Игры со счетными палочками
материал по конструированию, ручному труду

Рудякова Наталия Алексеевна

Счетные палочки для изучения математики с детьми дошкольного возраста

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

 

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

 

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

 

г) сложите такую лодку:

 

д) сложите такую вазу:

 

е) сложите такую конфету:

 

ж) сложите телевизор:

 

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

 

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

 

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

 

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

 

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

 

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

 

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

 

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

 

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

 

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

 

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_teney.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по развитию речи  в

средней   группе на

тему:“Волшебный мир теневого театра: постановка сказки «Теремок»”

Цель: Формирование творческой личности посредством театральной деятельности.

Задачи:

  • Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания.
  • Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учиться сопереживать и понимать героев сказки.
  • Развивать внимание, воображение, память, творческие способности.

Планируемые результаты: Формировать основы развития связной речи;сочетать в роли движения и текст, развивать чувства партнерства.

Виды деятельности: театрализованная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Материал: Ширма, фигуры теневого театра, прожектор, маски героев сказки. .

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид деятельности детского творчества.

Театральные игры являются важнейшим фактором стимулирующим развитие у детей связной речи.

Существует много видов театрализованной деятельности: «Кукольный театр, театр - пальчик, театр би-ба-бо, теневой театр и т.д.»

Мы хотим представить Вам волшебный мир теневого театра и показать Вам сказку «Теремок».

Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей (под музыку «В гостях у сказки»)

В.:     Тише детки проходите!

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем и покажем.

Стук в дверь.

В.: Ой, ребята, а кто же это может быть?

---Здравствуйте, Вам посылка, примите.

В.: спасибо, до свидания. Ребята от кого же эта посылка?

От бабушки – сказочницы. Что же там может быть? (достаю)

Ребята, это герои сказки. Обратите внимания на этих героев, что в них не обычного. А почему они черного цвета, как вы думаете?

(Ответы детей)

В.: Ребята, этих героев используют в особом театре, который называется ТЕНЕВЫМ. При помощи специального освещения наши герои оживают за ширмой. (???)

Но перед тем как начать нашу сказку поиграем в театральную физминутку  «Теремок»

Наш весёлый теремок, он не низок не высок

В нем лягушка прыг да прыг

И лисичка ходит тихо

А волчок тянет носок

Наш зайчишка скок до скок,

Мышка же с платочком пляшет,

А медведь закрыл замок, сторожит он теремок.

В.: А сейчас занимаем свои места «Приготовьте ушки, глазки начинаем нашу сказку».

(Начало сказки)

Автор:  Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась спрашивает.

Мышка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Автор:  Никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Вот по полю лягушка-квакушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:  Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я Лягушка-квакушка. По кочкам скакала случайно ваш домик увидала.

Мышка:  Иди ко мне жить.

Автор:Стали жить они вместе.

Бежит мимо Зайчик-побегайчик. Увидел теремок, постучал и спрашивает.

Заяц:Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка. А ты кто?

Заяц:Я Зайчик-побегайчик. К вам бежал издалека по лесной дорожке.

Лягушка: Иди к нам жить.

Автор:И стали они жить вместе. Идет мимо Лисичка-сестричка.

Постучала в дверь и спрашивает.

Лиса:       Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:   Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц:Я Зайка-побегайка. А ты кто?

Лиса:        Я Лисичка-сестричка.

Заяц:        Ступай к нам жить.

Автор:     И стали они жить вместе.

Прибежал Волк - зубами щелк и спрашивает.

Волк:       Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:   Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц:        Я Зайка-побегайка.

Лиса:        Я Лисичка-сестричка.А ты кто?

Волк:        А я Волк–зубами щелк.

Лиса:        Иди к нам жить.

Автор:     Стали они жить вместе.

В тереме живут, песенки поют.

Вдруг идет мимо Медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел.

Медведь:  Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:   Я Мышка-норушка.

Лягушка:  Я Лягушка-квакушка.

Заяц:         Я Зайка-побегайка.

Лиса:        Я Лисичка-сестричка.

Волк:        Я Волк–зубами щелк.А ты кто?

Медведь:  А я Медведь косолапый.

Волк:        Иди к нам жить.

Автор:      Медведь лез- лез, лез-лез, ни как влезть в теремок не может и говорит.

Медведь:  Я лучше на крыше жить буду!

Автор:      Полез медведь на крышу, только уселся и « трататах» -  развалился теремок. Еле-еле звери успели выбежать.

Медведь:  Простите меня звери, давайте новый теремок построим. В котором всем места хватит.

И построили звери новый теремок. И стали жить все дружно и  весело.

В.: Со сказкой жалко нам прощаться,

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать.

Ребёнок:Артистами ребята побывали

И сказку, вы, ребята, показали.

Артисты, зрители – все были хороши!

Похлопаем друг другу от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с счетными палочками

Материалл для развития мелкой моторики пальцев....

Игры со счетными палочками

В материале помещены игры с готовыми таблицами для них.  Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-голов...

Игры с счетными палочками.

Игры с счетными палочками.Счетные палочки.. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а  для школьных занятий. А...

Презентация "Развивающая игра со счетными палочками"

Играя со счетными палочками ребенок упражняется в составлении геометрических фигур, анализирует и обследует их зрительно-осязаемым способом. Игра способствует: - развитию логического м...

Игры со счетными палочками

Данные игры направлены на развитие мелкой моторики рук....

Игры со счетными палочками. Стишки на каждый звук

Здесь представлен материал для автоматизации звуков, а также изображения предметов из счетных палочек...