Детское конструирование
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Полунина Наталья Олеговна

 Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1852» дошкольное отделение №2

«Разностороннее развитие личности дошкольника через детское конструирование».

                                                               

                                                           

                                                              Воспитатели: Полунина Н.О.

                                                                                     Евтеева А.Ю.

                                                                                        Иванкина Н.Н.

                                                                                              Ребрантова Т.И.

Москва, 2017г.

ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Личности — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие  личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев, Э.А.Фаранонова и др.). Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

  1. Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
  2. Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
  3. Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
  4. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
  5. Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Детское конструирование

Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

 Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Виды конструирования

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из строительных наборов
  • Конструирование из конструкторов
  • Конструирование из природного материала
  • Конструирование из бросового материала
  • Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика)

По содержанию:

  • Реалистичное конструирование
  • Стилизованное
  • Абстрактное

По характеру деятельности детей:

  • Индивидуальное
  • Коллективное

По назначению:

  • Конструирование, имеющее практическое назначение
  • Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение

Материалы и оборудование

Нужно отметить, что материалы, относимые к таким видам как бумага, природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные только для конструирования материалы - это строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном  разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.  

Конструкторы

Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

  • Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать)
  • Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определённых видов построек)
  • Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования)

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приёмы конструирования:

  • закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);
  • соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
  • приклеивание (обучение с раннего возраста);
  • заклеивание (обучение с младшей группы);
  • склеивание (обучение с младшей группы);
  • пришивание (обучение со старших групп);
  • прокалывание (обучение со старших групп);
  • закручивание (обучение со старших групп);
  • зажимание (обучение со средней группы);
  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
  • сложение (обучение с младшей группы);
  • разворачивание (сворачивание);
  • скручивание (раскручивание);
  • обматывание (обучение со старших групп);
  • примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Выводы

Изучив литературу по данной теме, запросы и пожелания родителей (законных представителей) воспитанников, учитывая приоритетные направления образовательной деятельности нашего дошкольного отделения, было решено:

  • Педагогическим коллективом дошкольного отделения №2 группы №7: Полуниной Н.О., Евтеевой А.Ю. разработать программу дополнительного образования детского конструирования с помощью конструкторов LEGO;
  • Педагогическим коллективом дошкольного отделения №2 группы №1: Иванкиной Н.Н., Ребрантовой Т.И. разработать программу дополнительного образования с помощью плоскостного конструирования.

Список используемой литературы:

1.Конструируем, играем, учимся: Учебное  пособие.М.,2006.

2.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности 0308 «Дошк. воспитание» /Т.С.Комарова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

3. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.

4.Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Шайдурова, Н.В.  М., 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1852» дошкольное отделение №2 «Р азвитие системы дополнительного образования. Активизация освоения новых педагогических технологий» Воспитатели : Полунина Н.О. Евтеева А.Ю. Иванкина Н.Н. Ребрантова Т.И. Москва, 2017г.

Слайд 2

Задачи на 2017 - 2018 учебный год: Повышать профессиональную компетентность педагогических работников с учетом требований ФГОС ДО и возможностей образовательного пространства дошкольных групп ; развивать систему дополнительного образования; активизировать освоение новых педагогических технологий, инновационных образовательных программ. Совершенствовать работу по патриотическому воспитанию в рамках Года Экологии; формировать у дошкольников духовно-нравственные ценности на основе культурных традиций российского общества. Формировать у дошкольников семейные ценности, основанные на здоровом образе жизни через реализацию игровых проектов, сохранение и укрепление здоровья детей, совместную деятельность с семьями воспитанников.

Слайд 3

Д етское конструирование Конструирование - (от латинского « соnstruerе ») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Слайд 5

Палочки Кюизенера Задачи: познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. осваивать прямой и обратный счет. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания. научить делить целое на части и измерять объекты. развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.). развивать логическое мышление, внимание, память. воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 6

Строим из LEGO Задачи: закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу; обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.; развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей. развивать творческие способности и логическое мышление детей; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское конструирование и формы его организации

Под детским конструирова­нием подразумевается создание раз­ных конструкций и моделей из стро­ительного материала, деталей кон­структоров, изготовление поделок из бумаги, картона, разли...

Папка - передвижка "Детское конструирование - что это такое?"

В папке передвижке отображен материал для родителей. Кратко описан вид деятельности детей - конструирование, конкретно - детское конструирование. Чем конструирование привлекает детей? В нем дети дошко...

Детское конструирование

Существуют различные типы конструирования...

«Роль детского конструирования в развитии ребенка». Консультация для родителей.

Термин «конструирование» (от латинского слова сопз1гаеге) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детск...

Доклад на тему: «Детское конструирование».

Другим видом конструктивного творчества является конструирование.Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, эле...