Статья на тему: «LEGO - конструирование и робототехника в детском саду как основа технического творчества»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Новикова Наталья Владимировна

Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования  быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «LEGO - конструирование и робототехника в детском саду как основа технического творчества»

Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования  быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все это устроено. И мы, взрослые, должны дать им возможность это узнать.

Именно поэтому в последнее время в систему дошкольного образования активно внедряются разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, направленные на изучение современных технологий. Одним из таких современных методов считается совместная  интеграционная деятельность – LEGO–конструирование.

LEGO-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов Лего.

Цель LEGO–конструирования – развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения посредством овладения конструктором ЛЕГО.

Принципы LEGO – конструирования: 

  • от простого к сложному;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Ребенок – прирожденный исследователь, изобретатель и конструктор. Эти заложенные самой природой предпосылки особенно быстро реализуются в конструировании, так как только ребёнок может безгранично придумывать, создавать и обыгрывать созданные конструкции, проявляя при этом целеустремленность, любознательность, самостоятельность, смекалку и, самое главное, творчество.

Дети, увлекающиеся конструированием из ЛЕГО, отличаются от других желанием экспериментировать, богатой фантазией и развитым воображением, стремлением к творчеству; у них сильнее развиты мышление и память, что является главным показателем интеллектуального развития и дальнейшего успешного обучения в школе.

В процессе игры с Лего-конструктором в детском саду используются разнообразные формы  организации обучения детей-дошкольников конструированию:

  • Конструирование по образцу – детям демонстрируется образец постройки и они воспроизводят его.
  • Конструирование по модели –более сложная разновидность конструирования по образцу, демонстрируется не сам образец, а его модель.
  • Конструирование по условиям – дети проводят анализ условий и воспроизводят достаточно сложную модель по заданным условиям.
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
  • Конструирование по замыслу – дети сами придумывают постройку и обыгрываю ее по своему усмотрению.
  • Конструирование по теме –то же, что и конструирование по замыслу, но замыслы детей ограничиваются определенной заданной педагогом темой.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей.  Конструирование можно добавить в непрерывную образовательную деятельность  по «Познавательному развитию», «Формированию элементарных математических представлений»,«Речевому развитию», «Чтению художественной литературы»,  «Художественно-эстетическому развитию»  и др.

Созданные детьми постройки из конструктора Лего могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх, в играх-драматизациях. Они создают важные условия для развития творчества, речи, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе.

  Лего-элементы и постройки можно использовать в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Что лишнее?», «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти», «Чудесный мешочек»,  и т.д.

  Разнообразие ЛЕГО-конструкторов позволяет обучать детейразного возраста и различных образовательных возможностей.Для малышей от года до 3 лет идеально подходит конструктор серии Лего Дупло с крупными деталями для строительства домиков, конструирования машин, создания фигур животных.С детьми 3–4 лет чаще всего используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

С детьми 4–5 лет конструирование немного усложняется, начинают использоваться элементы среднего размера, детям доступы более сложные методы и варианты соединения деталей конструктора. В работе с детьми по конструированию используются картинки и фотографии с изображениями моделей, по которым дети могут выполнить постройку. Конструирование осуществляется по образцу, замыслу и теме.

В старшем дошкольном возрасте добавляются конструкторы с мелкими деталями со сложной и разнообразной техникой крепления. В работе детьми 6-7 лет используются задания в виде сложных графических схем, работу по замыслу, условиям, усложненные тематические задания.

В последнее время все чаще в работу с дошкольниками внедряются моторизированные модели Лего, которые приводятся в движение простыми приемами программирования. Появляется новая область - образовательная робототехника. Наш информационный мир находится в постоянном движении, поэтому современным дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще не существует; решать задачи, о которых мы можем только догадываться. Именно поэтому образовательная робототехника в дошкольных образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Она обеспечивает решения для практического обучения, которое побуждает детей задавать вопросы и предоставляет методы и инструменты для решения задач из обычной жизни.

Работая  индивидуально, парами или в  командах, дети всех возрастов могут создавать и программировать моторизованные модели, проводить  исследования с ними, обсуждать идеи, возникающие во  время работы с этими моделями.

Первый уровень образовательной робототехники – это работа с готовыми мини-роботами. Например, мини-робот «Умная пчелка». В процессе игры ребенок разрабатывает задания для устройства, назначает ему график передвижения и других манипуляций. Работа с данным устройством развивает воображение,  учит планировать свою деятельность.Благодаря привлекательному дизайну и легкому управлению, дети играют с мини-роботом «Умная пчелка» с удовольствием.

Следующий уровень образовательной робототехники – это игровые наборы LEGO EducationWeDo, которые дают возможность собрать и запрограммировать простые модели Лего с помощью специального компьютерного приложения. Данный конструктор позволяет создавать подвижные модели животных, простых механизмов, программировать их действия и поведение по своему усмотрению.

Таким образом, Лего-технология и робототехника приобретает большое значение в связи с внедрением ФГОС, так как:

- являются прекрасным средством для всестороннего развития дошкольника, обеспечивающего интеграцию образовательных областей;

- помогают стимулировать интерес дошкольников к естественным наукам и инженерному искусству.

- формируют познавательную активность детей, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляя ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...

LEGO-конструирование и робототехника в детском саду.

LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, ...

Статья на тему: «LEGO - конструирование и робототехника в детском саду как основа технического творчества»

Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования  быстро проникают во все области ч...

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества...

Консультация для педагогов "LEGO конструирование и робототехника  в детском саду"

К презентации по конструированиюЗадачи конструированияЗнакомить детей с явлениями окружающей жизни, с необходимыми умениями и навыками конструирования.Дать детям знания о предметах, внешнем виде, стру...