Оригами для детей старшего дошкольного возраста
материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Мохоева Марина Ивановна

Техника оригами в ДОУ.

Оригами  – "ори", означающее складной и "ками", которым в Японии называют бумагу -это древний способ складывать из бумаги различные фигуры. Впервые это искусство появилось в Японии. Каждая японская церемония проходила с использованием бумажных фигурок.

В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолетики, тюльпаны из бумаги. Только не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети.

 В ходе занятий ребенок получает следующие навыки:

  • Совершенствует мелкую моторику рук при работе с поделкой.
  • Обучается приемам с бумагой, учится многократно складывать, сгибать, надрезать, склеивать.
  • Развивает глазомер, конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
  • Концентрирует внимание, слушая устные инструкции.
  • Тренирует память, запоминая последовательность действий пошагово.
  • Активизирует мыслительную деятельность.
  • Учится работать в коллективе и налаживать коммуникацию со сверстниками.

В процессе изготовления поделки дети изучают новые формы, цвета, простейшие геометрические фигуры. Происходит знакомство с новыми терминами: квадрат, треугольник, угол, сторона. Тренировка мелкой моторики рук повышает работоспособность мозга, развивает мыслительный процесс, готовит руку ребенка к письму. Работа обеими руками активизирует два полушария головного мозга. При этом развиваются творческие способности.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Занятия оригами являются своеобразным психологическим отдыхом, ребенок погружается в интересный мир поделок. Поделки оригами будут замечательным подарком от ребенка для родственников и друзей на любой праздник, а также могут использоваться в играх.

Оригами помогает при задержке речевого развития. Научно доказано, что при тяжелых нарушениях речи для ребенка полезны упражнения, направленные на тренировку пальцев рук. У малышей формируется связная речь, расширяется словарный запас. Будущие школьники в своей речи пользуются синонимами, антонимами, прилагательными, учатся искусству диалога, монолога.

 Дети любят работать с бумагой, добиваться положительного результата. Формируется бережное отношение к поделке, сделанной самостоятельно. Кропотливый труд формирует усидчивость, готовит к школьным занятиям.

Оригами благотворно действует на психоэмоциональное состояние ребенка, успокаивается нервная система, высвобождается гнев, тревожное состояние заменяет удовлетворение полученным результатом.

Для обучения используют словесный, наглядный и практический метод. 

Словесный включает в себя рассказы, объяснения, стихотворения и прозу, пословицы и загадки. При наглядном применяют иллюстрации, фотографии, изготовленные поделки. Это помогает предотвратить ошибки и замотивировать дошкольников на результат.

Практический метод наглядно демонстрирует процесс изготовления.

Форма обучения бывает:

Фронтальная. Педагог объясняет задание одновременно для всех участников, дает инструкции.

Индивидуальная. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно. Педагог направляет, помогает, консультирует лично каждого ученика. У детей развиваются навыки самостоятельного творчества.

Групповая. Работа происходит в группах. Ребята выполняют задание коллективно. В группе выбирается лидер, распределяются роли. Дети учатся взаимодействовать друг с другом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"

Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

Конспекты занятий по оригами для старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие речи и творческих способностей....

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...