

Разметка листа бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник».

4

Изготовление шара Кусудама

Выставка работ

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия «Корзинка для грибов, овощей или фруктов»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Корзинки для грибов, овощей или фруктов

Выставка работ

НОЯБРЬ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия «Подарок для мамы»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Подарка для мамы

Выставка работ

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия «Новогодняя игрушка»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Новогодних игрушек

Выставка работ

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема

1

Каникулы

2

Подготовка деталей для изделия «Символ Нового года»

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Символа Нового года

Выставка работ

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия «Подарок для папы»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Подарка для папы

Выставка работ

МАРТ

Неделя

Тема

1

Подготовка модулей  для  изделия

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Подготовка декора  для  изделия

5

Изготовление Рамки для фотографии

Выставка работ

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия «Пасхальное яйцо»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление Пасхального яйца

Выставка работ

МАЙ

Неделя

Тема

1

Подготовка деталей для изделия на тему «Скоро в школу»

2

Подготовка модулей  для  изделия

3

Подготовка модулей  для  изделия

4

Изготовление изделий

Выставка работ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

1 тема: Вводное занятие. Оригами – это самобытное японское искусство создание различных модулей путём сгибания бумаги. Развитие оригами от глубокой древности до наших дней. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем. Показ  готовых работ. Работа с интернет источниками.

2 тема: Подготовка деталей.  Выбор бумаги (офисная, блоки для записи, бумага для оригами, цветная бумага для детского творчества, журнальная бумага). Размеры бумаги для деталей.  Инструменты и дополнительные материалы (клей, линейка, краски, нитки, бисер, пайетки, бусины, шарики для пин-понга) Правильная разметка, чертёж и вырезание деталей.

3 тема: Подготовка модулей. Модули оригами. Разновидность модулей (треугольный модуль, модуль «кусудамы», «супершар», модуль «трилистник»). Сборка модулей.

4 тема: Изготовление фигурки. Изготовление фигурок.  Способы выполнения из бумаги различных животных и других  фигурок. Все они делаются на основе заготовки округлой формы. Оформление фигурок с использованием дополнительных материалов.

3. Организационный раздел

3.1. Режим работы кружка, технологическое обеспечение программы.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю -  в среду - 30 минут.

Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Технологическое обеспечение программы

Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Образные представления у детей значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже к концу первого полугодия обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

3.2. Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, растения, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной  из недель месяца согласно комплексно-тематическому планированию.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на столах).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

• повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

• анализ работы воспитанниками (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика);

  • рефлексия.

3.3.  Двигательный режим и система оздоровительных мероприятий

Организация двигательного режима

Формы работы

Периодичность, продолжительность

1

Утренняя гимнастика

Ежедневно 7-10 мин.

2

Физкультминутки

2-3 мин. В середине занятия

3

Гимнастика для глаз

После занятия

4

Пальчиковая гимнастика

Перед занятием

5

Подвижные игры, Аттракционы, Народные игры

Перед занятием

Система оздоровительных мероприятий

Мероприятие 

Время проведения

Периодичность

Утренняя гимнастика

Утром

Ежедневно

Прогулка и игры на воздухе

Утром (летом), днем и вечером

Ежедневно

Точечный массаж Ауглина, пальчиковая гимнастика

До завтрака

Ежедневно

Физкультминутки во время занятий

Во время занятий

Ежедневно

Физкультура в носках 

2 раза в неделю

Умывание 

После прогулки

Ежедневно

Дыхательная гимнастика

Во время утренней зарядки, на физкультуре, на прогулке после сна

Ежедневно

Гимнастика после сна босиком в трусах и майках

После сна

Ежедневно

Выполнение режима проветривания помещения

По графику

Ежедневно

Выполнение оптимального двигательного режима

Ежедневно

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Профилактика

  1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения
  2. Комплексы по профилактике нарушений осанки
  3. Дыхательная гимнастика

3.4. Программно-методическое обеспечение

Список литературы

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература», 2001
  2. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  5. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  6. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами.  СПб: Кристалл, 2005.
  7. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  8. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  9. Богатова И.Оригами. Цветы. «Мартин», 2007
  10. Водяная Л., Эм Г. Оригами - чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
  11. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
  12. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005
  13. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
  14. Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2007
  15. Соколова, С.В. Игрушки – оригамушки. СПб: Химия, 1997
  16. Соколова, С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. СПб: 2003

3.5. Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"

Цель программыОзнакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, ...

Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю...

Программа кружка "Оригами"

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.Оригами – это сложение различных  фи...

Рабочая программа кружка "Оригами"

Программа интеллектуально - творческого развития детей  рассчитана на старший дошкольный возраст с учетом возрастных особенностей детей этого возраста....

Рабочая программа кружка "Оригами"

Содержание программы направлено на  достижение цели ознакомления  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладен...

Программа кружка "Оригами"

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами,как художественного способа конструирова...

Программа кружка "Оригами"

Специалистами доказано, что ребенок лучше развивается в игровой непринужденной обстановке и познает новое через ощущения, полученные во время внимательного процесса. А если он при этом сможет создать ...