Опыт работы "Тико- конструирование в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Опыт работы воспитателя по организации консруирования с конструктором ТИКО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_tiko2.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тико- конструирование в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Филиппова Анна Александровна
Воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»
Канск 2021г.
Актуальность в работе с ТИКО – конструктором в ДОУ обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Она способствует развитию навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование конструктора ТИКО позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, в игровой форме формировать универсальные логические действия, осваивать математические понятия и элементарные представления из области геометрии:дошкольники знакомятся с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика, происходит развитие глазомера. Они учатся концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления модели, учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить модель, запоминает последовательность ее изготовления, развивается пространственное воображение, фантазия, совершенствуются трудовые навыки.
Цель профессиональной деятельности при работе с конструктором ТИКО – создание условий для развития детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования и конструкторских способностей.
ТИКО - конструктор я использую не только для свободной деятельности детей, но и на занятиях познавательно цикла («Развитие математических представлений», «Развитие логических представлений», «Развитие пространственных представлений»).
Увлечённые в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре мной реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Образовательная:
- формироватьконструктивных навыков и уменийу старших дошкольников;
- систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствовать лучшему восприятию информации через интеграцию зрительного и тактильного восприятия;
- развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
- улучшатьмелкую моторику;
- развивать творческие способности через создание оригинальных конструкций;
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
- воспитывать интерес к процессу конструирования;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать в команде, оценивать результаты своего труда и труда сверстников.
Чтотакое ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. На каждой фигуре есть замочки и шарики, которые важно правильно соединить между собой, у кого - то получилось сразу, кому-то потребовалось время, чтобы научиться.
Использовать конструктор ТИКО я начала с детьми средней группы. На первом этапе знакомства с конструктором дети учились правильно соединять детали, строить плоскостные изображения, читать простейшие схемы. Далее перешли к объемному конструированию. В образовательной деятельности использую следующие формы работы с конструктором:
- конструирование с помощью слухового диктанта;
- конструирование по образцу;
- конструирование по технологической карте;
- конструирование по собственному представлению;
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает. Я с уверенностью могу сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает - оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память.
Игра «Сделай так, как скажу» (на примере морковки)
Цель: развитие слухового восприятия.
Педагог читает словесную инструкцию – дети выполняют задание.
Задания:
1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).
Вариант 2. «Объемная морковка»
Цель: учить преобразовывать плоскостную модель в объемную.
Дети конструируют 2 одинаковые плоскостные модели (морковки) и соединяют фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Игра «Волшебный квадрат»
Цель: развитие действия анализа и синтеза.
Задания на замещение геометрических фигур:
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Использование ТИКО - конструкторав процессе развития экологических представлений дошкольников.
«Собери животное»
Цель: учить конструировать модель (животное) по изображению натурального объекта.
Задание:
1. Сконструируй животное по его изображению.
2. Из каких геометрических фигур сконструировано животное?
3. Какого цвета фигуры ты использовал?
4. Каких фигур потребовалось больше, почему ты так считаешь?
Использование ТИКО - конструктора для развития
математических и логических представлений
Игра «Запомни расположение»
Цель:развитие пространственной ориентации с использованием наречий «справа-слева», «впереди – сзади», развитие памяти.
Ход игры:
Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по памяти создаете данную фигуру.
Выполнение задания
Предлагаю проанализировать полученные фигуры:
- какие геометрические фигуры использовали для постройки?
- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
«Найди пару»
Цель:закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.
Ход игры:
Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.
«Цифровая дорожка»
Цель:закрепление умения детей составлять числовой ряд чисел 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику.
Ход игры:
Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика». Раскладывают детали конструктора с цифрами 0-10 и обратно. Воспитатель задает вопросы:
- Какое число следует за число 8, 9 и др.
- Какое число стоит между 5 и 7 и т.д.
- Какое число стоит перед числом 6 и т.д
- Назови соседей числа 9?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...
Конспект открытого комплексного мероприятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с элементами творческого конструирования «Мастерская модной одежды»
Содержание способствует развитию любознательности и познавательной мотивации посредством вовлечения старших дошкольников в совместный долгосрочный образовательный проект через знакомство с...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...
Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"
В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...