Lego конструктор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Макарова Светлана Дмитриевна

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_konstruirovanie.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лего-конструктор

как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста.

Средняя группа


«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!

Актуальность технологии

В настоящий момент перед обществом особо остро встает вопрос о необходимости воспитания личности нового типа – личности творчески мыслящей, неординарной, свободно ориентирующейся в реалиях пестрой, информационно-насыщенной и разорванной картины мира. Развитие у детей творческих способностей является исключительно важным условием их включения в активную деятельность в неопределенных и изменчивых современных условиях. Именно поэтому первостепенной задачей современной концепции дошкольного воспитания является всемерное содействие воспитанию творчески активной личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с воспитанником.

Дошкольный возраст является особенно благоприятным для развития детского творчества. И наиболее эффективное, раннее, организованное в различных видах деятельности формирование детского творческого потенциала и творческой активности возможно именно в условиях дошкольныхобразовательных организаций.

Проблемы творчества детей оказались одним из самых сложных и спорных. Их разрабатывают уже несколько поколений ученых и практиков. Различные вопросы творческого развития ребенка рассмотрены в трудах Б. М. Теплова, Л. C. Выготского, Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, О. С. Газмана, Е. В. Бондаревской и других ученых.

Возникновение и разработка различных направлений творческой деятельности детей рассматриваются в работах В. А. Левина, Б. М. Йеменского, Н. А. Ветлугиной, Е. Ю. Сазонова, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Е. А. Флериной и других.

В настоящее время можно выделить ряд диссертационных работ, в корорых исследуется проблема творческой активности детей (В. А. Одинцова, Нгуен Тхи Ким Ань, О. В. Цаплина, Ю. Н. Рюмина, Н. И. Щередина, А. Н. Шипилов). В этих работах авторы дают определение понятию «творческая активность», раскрывают ее особенности и структуру.

По утверждению многих ученых (C.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, М. Н. Скаткин) развитие детской творческой активности происходит в процессе какой-либо деятельности при овладении ее общественно выработанными средствами. Однако наиболее эффективно это происходит в процессе практической детской деятельности, в том числе непосредственнойобразовательной деятельности по конструированию (Н. М. Конышева, Е. Я. Беляева, Д. В. Сергеева, Л. B. Пантелеева, Л. B. Куцакова и др.). Изготовление поделок и моделей из различных конструкторов отвечает потребностям, возможностям и интересам дошкольников. Благодаря своей доступности конструирование, целесообразности и высокой результативности дает ребенку возможность непосредственно воплощать задуманное, творить и оценивать конечный продукт.

Конструирование рождает стремление к поиску, инициативности, развивает волевые качества. В связи с этим главным требованием к конструкторской деятельности в ДОО становится ее творческий характер во взаимодействии воспитанников и педагогов, оптимальный уровень сложности в конструирование для выполняющего изделия, устойчивая мотивация, а также обеспечение позитивного эмоционального настроя в процессе и по окончанию выполнения сборки конструкторской модели.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и ЛЕГО-конструирование в этом стремлении является одной из фундаментальных основ.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей, увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

В то же время педагог, должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов мы считаем совместную (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование. Конструкторы LEGO давно и прочно вошли в мир детских игрушек. LEGO-конструктор в силу своей универсальности является прекрасным развивающим материалом, позволяющим внести разнообразие в процесс обучения детей дошкольного возраста. Разнообразие образовательных конструкторов, их яркой цветовой гаммы – способствует развитию детского творчества и активизирует творческий потенциал личности ребенка.

Лего – уникальный конструктор: из его деталей можно построить как башню, высота которой будет отмечена в Книге рекордов Гиннесса, так и робота, способного производить замеры освещенности и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам.

В дошкольном учреждении требования к лего - конструированию достаточно просты. Мы учим детей создавать конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

Настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Главная цель моей работы это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей 4 – 5 лет в процессе ЛЕГО - конструирования;

На основе цели я сформулировала следующие задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

• Формировать у детей пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Формировать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

• Развивать у детей 4-5 лет интерес к моделированию и конструированию, познавательную активность детей, воображение, фантазию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

• Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

• Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• Воспитывать у детей желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

• Воспитывать у детей желание самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Для достижения поставленных перед нами задач мы использовали такие формы организации обучения как «конструирование по образцу» и «конструирование по замыслу».

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

«Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

Методы и приемы:

- Для поддержки интереса детей и развития их фантазии я старалась создать обстановку ожидания радостного и интересного (различные сюрпризные моменты).

- Я старалась развить интерес детей к конструированию. Для этого необходимо было сформировать представление детей о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость). Например: Это кирпичик - он красного цвета, я поставлю его на ребро и получится заборчик, а если я поставлю рядом еще синий кирпичик, затем желтый - получится длинный заборчик. Дети с интересом выполняли задания: сооружали несложные постройки, учились преобразовывать их по разным параметрам, комбинировать детали, сочетая их по цвету, форме и величине.

- В процессе конструкторской деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри, используя схемы и чертежи, дети учились анализировать постройки, рисунки, выделяя основные части, функциональное назначение; учились создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу.

- Обыгрывание построек. Этот замечательный творческий процесс, который способствует развитию изобретательности, фантазии, воображения ребенка. Побуждают его придумывать различные игровые сюжеты, брать на себя роли, озвучивать своих героев.  ЛЕГО - Конструирование перестает существовать, как отдельный вид деятельности, это уже часть сюжетно - ролевых игр. К концу года дети стали чаще использовать строительные материалы как предметы- заместители. Например: девять кубиков на столе - это торт, который можно разделить на части - кусочки, а различные конусы и цилиндры- украшения пирога.

Дети с большим интересом используют полученные знания и умения на занятиях в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.

Чтобы поддерживать интерес детей к конструкторской деятельности, сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения я разнообразила наличие конструкторов в группе: деревянные, пластмассовые, настольные и напольные, с различными способами крепления, конфигурации.

К концу года дети научились производить простейший анализ созданных построек, совершенствовались конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения.

Получив положительные результаты к концу года, мы решили продолжить работу с данной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....