Кружок "Оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «КАПЕЛЬКА» Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Оригами»
Автор программы:
Воспитатель Давыдова Наталья Валерьевна
Срок реализации: 1год.
Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Ожидаемые результаты
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательных областей
2.2.Методы работы с детьми
2.3.Тематический план на 1 год обучения
III. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
3. 2.Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
3.3. Наличие печатных образовательных ресурсов
IV. Приложение.
4.1. Календарно – тематическое планирование
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия в кружке «Страна оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Программа “ Страна оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Значение оригами для развития ребенка:
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.
Воспитывающие:
1.Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.
1.3 Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны: -ориентироваться на листе бумаги; - научиться различным приемам работы с бумагой; - складывать лист бумаги пополам; - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка; - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательных областей
1. социально-коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
2.2.Методы работы с детьми
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
2.3.Тематический план на 1 год обучения
Дата | Тема | Количество занятий теория и практика |
Октябрь | «Бабочка и лягушка» «Отгадай загадку» (заяц, птица) «Черепашка» «Журавлик» | 4 |
Ноябрь | «Забавные зверушки» «Тюльпан для мамы» «Лодочка» «Гном» | 4 |
Декабрь | «Символ года» «Бантик-бабочка» «Новогодние украшения» «Дед Мороз» | 4 |
Январь | «Волшебные превращения стрелы» «Новогоднее панно» «Гном» «Прыгающая лягушка» | 4 |
Февраль | «Парусник» «Скоро день защитника Отечества» «Сердечко» «Двухтрубный кораблик» | 4 |
Март | «Мамин праздник» «Составь картинку» « Ромашка для мамы «Волшебные превращении» | 4 |
Апрель | «День космонавтики» «Грач» «Ракета» «Автомобиль» | 4 |
Май | «Вертушка» «Моя любимая игрушка!» «Парусная лодка» «Кувшинка | 4 |
Итого: | 36 | |
III. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
Программа «Страна оригами» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность НОД 30 минут .
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 |
Количество часов в месяц | 2 |
Общее количество часов в год | 18 |
Возраст детей | Время занятий | Количество занятий | |
В месяц | В год | ||
6-7 лет | 30 минут | 4 | 36 |
3. 2.Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
№ п/п | Перечень средств обучения | Количество |
1 | Магнитная доска (с магнитами) | 1 |
2 | Схемы поэтапного складывания | 28 |
3 | Бумага белая | |
4 | Бумага разноцветная односторонняя | |
5 | Бумага разноцветная двусторонняя | |
6 | Набор цветных карандашей | 10 |
7 | Ножницы | 10 |
8 | Набор фломастеров | 10 |
9 | Клеенки | 10 |
10 | Клей-карандаш | 10 |
11 | Картотека загадок | 2 |
12 | Картотека художественного слова (стихи) | 1 |
3.3. Наличие печатных образовательных ресурсов
1.Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» Москва Айрис пресс 2004
2.Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва Айрис пресс 2004
3.С.Ю. Афонькин и Е.Ю. Афонькина «Уроки оригами» Аким 1996
4. С.Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» обруч Москва 2010г.
IV. Приложение.
4.1. Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
Месяц | Тема | Цель занятия |
Сентябрь | «Давайте поиграем» | Заинтересовать работой с бумагой. Познакомить со свойством-сминаемость. Учить делит квадрат на разное кол-во равных частей.Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность. |
«В некотором царстве, в бумажном государстве… | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с историей искусства оригами. | |
Октябрь | «Бабочка и лягушка» (треугольник) | Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. Познакомить с базовой формой –треугольник. |
«Отгадай загадку» (заяц, птица) | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывание по диагонали; развивать глазомер. | |
Ноябрь | «Забавные зверушки» | Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. |
«Тюльпан для мамы» | Учить детей изготовлению тюльпана в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук. | |
Декабрь | «Символ года» (собака) | Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. |
«Бантик -бабочка» | Познакомить с базовой формой –прямоугольник.Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. | |
Январь | «Волшебные превращения стрелы» | Познакомить с базовой формой –стрела, научить трансформировать ее в другие поделки. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. |
«Новогоднее панно» | Учить детей создавать композицию из фигурок. Закреплять навыки работы с поэтапными картами. | |
Февраль | «Парусник» | Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. |
«Скоро день защитника Отечества» | Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины, побуждать сделать им приятное. | |
Март | «Мамин праздник» | Учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Познакомить с разными вариантами оформления открыток. Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. |
«Составь картинку» | Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы-составление картинок к стихам. Развивать творческие способности, воображение. | |
Апрель | «День космонавтики» | Уточнить знания детей о празднике «день космонавтики». Продолжать учить преобразовывать одну фигурку в другую, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность. |
«Грач» | Познакомить с новой базовой формой – рыба. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | |
Май | «Вертушка» | Учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника, используя схемы. Продолжать учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке. |
«Моя любимая игрушка!» | Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. |