" Конструирование как средство развития творческих способностей детей
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_dlya_vospitateley.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Конструирование как средство развития творческих способностей детей»
Актуальность
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Что такое детское творчество
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самос-тоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние
взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 %
случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт
творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых
этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся
результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание
чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения
искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой
душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобыт-ность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и
игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество
может стать основной деятельностью ребёнка.
- Что такое конструирование
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
- Типы конструирования
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала
Материал для конструирования
Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).
Формы организации обучения детскому конструированию
Конструирование по образцу
Первый и наиболее элементарный вид конструирования.
Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма).
Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».
Конструирование по условиям
В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
Конструирование по замыслу
Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
- Конструирование в ранней группе
- Только конструирование из строительного материала.
- На стол ставим набор каждому ребенку, деталей больше.
- Материал: кубики, кирпичики, треугольные призмы, пластины разного цвета и размера.
- Воспитатель начинает игру и объединяет в начале года 6-8 детей. В конце года 10-12 детей.
- Постройки горизонтальные (дорожка, поезд, диванчик, кораблик), вертикальные (башенки, лесенки), замыкающие (ворота, домик), перекрытия (ворота, гараж, горка, мостик, кроватка)
- Важно показать, что один предмет можно строить разными способами.
- Изобразительное конструирование, обязательно обыгрывается.
- Проверяется правильность постройки, исправляются ошибки, устойчивость.
- Конструирование во 2-й младшей группе
- Изобразительное конструирование, непосредственная связь с игрой.
- На стол ставим строительный набор каждому ребенку.
- Необходимо развивать самостоятельность, умение общаться в микрогруппе, помогать друг другу.
- Учим сохранять порядок на рабочем месте.
- Строительный материал: кубики, кирпичики, бруски (треугольные призмы), пластины разного размера, цвета.
- Руководит воспитатель.
- Усложняются постройки (широкие и узкие
ворота, маленький и большой дом, двухэтажные постройки), увеличивается количество деталей.
- Образец предварительно обследуется
(из каких деталей сделаны стены, крыша и пр.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность,
- воспитание первоначальных навыков работы в коллективе.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- работать дружно, не мешая друг другу;
- воспитание эстетических чувств.
В своей работе с детьми используем разнообразные игры для развития творческих конструктивных способностей, для развития мышления, внимания, памяти.
Игры с блоками Дьенеша:
- «собери картинку на карточке»;
- «построй фигуру по образцу»;
- «найди фигуры по цвету»;
- «подбери фигуры по форме»;
- «разложи фигуры разного цвета»;
- « собираем дорожку»;
- «рассели фигуры в домике».
Игры со счетными палочками:
- «разложи палочки по цвету»;
- «выкладывание фигур из счетных палочек»;
- «дополни картинку палочками»;
- «прокати палочки на грузовике»;
- «собери палочки одного цвета в коробку»;
- «по образцу собери геометрические фигуры»;
- «построй из палочек короткую и длинную дорожку».
Игры с лего-конструктором:
- «разложи по величине»;
- «разноцветные вагончики»;
- «составь узор»;
- « цветные башенки»;
- «построй по образцу»;
- «построй заборчик одинакового цвета»;
- «собери домик для матрешки».
В процессе игры малыши подражают взрослым, фантазируют, экспериментируют. Нашим детям очень нравится играть в эти игры, они вызывают интерес, доставляют радость.
Список литературы:
1.Конструирование в группах раннего возраста, Л.В. Куцакова
2.Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/, Л.В. Куцакова
3.Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет, О.Ю. Старцева
4.Лесные поделки. Азбука конструирования, И.А. Лыкова
5.Конструирование и художественный труд в детском саду Л.В. Куцакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...
опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...
Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....