" Увлекательный мир оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Увлекательный мир оригами»
Пояснительная записка
«Увлекательный мир оригами» - включает в себя чикл занятий, на которых дети могут погрузиться в мир творчества. Дети познакомятся с искусством - оригами. Занятия оригами откроют для детей увлекательный, разнообразный, творческий мир возможностей работы с бумагой, создают условия для развития мелкой моторики, воображения, выражения творческих замыслов.
Актуальность разработки: Возможность проявить себя, раскрыть творческие способности в процессе складывания фигурок в технике оригами за короткий срок. Данная разработка не требует больших материальных затрат. Образовательный курс построен на продуктивно – ориентированных технологиях обучения, и предполагает закрепление полученных знаний, умений и навыков на практических занятиях.
Цель: систематизация дидактических материалов по теме «Оригами» и проведение занятий.
Задачи:
- обобщить педагогический опыт;
- проведение занятий, в процессе которых дети познакомятся с историей и искусством оригами;
- создать методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса «Увлекательный мир оригами».
В данной разработке представлены:
1. Учебно –тематический план образовательного курса «Увлекательный мир оригами»;
2. План первого занятия;
3. Презентация к первому занятию;
Программа обучающего курса «Увлекательный мир оригами»
Программа курса «Увлекательный мир оригами» направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение технике оригами.
Оригами — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия проводятся с применением инструкционных карт. Содержание программы «Увлекательный мир оригами» включает в себя несколько основных этапов: знакомство с техникой безопасностей работой с ножницами, с пластичными свойствами и видами бумаги для оригами, с разными способами и приёмам бумажного складывания, базовыми формами и условными знаками.
Программа разработана на 36 часов.
Форма занятий – групповая.
Состав групп: до 15 человек.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель программы: обучение основам оригами, создание условий для развития творческих способностей детей посредством изучения техники оригами.
Задачи:
1. познакомить со способами и приёмами оригами;
2. развивать мелкую моторику рук; 3. создать условия для творчества, воображения, выражения творческих замыслов;
4. учиться работать в коллективе.
Учебно - тематический план
Вид деятельности. Тема занятия. | Количество занятий | ||
теория | практика | ||
1 | Презентация «Оригами» Базовые формы С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с. 8 | 1 | |
2 | Оригами «Лодка» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 43 | 1 | |
3 | Оригами «Пароход» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 46 | 1 | |
4 | Оригами «Самолёт» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 53 | 1 | |
5 | Оригами «Осенние листочки» «Трилистник» | 1 | |
6 | Оригами «Осенние листочки» «Трилистник» | 1 | |
7 | Оригами «Заяц» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.14 | 1 | |
8 | Оригами «Ёжик» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с. 22 | 1 | |
9 | Коллаж «Заяц и ёжик на полянке» | 1 | |
10 | Оригами «Лягушка» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.41 | 1 |
11 | Оригами «Базова форма птица» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.9 | 1 | |
12 | Оригами «Цапля» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.39 | 1 | |
13 | Коллаж «Цапля и лягушка» | 1 | |
14 | Оригами «Утка» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.25 | 1 | |
15 | Оригами «Утёнок» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 21 | 1 | |
16 | Коллаж «Утка с утёнком» | 1 | |
17 | Оригами «Снежинка» С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» с. 54 | 1 | |
18 | Оригами «Корона» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 73 | 1 | |
19 | Оригами «Пингвин» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 22 | 1 | |
20 | Оригами «Пингвин» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 22 | 1 | |
21 | Коллаж «Пингвины на льдине» | 1 | |
22 | Оригами «Ворона» С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» с. 32 | 1 | |
23 | Оригами «Филин» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.36 | 1 | |
24 | Оригами «Солдатская шапка» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 65 | 1 | |
25 | Оригами «Бабочка» | 1 | |
26 | Оригами «Цветок» | 1 | |
27 | Оригами «Павлин» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 16 | 1 | |
28 | Оригами «Лисёнок» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.16 | 1 | |
29 | Оригами «Волк» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.18 | 1 | |
30 | Оригами «Медведь» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.19 | 1 | |
31 | Коллаж «Волк и лисёнок и медведь» | 1 | |
32 | Оригами «Лебедь белый» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.26 | 1 | |
33 | Оригами «Лебедь черный» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.26 | 1 | |
34 | Коллаж «Лебеди» | 1 | |
35 | Оригами «Солдатское письмо» «Мастерим из бумаги . Оригами» с. 64 | 1 | |
36 | Оригами «Насекомые» С.В.Соколова «Оригами для старших школьников» с.44 | 1 | |
Общее количество занятий | 36 |
Прогнозируемый результат
К концу прохождения курса «Увлекательный мир оригами» дети должны:
- познакомиться с правилами техники безопасности, основными материалами для оригами;
- научиться использовать разные способы и приёмы оригами;
- научиться пользоваться инструкционными картами;
Оценка результатов освоения программы
Высокий уровень
- самостоятельно выполняет работу по инструкционной карте;
- рационально использует материалы;
- аккуратно выполняет работу;
-экономно расходует материал.
Средний уровень
- выполняет работу с помощью педагога;
- работает по технологической карте с помощью педагога;
-рационально использует материалы.
Низкий уровень
- не может самостоятельно работать с материалами;
- не понимает, как нужно работать по технологической карте;
- не понимает объяснения педагога;
- нерационально работает с материалами;
- не аккуратно выполняет рисунки.
Список литературы:
- Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозаика Синтез, 2001, 96с.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Игрушки из бумаги» – Спб.: Регата, 2000, 192с.
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» - М.: Просвещение, 1992, 208с.
- Салагаева Л.М. «Объемные картинки» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010, 64с.
- Соколова С.В. «Оригами для дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002, 64с.
- Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009, 48с.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Список литературы
1. 100 оригами: Г. И. Долженко — Санкт-Петербург, Академия Развития, Харве, 2006 г.- 224 с.
2. 366 моделей оригами: Т. Б. Сержантова — Москва, Айрис-Пресс, 2014 г.- 192 с.
3. Бумажные игрушки. Оригами для малышей: С. В. Соколова — Москва, Литера, 2013 г.- 72 с.
4. Волшебный мир оригами: А. Гарматин — Москва, Владис, 2011 г.- 304 с.
5. Детское оригами: — Санкт-Петербург, Попурри, 2012 г.- 16 с.
6. Оригами. Более 120 моделей: — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 г.- 224 с.
7. Оригами. Иллюстрированный самоучитель в подробных поэтапных иллюстрациях и инструкциях: Дэвид Митчелл — Москва, АСТ, Астрель, Полиграфиз, 2011 г.- 160 с.
8. Оригами. Новые модели: Т. Б. Сержантова — Санкт-Петербург, Айрис-Пресс, 2004 г.- 200 с.
9. Оригами. Самые необычные игрушки и поделки: Ю. И. Дорогов, Е. Ю. Дорогова — Санкт-Петербург, Академия Развития, 2010 г.- 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"
В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...
мастер-класс для родителей "Увлекательный мир оригами"
мастер-класс для родителей "Увлекательный мир оригами"...
Консультация «Увлекательное занятие оригами»
Оригами - это традиционное японское искусство. Для работы используется бумага с исходной формой - квадрат. Геометрия в природной и предметной среде - это оригами: складывание, сгибание, торцевание, ча...
«Увлекательный мир оригами»
laquo;Увлекательный мир оригами» - включает в себя чикл занятий, на которых дети могут погрузиться в мир творчества. Дети познакомятся с искусством - оригами. Занятия оригами откроют для детей ...
Перспективный план кружковой деятельности "Увлекательное оригами"
Перспективный план кружковой деятельности "Увлекательное оригами"...
Выступление доклада. Игра с бумагой: Оригами как увлекательное занятие для детей в средней группе детского сада
Выступление доклада.Игра с бумагой: Оригами как увлекательное занятие для детей в средней группе детского сада...