Кружок "Изонить"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Материалы по теме кружковой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obraz._izonit_2019-2020.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 17 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Кружок «Изонить»
Старшая группа
Руководитель: Глушко Е.А.
2019– 2020 уч. год
- Пояснительная записка
Концепция
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Каждый ребёнок любит рисовать карандашом, красками, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке. Оказывается, их можно научить рисовать нитью.
Изображение нитью или изонитью – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
В процессе занятий изонитью формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторских умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность
Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кисти рук и уровнем развития речи детей дошкольного возраста. Занятия в кружке позволяют развивать мелкую моторику – а значит, улучшают память, развивают координацию движений, повышают работоспособность. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Цель
развитие творческих способностей и логического мышления у детей.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через досуговую деятельность;
- развитие слухового внимания, творческую активность, мышц кистей рук;
Коррекционно-обучающие:
- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с картоном, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, шилом).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.
Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 5-6 лет (старшая группа);
- 2 этап – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки на детей в соответствии с расписанием основной деятельности. Ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини – группой не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут – в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические: рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, вручение готовых работ родителям, подарков на празднике.
Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа)
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с картоном и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- вдевают нитку в иголку;
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вышивания на картоне.
После 2 этапа (подготовительная группа).
- работают с трафаретом;
- протыкают отверстия шилом;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
- бережное обращение с инструментами;
- поддержание порядка на рабочем месте;
- используют пооперационные карты;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание фонариков для гномиков;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчёт воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
- Учебно-тематический план
№ занятия | Тема. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15-16. 17-18 19. 20. 21. 22. 23-25. 26-27. 28. 29. 30-31 1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11-13. 14-16. 17-18. 19-20. 21. 22-24. 25-28. 29. 30. | 1 этап 5-6 лет СЕНТЯБРЬ Вводное. «Как работать безопасно». Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места. Практическое игровое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку. Определение лицевой и изнаночной стороны изделия. ОКТЯБРЬ Практическое занятие. «Заполнение нитью острого угла». Практическое занятие. «Превращение угла». Дополнить работу аппликацией Практическое занятие. «Заполнение нитью тупого угла». Практическое занятие. «Грибок» (шляпка – выполнить узор острого угла). НОЯБРЬ Практическое занятие. «Грибок». Дополнить работу аппликацией (ножка, травка). Практическое занятие. «Морковка». Обвести трафарет морковки и выполнить аппликацию ботвы Практическое занятие. «Морковка» (выполнить узор острого угла). Практическое занятие. Выполнение аппликации зонтика. ДЕКАБРЬ Практическое занятие. «Зонтик от дождя». Выполнить узор тупого угла. Практическое занятие. «Домик». Выполнение аппликации. Практическое занятие. «Домик» (крыша дома). Выполнить узор тупого угла. «Зонтик». Выполнить узор тупого угла. ЯНВАРЬ Практическое + теоретическое занятие. «Фонарик». Практическое + теоретическое занятие. «Ёлочка». ФЕВРАЛЬ Практическое занятие. «Ёлочка». Завершение работы. Практическое занятие. «Кораблик с парусом». Подарок папе. Выполнение аппликации лодочки. Практическое занятие. «Кораблик с парусом». Выполнить узор прямого угла. Практическое занятие. «Ваза». Подарок маме. МАРТ Практическое занятие. Завершение вышивания вазы. Анализ результатов. Практическое занятие. «Звезда». Заполнение узором прямых углов. АПРЕЛЬ Практическое занятие. «Кленовый лист». Подготовка выставки работ вместе с детьми. День презентации детских работ родителям. МАЙ Практическое занятие. «Полянка с одуванчиками». Коллективная работа Общее количество занятий на 1 этапе: 30. 2 этап 6-7 лет СЕНТЯБРЬ Совместная организация выставки (работы детей, воспитателя). ОКТЯБРЬ Практическое занятие. Завязывание узелка. Теоретическое + практическое занятие. «Заполнение окружности». Практическое занятие. Работа с трафаретом и шилом. НОЯБРЬ Практическое занятие. «Солнышко». Практическое занятие. «Солнышко». Завершение работы. Практическое занятие. «Снеговик». ДЕКАБРЬ Практическое занятие. «Снеговик». Завершение работы. Практическое занятие. «Мы милашки куклы-неваляшки». ЯНВАРЬ Практическое занятие. «Воздушные шары». ФЕВРАЛЬ Практическое занятие. «Цыплёнок». Подарок папе. Практическое занятие. «Одуванчики». Подарок маме. МАРТ Практическое занятие. «Одуванчики». Подарок маме. Завершение работы. Практическое занятие. «Лисичка-сестричка». АПРЕЛЬ Практическое занятие. «Девочка в нарядном сарафане». МАЙ Подготовка выставки работ вместе с детьми. День презентации детских работ родителям. Общее количество занятий на 2 этапе:30 |
- Содержание изучаемого курса
1 этап (5-6 лет)
1 занятие.
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, ножницах, карандаше, линейке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание её. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
2 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку. Безопасные действия с иголкой.
3 занятие. «Заполнение» нитью острго угла. Знакомство детей с выполнением одного из основных элементов изонити – заполнение угла. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот, не втыкали иглу в одежду, не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
4 занятие. Дополнить работу аппликацией
5занятие. «Заполнение» нитью тупого угла. Знакомство детей с выполнением одного из основных элементов изонити – заполнение угла. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот, не втыкали иглу в одежду, не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
6 занятие. «Грибок» - познакомить детей с техникой изонити. Научить отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).
7 занятие. Дополнить работу аппликацией.
8 занятие. «Морковка». Обвести трафарет морковки и раскрасить его.
9 занятие. «Морковка». Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение морковки. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).
10 занятие. «Зонтик от дождя». Выполнить аппликацию.
11 занятие. «Зонтик от дождя». Дополнить аппликацию куполом зонтика. Закрепить умение пользоваться иголкой.
12 занятие. «Домик». Выполнить аппликацию. Воспитывать аккуратность при работе с клейстером.
13 занятие. «Домик». Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома).
14 занятие. «Зонтик». Продумывать последовательность действий. Аккуратность и точность в работе.
15-16 занятие. «Фонарик». Вышивание фонарика для гномиков. Соблюдение правил безопасности труда. Сочетание ниток.
17 занятие. «Ёлочка». Используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой (ёлочкой). Совершенствовать умение работать изонитью.
18 занятие. «Ёлочка». Завершение работы.
19 занятие. «Кораблик с парусом». Подарок для папы. Выполнение аппликации лодочки. Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами.
20 занятие. «Кораблик с парусом». Продолжить обучение детей технике изонити, выполнить узор прямого угла.
21 занятие. «Ваза». Подарок для мамы. Предоставить возможность каждому ребёнку подобрать нитки.
22 занятие. «Ваза». Завершение работы. Оказать индивидуальную поддержку каждому ребёнку. Индивидуальный темп деятельности.
23-25 занятие. «Звезда» (изображение состоит из шести треугольников). Упражнять детей в выполнении правильного действия. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
26-27 занятие. «Закладка для книги». Изображение состоит из пяти углов. Предоставить возможность каждому ребёнку подобрать нитки. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому ребёнку обдумать путь, оценить результат работы.
2 этап (6-7 лет)
1 занятие. Совместная организация выставки вышивок (работы детей, воспитателей). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.
2 занятие. Завязывание узелка. Демонстрация действия воспитателем.
3-4 занятие. «Заполнение окружности». Знакомство детей с правилами и последовательностью работы над окружностями.
5 занятие. Работа с трафаретом и шилом. Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами.
6 занятие. «Солнышко». Продолжать учить детей выполнять окружности в технике изонити. Соблюдение правил безопасности труда.
7 занятие. «Солнышко». Завершение работы. Упражнение в выполнении правильного действия.
8-9 занятие. «Снеговик». Создание образа снеговика из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.
10 занятие. «Снеговик». Завершение работы.
11-12 занятие. «Мы милашки куклы-неваляшки». Создание узора из углов и окружности путём накладывания друг на друга. Совершенствование навыков работы в технике изонити.
13-15 занятие. «Воздушные шары». Научить детей выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины. Закрепить приобретённые навыки работы изонитью по трафаретам. Побуждать детей к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток).
16-17 занятие. «Цыплёнок». Подарок папе. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребёнку.
18-19 занятие. «Одуванчики». Подарок маме. Учить подбирать нитки, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.
20 занятие. «Одуванчики». Подарок маме. Завершение работы.
21-23 занятие. «Лисичка-сестричка». Учить создавать образ Лисички из разных по величине окружностей. Упражнять детей в выполнении действия.
24-27 занятие. «Девочка в сарафане». Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами.
- Методическое обеспечение программы
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приёмы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий.
Техническое оснащение:
1. Картон
2. Нитки-мулине
3. Именные контейнеры (на каждого ребёнка)
4. Иглы №3 (на каждого ребёнка)
5. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка)
6. Карандаш простой (на каждого ребёнка)
7. Игольница (на каждого ребёнка)
Дидактические материалы:
1. Подборка готовых вышивок
2. Образцы рисунков для вышивания
3. Трафареты
4. Иллюстрации вышивок
1 год
Тема, основные задачи | Формы работы | Интеграция с другими образовательными областями | |||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | |||
Непосредственно образовательная деятельность | В режимные моменты | ||||
Основы цветовой гармонии. -познакомить с группами цветов и типами цветовых гармоний по цветовому кругу или спектру. -учить правильно подбирать цветовую гамму при оформлении работы. -развивать эстетический вкус. | Рассматривание цветового круга. Дидактические игры: “Цвета”, “Форма и цвет”, “Цвета и краски”, “Навстречу радуге” Сергеева Т. “Цветик-разноцветик” Аппликация «Цветочная полянка» Рисование «Радуга» | Беседа «Тёплые и холодные цвета» Д/у «Подбери цвет» | Настольно-печатная игра «Цвета». Мозаика. Подвижные игры “Светофор”, “Найди свой домик”, “Цветные автомобили” «Краски» | Консультация «Дети и цвет» Папка-передвижка «Что необходимо знать о цвете» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Вводное «Как работать безопасно» -уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами; -воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. | Беседа «Правила хранения колющих и режущих предметов» Игра «Найди своё место» Ручной труд «Игольница» Чтение сказки «Хороший совет» Т.А.Шорыгина | Отгадывание загадок про колющие и режущие предметы. | Нарисовать и раскрасить ножницы, иголку, катушку с нитками, клубок. | Памятка для родителей «Как научить ребёнка работать с иголкой» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Практическое игровое занятие «Изонить – что это такое» -познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования нитью; -расширение кругозора детей; | Рассмотреть с детьми работы, сделанные в технике изонить. П/и «Кто скорее скрутит клубок» | Чтение сказки «В гостях у принцессы Иголочки» | Игра «Весёлые шнурочки», «Умная шнуровка» | Консультация «Как воздействует это искусство на ребенка» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Заполнение нитью острого угла» Знакомство с понятием угол -вспомнить с детьми понятие изонити; - найти отличия лицевой и изнаночной стороны. -научить выполнять узор острого угла(показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). -закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. -упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. | Беседа «Что такое угол?» Рассмотреть разные виды улов (острый. тупой, прямой). Познание «Геометрические фигуры» Аппликация «Составь узор из квадратов» | Д/и «Закрой фигуры» | Д/и «Геометрия для малышей», «Составь узор из геометрических фигур» | Научить детей завязывать узелок на нитке. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Грибок -закрепить понятие: угол, вершина, левая и правая сторона угла. -упражнять детей вдевать нить в иголку. | Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением грибов. Д/и «Что растёт в лесу» Д/и «Назови ласково грибы» Обобщение знаний детей о грибах. Аппликация из листьев «Грибы» Чтение сказки Сутеева «Под грибом» | Ситуативный разговор с детьми «Где растут грибы?» Отгадывание загадок о грибах. Игра на развитие памяти «Бабушка положила в лукошко…» | Игра в «Лото» с изображением грибов, в игры «Полное лукошко» и «Грибная полянка». | Создание папки-передвижки «Что ребёнок должен знать о грибах» Составление рассказа «Как я ходил в лес за грибами» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
|
«Морковка» -упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки). -научить закреплять нить после её окончания. -вспомнить названия овощей и их внешний вид. -повторить правила работы. | Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций, муляжей , натуральных овощей. Д/и " Что сажают в огороде" Обобщение знаний и представлений детей об овощах. Чтение стихотворения Барто A. «Морковный сок». Рисование - «Вкусные дары щедрой осени» Лепка - " Угощение для зайца" Аппликация – «Консервирование помидор, огурцов». | Беседа с детьми « Почему нельзя употреблять немытые овощи?» Отгадывание загадок об овощах. Обыгрывание сказки " Репка" | Д/и «Вершки, корешки». Д/и «Что где растёт?» Игра в лото «Овощи» | Экскурсия в магазин в «овощной отдел » Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из овощей фруктов и природного материала. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Зонтик от дождя» -продолжать учить работать с линейкой. - уметь определять угол изображения, измерять длину сторон угла, сравнивать их по длине. - развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с иглой. | Беседа «Вода в жизни человека». Опыты «Путешествие капельки». Ситуативный разговор «Почему пошел дождь, а не снег» Рисование - «Зонтик» Аппликация – «Разноцветные зонты». Чтение художественной литературы Г. Ладонщиков. стихотворение «Зонт». | Ситуативный разговор «Как прожить нам без воды» Беседа «Для чего нужен зонт» Д/и "Дождик" | П/и «Море волнуется раз…» | Заучивание с детьми пословиц и поговорок о воде | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Домик» -создать образ домика в технике изонити путём наложения углов друг на друга. -продолжить анализирование образца. -научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки. | Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением домов. Беседа «Из чего сделаны дома?»,« Кто строит дома?». Конструирование из конструктора «Мой дом». Аппликация «В нашем городе (селе) построен большой дом» Рисование «Дом, в котором ты живёшь» | Беседа «Один дома» Д/и «Я живу по адресу» | Игра со счетными палочками «Дом». с/р. игра «Дом» | Наблюдение за домами по дороге из детского сада домой. Нарисовать совместно с ребёнком «Дом мечты» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Фонарик» -упражнять детей выполнять круг в технике изонити. -продолжать закреплять навыки правильной работы с иглой. | Рассказ о возникновении праздника «Новогодней ёлки». Разместить в группе иллюстрации, фотографии, открытки с новогодней тематикой. Заучивание стихотворения З.Александровой «Елочка» Рисование «Новогодние поздравительные открытки» Лепка «Новогодние игрушки» Работа с бумагой и картоном «Елочные игрушки», | Беседа «Как делают новогодние игрушки». Побеседовать с детьми о том, как они готовятся к встрече Нового года в семье. | д/игра «Найди игрушку на елке по словесным подсказкам» на ориентировку в пространстве, «Волшебный сундучок». Д / игра «Сколько на елочке шариков цветных?» | Посетить отдел новогодних украшений в магазине. Принести новогоднюю игрушку для украшения новогодней ели в музыкальном зале. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Ёлочка» -учить выполнять узор, состоящий из трёх углов, разных по величине. -научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла. -закрепить умение самостоятельно подбирать цвет ниток. | Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением хвойных и лиственных деревьев. Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник». коллективная аппликация «Роняет лес осенний свой убор» лепка «Чудо - дерево » | Свободное общение: почему не нужно срезать и ломать ветки? как помочь раненому деревцу? Д/и "Загадай, мы отгадаем" Д/и "С какой ветки детки? " Д/и « Опиши дерево» по мнемокарте. | Д/и "Найди дерево по семенам". Д/и "Найди лист такой, как покажу"Подвижные игры: "Поймай листок", " Листопад" | Конкурс совместных работ детей и родителей из листьев. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Кораблик с парусом» -учить вышивать работу, состоящую из двух и более углов. -вспомнить правила при работе с иглой и ножницами. - продолжать учить подбирать цвет ниток лодки в зависимости от цвета фона картона. | Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением транспорта. Обобщение знаний и представлений детейо транспорте. Чтение А. Барто «Кораблик». Постройка из кубиков «Кораблик» . Рисование (лепка, аппликация) знакомых транспортных средств (машинка, самолет, кораблик). | Отгадывание и составление загадок по теме «Транспорт». Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен». Исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия). | Д/И: «Найди чем отличаются», « Почини машину», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?»Продуктивная деятельность (строительная игра с обыгрыванием постройки): «Корабль» Д/и «Летает, плывет или едет?» | Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к игре «Капитан корабля» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Птица» -вспомнить правила при работе с иглой и ножницами. - продолжать учить подбирать цвет ниток лодки в зависимости от цвета фона картона. -продолжать обучение техники изонити. | Рассматривание фото, иллюстраций, картинок с изображением птиц. Создание коллекции «Птицы нашего края» Чтение рассказа В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» Рисование «Птицы прилетели» Аппликация ( с элементами обрывной ) « Лебеди » | Отгадывание загадок о птицах Беседа «Птицы нашей местности» Развивающая игра «Справочное бюро» (интересные факты из жизни птиц). | Д/и «Живой круг» (перелётные – зимующие) Д/и «Какая птица лишняя»-работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую. Игра-соревнования «Кто больше назовёт разных птиц» | Предложить родителям совместно с детьми изготовить скворечники и разместить их на участке | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Ваза» -продолжать обучение техники изонити. -уметь анализировать рисунок на лицевой стороне работы. -упражнять детей в выполнении работы с большим количеством отверстий. -учить терпению, уметь радоваться полученному результату. -учиться дополнять работу аппликацией. | Рассматривание фото, иллюстраций, картинок с посудой. Обобщение знаний и представлений детей о посуде. Заучивание: отрывка из «Федорино горе» К.И. Чуковский Лепка « Ваза для фруктов», Аппликация «Украсим вазу цветами» Рисование «Пир на весь мир (по мотивам гжели) Оригами – «Стаканчик» | Отгадывание загадок о посуде. Свободное общение «История создания предметов посуды». Дидактическая игра на различие предметов посуды из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, глина). | Д/игры «Опиши не называя», «Что для чего?» ( сахарница для сахара…), «Магазин посуды» ( составление из частей целого). Д/и «Разложи по полочкам» ( макет кухни и 10 предметных картинок). | Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Сказки посудной лавки» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Ракета -упражнять в выполнении изонитью острого угла. -продолжать самостоятельно закреплять нить после завершения работы. -повторить правила при работе с иглой. | Рассматривание иллюстраций, картинок, беседы о Космосе, космонавтах. Конструирование из бросового материала, бумаги, разного вида конструктора «Ракетостроители», Рисование. «Ракета летит к звездам» Лепка « Космонавты на Луне» Аппликация «Космическая ракета» | Проблемная ситуация (отсутствие притяжения) «Как вырастить цветок в космическом корабле» «Как поесть, как вымыться космонавту на космическом корабле» | Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» настольно - печатных игр о космосе: "Космос", "Путешествие на Луну" | Рассматривание и чтение энциклопедий о космосе | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Звезда» -научить детей соединять расположенные в разном направлении углы, создавать образ человека в длинной одежде. -совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов. -развивать умение подбирать цвет ниток. | Рассказать детям о тайнах звёздного неба”. Дать детям первоначальные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии Коллективное рисование "Карта звездного неба" Коллаж «Мерцание звезд» | Беседа «Тайны звёздного неба» | Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» | Наблюдение за небом, звёздами, луной, сменой дня и ночи. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Закладка для книги» -закрепление навыка выполнения углов на узкой полосе картона (расстояние между отверстиями 0,7 см). -продолжать закреплять навыки закрепления нить с обратной стороны закладки. | Рассматривание различных книг. Беседа о книгах «Какие бывают книги». «Экскурсия в библиотеку» (центр книголюба в группе). Рисование «Мой любимый сказочный герой». Лепка «Лягушонка в коробчонке» | Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности, как вести себя в библиотеке. | Дид. игра «Собери сказку». С/Р игра «Библиотека». | Консультация для родителей «Как и что читать детям» ( как работать с книгой, как провести беседу по содержанию прочитанного). | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Выставка детских работ «Волшебная ниточка» Цель: показать родителям чему мы научились в течении года |
2 год
Тема, основные задачи | Формы работы | Интеграция с другими образовательными областями | |||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | |||
Непосредственно образовательная деятельность | В режимные моменты | ||||
Повторение. Ножницы, катушки – это не игрушки. -уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами; -воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. | Беседа «Правила хранения колющих и режущих предметов» Игра «Найди своё место» Ручной труд «Сундучок для ниток» Аппликация «Катушка с нитками» Рисование «Принцесса Иголочка» | Отгадывание загадок про колющие и режущие предметы. | Д/и «Четвёртый лишний», Д/у «Подбери цвет», Настольно-печатная игра «Цвета». | Провести с детьми беседу о правилах безопасного обращения с колющими и режущими предметами. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Повторение. Шапочка-колпак для клоуна -совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов. -развивать умение подбирать цвет ниток. | Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением цирка. Чтение С. Михалков «Цирк» Рисование «Весёлый клоун» Лепка «На арене цирка» | Загадки о цирке, цирковых профессиях, цирковых животных Игры на развитие памяти «Что изменилось?» «Кто работает в цирке?» «Попугайчики» | Д/и «Найди цирковых животных» Н/и «Зоологическое лото» Д/и «Кто где живёт?» Д/и «Кто здесь лишний?» | Подобрать иллюстрации, картинки, информацию о цирке. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Знакомство с понятием окружность -научить детей выполнять окружности в технике изонити. -познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями. -развивать усидчивость, старательность, умение довести дело до конца. | Беседа «Что такое окружность?», «Что такое хорда? » Рисование пластилином круга. Аппликация «Составь узор из кругов» Обыгрывание рус. нар. сказки «Колобок» для малышей. | Игра на внимание «Найди всё круглое» | Настольная игра «Геометрия для малышей» | Приготовить атрибуты для обыгрывания сказки «Колобок» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Солнышко -научить детей выполнять окружность с двумя хордами разной длины. -закрепить приобретённые навыки завязывания узелков и вдевание нити в иголку. | Беседы:«Какого цвета солнце?», «Если не было солнышка» Наблюдение за погодой: Где прячется солнышко? Рисование «Наше единственное Солнышко» Конструирование «Геометрическое Солнышко» Аппликация «Солнечные лучики» Чтение К.И.Чуковский «Краденое солнце» | Опыты: - нагревание предметов -сушим бельё - испарение воды -выцветание цветной бумаги | Рассказывание стихов, потешек о солнце. Игры с солнечным зайчиком. | Папка-ширма «Что такое Солнце?» Наблюдения -через стекло за солнцем - за солнечным зайчиком -как солнце прячется за тучки -тепло на ладонях | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Снеговик - Создать образ снеговика из разных по величине окружностей. -упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити. -развивать координацию движений рук под контролем глаз. | Картины с изображением разных признаков зимы, зимние пейзажи, детские рисунки. Лепка «Мы слепили снеговиков», Рисование «Зимние забавы», Аппликация «Снеговик»(из ниток) Чтение художественной литературы «Морозко» | Отгадывание загадок на зимнюю тему. Игра-путешествие «В гости к Зиме» П/и «Два Мороза» Д/у «Выбери признаки зимы» | Дидактические игры «Кто как зимует?»,«Четыре времени года» Дидактическое упражнение «Назови действие» | Конкурс среди родителей на лучшую поделку «Снеговик». | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Мы милашки куклы-неваляшки -учить создавать образ неваляшки из окружностей разной величины и хордами разной длины. -воспитывать эстетический вкус. -прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности(навык рисования). | Беседа с детьми «Истории об игрушках» Аппликация «Веселые неваляшка». Рисование «Моя любимая игрушка» Чтение «Непослушна кукла» Т.Крюкова | Беседа с детьми «Что будет, если не ухаживать за игрушками, не беречь их?» П/и «Мяч скорее мне бросай и игрушки называй» | Сюжетно-ролевая игра «Поездка в Детский мир» Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек» Дидактическое упражнение «Назови лишний предмет» | Изготовление книжки - малышки «Моя любимая игрушка» совместно с родителями дома | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Воздушные шары -упражнять детей выполнять круг в технике изонити. -развивать координацию движений рук под контролем глаз. | Рассмотреть с детьми воздушный шарик (из чего сделан, для чего нужен ). Опыт с воздушными шарами. Чтение стихов про воздушный шарик. Рисование «Воздушные шары» Аппликация «Воздушный шарик » | Ситуативный разговор «Как нужно обращаться с воздушным шариком». Упражнение «Воздушный шар» | Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик». Игры детей с воздушными шариками. | Сделать совместно с ребёнком поделку из воздушных шаров. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Цыплёнок» подарок папе -создать образ птиц из кругов и углов разных величин. -совершенствование навыков работы в технике изонити. -воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. | Рассматривание картин: «Скотный двор» Рассматривание альбома с иллюстрациями домашних животных с детёнышами. Рисование «Цыплёнок» (тычком), Лепка «Курица с цыплятами», Аппликация «Цыплёнок», Чтение «» | Беседа «Домашние любимцы» Д.и. «Найди пару» Подвижные игры "Коршун и наседка" | Д/и «Собери семью» И/у «Найди маму» И/у «Кто за забором» | Создание фото вернисажа «Моё любимое животное» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Одуванчики» подарок маме -научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности. -совершенствование навыков закрепление нити на изнаночной стороне. Умение правильно пользоваться иголкой, определять лицевую и изнаночную стороны картона. | Целевое наблюдение «Первые весенние цветы». Рисование «Весенний букет», Аппликация «Весенние первоцветы» Чтение стихов о цветах | Беседа «Пришла весна» Игра «Путешествие на луг» Отгадывание загадок о цветах. Дидактическая игра «Садовник», « Собери лепестки цветка из оттенков» | Игра с мячом «Я знаю пять цветов» Д/у «Кто больше подберет слов для описания цветка?» «Четвертый лишний» Игры с мячом «Цветочные названия» | Создание совместно с родителями альбома «Весенние первоцветы» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Лисичка-сестричка» -создать образ лисички из овалов и углов разных величин. -закрепление навыков по выполнению овалов и углов в технике изонити. -развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. | Беседа с детьми «В гостях у бабушки Арины» (какие бывают сказки) – воспитывать любовь к русским народным сказкам. Рисование по сказке «Лисичка-сестричка и волк», Лепка Аппликация (мозаика) Чтение «Лисичка-сестричка и волк» | Привлечь внимание к чтению сказок русских и зарубежных писателей. Упражнять в выразительности движений «Угадай героя»; | Настольные игры «Из какой это сказки?», «Назови сказку», «Пазлы» Подвижные игры «Хитрая лиса» Д/и «Сложи сказку», «Из какой сказки герой?», | Нарисовать совместно с ребёнком любимую сказку, сказочного героя. | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
«Девочка в сарафане» -научить детей соединять расположенные в разном направлении углы, создавать образ человека в длинной одежде. -совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов. -развивать умение подбирать цвет ниток. | Рассматривание фото, картинок, иллюстраций с изображением одежды. Беседа о процессе изготовления одежды в прошлом и в настоящее время. Чтение рус. нар. сказки «Рукавичка» Продуктивная деятельность Рисование «Роспись платья» Аппликация из ткани «Красивая салфетка». | Беседа с детьми «Как правильно одеваться в холодную погоду» Игра –соревнование «Кто быстрее оденет куклу Машу». Отгадывание загадок об одежде. | Обводка, штриховка, вырезание силуэтов одежды. И/у «Поможем Тане и Ване одеться» И/у «Из чего какой?» Дид. игры: «Бабушка положила в чемодан», «Что исчезло?» | Экскурсия с родителями в магазин «Одежда» | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие |
Выставка детских работ «Гостиная творчества» Цель: показать родителям чему мы научились в течении года |
- Список литературы
1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014г., 280 стр.
2. Филичева Т. В., Чиркина Г. Б. Программа обучения и воспитания детей в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993г. 103 стр.
3. Гусарова Н. Н. «Техника изонити для дошкольников». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008г., 48 стр.
4. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2002г., 128 стр.
5. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г., 160 стр.
- Критерии освоения программы детьми
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками воспитатель фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирование индивидуальной поддержки детей.
При подведении итогов на первом этапе (старшая группа) выявлены следующие результаты. (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Содержание деятельности | Количество детей, овладевших содержанием деятельности | ||
Сентябрь 2019 года | Май 2020 года | ||
1. | Умение принять цель деятельности. | ||
2. | Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла. | ||
3. | Организация рабочего места, выбор материалов и инструментов, уборка рабочего места. | ||
4. | Вдевание нитки в иголку. | ||
5. | Интерес к вышиванию. | ||
6. | Изображение углов в технике изонити. |
Данные таблицы 1 используются при определении, по итогам каждого этапа, уровне основания ребёнком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М. В.), см. таблицу 2.
Таблица 2.
Уровни | 2019-2020 1 этап (5-6 лет) | 2020-2021 2 этап (6-7 лет) |
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. | ||
Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. | ||
Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность, освоение позиции субъекта, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. |