Адаптация ребенка к детскому саду
статья

Манцинова Лилия Александровна

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду

Мероприятия по подготовке ребенка к посещению детского сада:

  • максимальное приближение режима дня ребенка в семье к распорядку дня в детском саду
  • беседы с ребенком о том, как много интересных занятий, игр и праздников в детском саду
  • совместные с ребёнком наблюдения за прогулками детей в детском саду
  • сюжетные игры с ребенком в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон) до игр и образовательной деятельности
  • предоставление ребенку в этот период большей самостоятельности, возможности побыть какое-то время без родителей (например, с бабушкой или дедушкой, посещение детского центра и т.д.)

Условия успешной адаптации:

  • подготовка ребенка к началу посещения ДОУ в семье до поступления в детский сад
  • согласованность действий родителей и воспитателей
  • единство подходов к детям в семье и в дошкольном учреждении.

Для многих детей 1 сентября станет первым днем в детском коллективе. И это очень сложный этап как для ребенка, так и для родителей. Однако даже самый домашний ребенок достаточно быстро адаптируется к детскому саду, если его подготовить заранее.

Начало посещения детского сада для ребенка любого возраста - сложный стрессовый период, в течение которого происходит перестройка отношений с окружающими людьми, изменение привычных форм жизни:

  • отделение от семьи: мамы и папы (брата, сестры)(резкое уменьшение персонального внимания именно к нему)
  • особенности нового пространственно-предметного окружения (группа детского сада, музыкальный зал и т.д)
  • приобретение себя в новой роли (тихони или шалуна; ведущего или ведомого)
  • появление в жизни ребёнка новых взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, специалисты детского сада)
  • вступление в детский коллектив (где ему придется искать друзей, строить отношения со сверстниками)
  • новые дисциплинарные требования (соблюдение режима)

Как правильно вести себя с ребенком при расставании?

  • начинайте новую жизнь постепенно. В первые дни водите ребенка в сад на несколько часов, постепенно увеличивая время. Для детей ясельной группы желательно прибавлять по одному «режимному шагу» в неделю (например, неделю вы ходите в ясли на 2 часа, в понедельник вы тоже приходите на 2 часа, а со вторника прибавляете «режимный шаг», например прогулку). В первую неделю ребенку необходимо усвоить, что, если мама ушла, она обязательно вернется в обещанное время.
  • ни в коем случае не обещайте малышу, что уйдете на минуточку и сейчас же вернетесь! Этим вы обрекаете его на напряженное ожидание в течение всего дня, к тому же это вызовет глубокие переживания, возможно, его истерику, может сильно травмировать. Но главное — это вызовет серьезные проблемы в ваших будущих взаимоотношениях. Ребенок поймет, что вам нельзя доверять, что вы можете обмануть его, предать, бросить.
  • прощайтесь с крохой как можно быстрее, чтобы меньше травмировать детскую психику. Пока вы рядом, ребенок надеется на то, что вы его не оставите.
  • представления о временных интервалах у маленьких детей достаточно условны, малыш будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если вы скажете: «Ты покушаешь, поиграешь, погуляешь с ребятами, и я приду».

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Симптомы трудной адаптации:

  • нарушение эмоционального состояния ребенка (напряженность, беспокойство или заторможенность)
  • беспричинный плач
  • стремление к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, отстранение от общения
  • затруднённое взаимодействие со сверстниками
  • нарушение сна
  • снижение аппетита
  • изменение стула
  • утрата навыков самообслуживания
  • болезненное, бурное протекание разлуки и встречи с родными (не отпускает родителей, долго плачет после их ухода или при встрече)
  • изменения в двигательной активности, которая либо падает до «заторможенного» состояния, либо возрастает до уровня «гиперактивности»
  • регрессия речи
  • общая подавленное состояние

Наличие у детей навыков  облегчающих адаптационный период:

  • одеваться и раздеваться / обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослого
  • застегивание пуговиц и завязывание шнурков
  • складывать свою одежду
  • знать назначение некоторых предметов и их местонахождение
  • выполнять поручение из двух-трех действий
  • уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем
  • уметь пользоваться носовым платком
  • регулировать свои физиологические потребности
  • самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, пользоваться салфеткой
  • не мешай за столом другим
  • говорить слова благодарности, здороваться и прощаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...