" Конструирование как средство развития творческих способностей детей
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Конструирование как средство развития творческих способностей детей»
Актуальность
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Что такое детское творчество
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самос-тоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние
взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 %
случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт
творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых
этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся
результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание
чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения
искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой
душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобыт-ность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и
игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество
может стать основной деятельностью ребёнка.
- Что такое конструирование
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
- Типы конструирования
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала
Материал для конструирования
Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).
Формы организации обучения детскому конструированию
Конструирование по образцу
Первый и наиболее элементарный вид конструирования.
Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма).
Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».
Конструирование по условиям
В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
Конструирование по замыслу
Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
- Конструирование в ранней группе
- Только конструирование из строительного материала.
- На стол ставим набор каждому ребенку, деталей больше.
- Материал: кубики, кирпичики, треугольные призмы, пластины разного цвета и размера.
- Воспитатель начинает игру и объединяет в начале года 6-8 детей. В конце года 10-12 детей.
- Постройки горизонтальные (дорожка, поезд, диванчик, кораблик), вертикальные (башенки, лесенки), замыкающие (ворота, домик), перекрытия (ворота, гараж, горка, мостик, кроватка)
- Важно показать, что один предмет можно строить разными способами.
- Изобразительное конструирование, обязательно обыгрывается.
- Проверяется правильность постройки, исправляются ошибки, устойчивость.
- Конструирование во 2-й младшей группе
- Изобразительное конструирование, непосредственная связь с игрой.
- На стол ставим строительный набор каждому ребенку.
- Необходимо развивать самостоятельность, умение общаться в микрогруппе, помогать друг другу.
- Учим сохранять порядок на рабочем месте.
- Строительный материал: кубики, кирпичики, бруски (треугольные призмы), пластины разного размера, цвета.
- Руководит воспитатель.
- Усложняются постройки (широкие и узкие
ворота, маленький и большой дом, двухэтажные постройки), увеличивается количество деталей.
- Образец предварительно обследуется
(из каких деталей сделаны стены, крыша и пр.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность,
- воспитание первоначальных навыков работы в коллективе.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- работать дружно, не мешая друг другу;
- воспитание эстетических чувств.
В своей работе с детьми используем разнообразные игры для развития творческих конструктивных способностей, для развития мышления, внимания, памяти.
Игры с блоками Дьенеша:
- «собери картинку на карточке»;
- «построй фигуру по образцу»;
- «найди фигуры по цвету»;
- «подбери фигуры по форме»;
- «разложи фигуры разного цвета»;
- « собираем дорожку»;
- «рассели фигуры в домике».
Игры со счетными палочками:
- «разложи палочки по цвету»;
- «выкладывание фигур из счетных палочек»;
- «дополни картинку палочками»;
- «прокати палочки на грузовике»;
- «собери палочки одного цвета в коробку»;
- «по образцу собери геометрические фигуры»;
- «построй из палочек короткую и длинную дорожку».
Игры с лего-конструктором:
- «разложи по величине»;
- «разноцветные вагончики»;
- «составь узор»;
- « цветные башенки»;
- «построй по образцу»;
- «построй заборчик одинакового цвета»;
- «собери домик для матрешки».
В процессе игры малыши подражают взрослым, фантазируют, экспериментируют. Нашим детям очень нравится играть в эти игры, они вызывают интерес, доставляют радость.
Список литературы:
1.Конструирование в группах раннего возраста, Л.В. Куцакова
2.Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/, Л.В. Куцакова
3.Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет, О.Ю. Старцева
4.Лесные поделки. Азбука конструирования, И.А. Лыкова
5.Конструирование и художественный труд в детском саду Л.В. Куцакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221164-1363241974.jpg)
Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-605112-1425879197.jpg)
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-901223-1632827637.jpg)
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/13/picture-904087-1489393203.jpg)
Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-334951-1384155501.jpg)
опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/28/picture-799911-1467098731.jpg)
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164451-1568800874.jpg)
Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....