Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада.
консультация по конструированию, ручному труду

Завадская Татьяна Викторовна

 

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

  1. Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
  2. Определить склонности и  способности ребенка к математике  и предметам естественнонаучного цикла.
  3. Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада.

Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных  работников технических специальностей.   В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров. Этот факт давно отмечен руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов и правительством Российской Федерации.

Главной задачей педагогов является помощь детям в освоении навыков «инженерии будущего», что позволит в дальнейшем увеличить число молодых людей, выбирающих для себя инженерные профессии.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

  1. Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
  2. Определить склонности и  способности ребенка к математике  и предметам естественнонаучного цикла.
  3. Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое  формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности,  в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

В современной педагогике принято выделять два вида конструирования:

- техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из  крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование;

- художественное – конструирование из бумаги и природного  материала.

Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.

Помимо различий в использовании материалов в  техническом конструировании отображаются реально существующие объекты и создаются конструкции по ассоциациям с образами сказок, а в художественном, прежде всего, выражается отношение ребенка к образу: передается не только структура, но и  цвет, фактура, форма.

В рамках нашей темы остановимся более подробно на проблемах развития технического конструирования, к которому, прежде всего, относится конструирование из деревянного строительного материала. Деревянные конструкторы активно формируют у детей  начальные инженерно-конструкторские способности, умения разбираться в простейших эскизах и  планировать все свои действия. Этот вид конструирования является самым изученным, но, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов».

Что же касается более старших детей, то сейчас в детских садах масштабно используется современный конструктор «Лего» и «Тико», позволяющие решать многие задачи из разных образовательных областей. Их можно считать универсальными. Одно из огромных преимуществ этих конструкторов заключается в наличии подробно разработанного методического обеспечения по использованию каждого набора, в том числе, и компьютерных программ.

Лего-конструктор обладает  многофункциональностью, вариативностью применения,  учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали).  Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является  важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию как у детей, так и у взрослых.   

К недостаткам можно отнести высокую стоимость (можно использовать конструкторы, аналоговые «Лего» – они намного дешевле, но у них нет методического обеспечения); трудности замены деталей при их потере, или поломке; некорректное с точки зрения науки  (в некоторых случаях)  название деталей.

К достоинствам конструктора  «Тико», так же как и «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской  деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и  использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.

Но мы забыли про металлический конструктор с винтовым соединением, который в старшем дошкольном возрасте позволяет развивать инженерно-техническую наблюдательность, рациональный подход к решению задач.  Именно на винтовом соединении держится весь инженерный мир. Овладение этого соединения позволяет практически освоить любую техническую работу, в то время, как соединение конструктора «Лего», не смотря на свою легкость и доступность, редко встречается в промышленных технологиях.  Металлический конструктор позволяет дать волю фантазии, смекалке, проявлению конструктивно-технических способностей (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию). Данный конструктор воспитывает реальную самостоятельность (простейший ремонт предметов в быту) и самодостаточность.

Суставные конструкторы благодаря прочному и подвижному соединению позволяют создавать мобильные модели животных, техники, роботов, «живые» молекулы,  структуры ДНК и многое другое.

Общим недостатком, как металлического конструктора, так и суставного (да и многих других) является отсутствие системы обучения и способов использования данных видов конструкторов в различных видах организованной образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Зато открывается возможность  для настоящего творчества педагога. Ведь, полноценное развитие ребенка зависит не столько от того, какие у него игрушки, а от того, какие взрослые окажутся с ним рядом.

Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект. Педагоги и родители должны помочь ребенку освоить обобщенные способы универсальных учебных действий: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, понимать логику соединения частей, делать умозаключения и обобщения.

Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько. 

Список используемой литературы:

  1. Колесникова Е.А. Решение проблемы нехватки технических кадров на современном рынке труда России [Электронный ресурс] /Е.А. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. –  Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/Economy 05.11.2013.pdf  (дата обращения: 23.06.2016).
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
  3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.
  4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова.  - М.: Карапуз, 1998. – 115с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....

ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую о...