Народная тряпичная кукла - закрутка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Нестерова Лариса Ивановна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_otkr_po_tr_kuk.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

           Народная тряпичная кукла - закрутка»

Программные задачи: 

Образовательная: 

Продолжать знакомить с народным костюмом; формировать представление о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовления куклы, знать ее значение; обучить техническим навыкам и приемам пооперационного выполнения тряпичной куклы – закрутки;

Развивающая:

Развивать познавательный интерес ребенка к народному искусству, его истории;  развивать художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.

Воспитательная: 

Воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, эстетический вкус;

 Ход ОД:

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

-Ребята, а в чем это вы одеты, какие на вас сарафаны красивые? (в русских народных сарафанах)

- А что это такое русские народный сарафан, для чего он, зачем его одевают?

-Ребята, а давайте вспомним русские народные сказки в чем там одевались герои сказок и мультфильмов? (просмотр фрагмента сказки)

Ребята, а какое развлечение было у девушек в сказках? ( венки плести, песни петь  да хороводы водить)

– А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (кукла)

 –  Правильно!

 Мы сегодня с вами поговорим о народных куклах.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы - закрутки)

Посмотрите какая кукла у меня есть в чем она одета?(русский народный костюм)

А как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься? ( делать тряпичную куклу)

Ребята – это кукла-закрутка ,давайте вспомним с вами какие куклы у нас бывают (обереговые, обрядовые и игровые).

Так вот кукла-закрутка – это обереговая кукла, что означает обереговая? ( значит оберегает)

А от чего она оберегает? (от болезни, от зла)

Да ребята мы сегодня начнем с вами делать куклу- закрутку.

Когда ребенок рождался, первую игрушку, которую  видел  - это куклу-закрутку.

А как вы думаете, кто делал эту куклу? (мама)

Да ребята, когда мама ждала ребенка она делала эту куклу.

Ребята, а вас мама любит? (да, конечно)

А как вы думаете когда женщина делала куклу о чем она думала, какое настроение у нее было?( о своем ребенке, какой он будет самый хороший, самый любимый)

Да женщина вкладывала в эту куклу свою любовь и ласку к этому ребенку.

Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Ребята, а когда дети вырастали кто им делал куклы? (сами, делали себе и младшим братьям и сестрам)

Во многих домах их насчитывали десятки, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочери, а дальше- внучке и правнучке.

 Если девочка не проявляла старания в изготовлении куклы  и в другой работе, говорили «Да она до сих пор в куклы играет!» и считали неумехой.

А теперь давайте отдохнем.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

Ребята а из чего мы будем делать куклу? (из лоскутков)

А с чего мы начнем делать куклу? (сначала туловище, потом голова и  руки, а потом будем ее украшать)

Посмотрите перед вами лежат лоскутки ткани разной формы( прямоугольной и квадратной), белая ткань и цветная.

Из какой ткани мы будем делать туловище и голову (из белой)

А цветная нам для чего? (сделаем платочек и сарафан)

Как вы думаете туловище лучше сделать из прямоугольного лоскутка или из квадратного? ( из прямоугольного, а из квадратного сделаем голову)

Возьмите  прямоугольник  и скрутите его.

Выполните плотную скрутку-рулик. 

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевяжите нашу скрутку ниткой. 

Далее делаем голову и руки. Берем квадратик ткани,  белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму. 

Завяжите ниткой на уровне шеи. 

Делаем руки.

С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.
 

Основа нашей куклы готова.
Теперь нужно куклу нарядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Можно придумать широкую юбочку или цветной сарафан.

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Ребята, что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую народную куклу вы изготовили? (Куклу-закрутку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

Молодцы!

Далее делаем голову и руки. Берем квадратик ткани,  белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму. 

Завяжите ниткой на уровне шеи. 

Делаем руки.

С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.
 

Основа нашей куклы готова.

Ребята, а сейчас время у нас закончилось, куколок мы своих положим в коробочки и наряжать их в сарафаны будем на следующем занятии.

Ребята, наши гости – куколки хотят узнать, что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую народную куклу вы изготовили? (Куклу-закрутку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка»

Мастер класс для педагогов, в рамках "Недели игры и игрушки" Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.Це...

Мастер- класс " Народная тряпичная кукла- закрутка"

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей....

Мастер - класс "Народная тряпичная кукла-закрутка"

Практический материал по изготовлению куклы-закрутки...

Мастер-класс "Народная тряпичная кукла-закрутка"

Знакомство с изготовлением тряпичной куклы. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом,проявляя фантазию и творчество....

Мастер-класс по рукоделию "Народная тряпичная кукла-закрутка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655329","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655332","...