Консультация «Возрастные особенности детей с ЗПР 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

ЕпифанцеваИрина Николаевна

Развитие детей с задержкой психического  развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_s_zpr_4.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет

Развитие моторики

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам

  Движения рук и ног хорошо координированы.

  Ребенок самостоятельно бегает по кругу (сохраняет траекторию движения, при ходьбе держит голову прямо.

  Может ходить по доске / скамейке (высота 30 см, ширина 20 см)

  Движения пальцев рук четко координированы, ребенок свободно рисует линии в горизонтальном и вертикальном направлениях.

  При ходьбе зачастую опускает голову, движения рук и ног недостаточно координированы.

   При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребенок пытается ходить боком, приставляя ноги.

   Движения пальцев рук слабо координированы, особенно выражена недостаточность развития мелкой моторики.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам

  Знает названия цветов и оттенков, использует их в процессе рисования и конструирования. Знает названия основных геометрических фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке.

   При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части и свойства.

    Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника.

    Знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но недостаточно использует их в процессе творчества (часто использует 1-2 цвета).

    При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недостаточное развитие ориентировочной основы деятельности.

    Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но затруднена ориентировка в сторонах тела собеседника.

Интеллектуальная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам

  Считает до пяти и умеет сравнивать количества.

  Формирует обобщающие понятия: «мебель», «транспорт», «овощи», «фрукты» и пр.

   Устанавливает причинно-следственные связи в рассказе, пересказывает сюжет, выделяет существенное звено.

   Речь фразовая, грамматически оформлена правильно

   Порядковый счет сформирован, но возникают затруднения при сравнении количеств.

   Пересказ, воспроизведение сюжета доступны только с помощью наводящих вопросов.

   Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи.

Поведение

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам

    У ребенка уже сформировано умение подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива.

    Наблюдаются признаки ответственности за порученное дело, стремление быть полезным.

   Ребёнок овладевает правилами взаимоотношений.

   Может подчинять свои желания требованиям взрослых, но возможны аффективные реакции (негативизм, упрямство, протест и пр., особенно при переутомлении).

    Недостаточно владеет правилами взаимоотношений с окружающими, возможны проявления эгоцентризма, эмоциональная аффективность, агрессивность

Навыки

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок (убирать за собой игрушки, посуду со стола).

    Самостоятельно одевается, застегивает мелкие пуговицы, завязывает шнурки.

    В целом правильно пользуется предметами домашнего обихода, но не проявляет инициативы для соблюдения порядка.

     Может самостоятельно одеваться, но часто надевает одежду задом на перёд, надевает обувь не на ту ногу, затрудняется в застегивании пуговиц и пр.

Возрастные особенности развития детей с ЗПР 5-6 лет

Развитие моторики

    Движения детей становятся более энергичными, уверенными и точными, приобретают легкость и изящество.

   Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов замахиваются.

   Ребенок может ловить одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы.

    В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений.

    Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину.

     Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено.

    Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития

к 6 годам

Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый).

Составляет ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета.

Дети с ЗПР

В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами.

Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывает существенные трудности при составлении ряда из предметов разной величины.

Интеллектуальная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития

к 6 годам

Умеет считать в пределах 10, отсчитывает по два предмета.

Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне.

Формируется понятие деления предметов на разные части.

Называет последовательно дни недели, времена года.

Сформированы видовые и родовые представления

Составляет последовательные умозаключения по картинкам (2-4 картинки).

Пересказывает текст рассказа, сказки.

Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений.

Словарный запас разнообразен, речь фразовая, без косноязычия.

Дети с ЗПР

Может считать, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов.

На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов.

Знает времена года, дни недели, считает их, но родовые и видовые представления сформированы недостаточно.

Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога.

У большинства детей затруднен пересказ сюжета сказки, в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка.

Игровая деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития

к 6 годам

Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры.

Дети с ЗПР

Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию.

Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

Поведение

Целевые ориентиры нормотипичного развития

к 6 годам

Согласует свои действия с другими детьми.

Сознательно выполняет правила поведения. При выполнении правил поведения следит за другими детьми.

Дети с ЗПР

Может проявлять несдержанность эмоций.

При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача.

Затруднено выполнение правил поведения.

У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками.

Навыки

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам

Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе.

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

Возрастные особенности детей с ЗПР 6-7 лет

Развитие моторики

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам

Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде.

Учатся плавать, играть в бадминтон, теннис.

Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью.

Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться пилой и молотком.

Выполнение мелких движений затруднено.

При обучении езде на велосипеде испытывают трудности, отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам

Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство.

Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы действий, без предварительной ориентировки в задании.

В целом характерно упрощение конструктивной и изобразительной деятельности.

Интеллектуальная деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам

Решает простые задачи со сложением и вычитанием.

Правильно дифференцирует количество, независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов.

Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы.

Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки.

Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено.

Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы.

Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст.  Затруднено решение задач без опоры на наглядность.  Порядковый счет сформирован, но дифференцировка количества затруднена.

 При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но мотивировка ответа не чёткая.

    Составляет последовательные умозаключения, выделяет причинно-следственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа.

    Затруднено сочленение знакомых букв в слоги, иногда путает похожие по звучанию звуки или очертанию буквы. Процесс чтения формируется медленнее.

Игровая деятельность

Целевые ориентиры нормотипичного развития  к 7 годам

Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность.

Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры.

  Предпочитает групповые игры индивидуальным.

     Сформирована сюжетно-ролевая игра. Предпочитает 1-2 сюжета, любимые игры.

     Склонен к индивидуальным или парным играм.

     Сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения подражательность

Поведение

          Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам

    Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого.

      Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам.

      В оценках окружающих ориентируется на взрослых или авторитетных детей.

      Обнаруживает склонность к подражательному поведению, аффективным реакциям.

      Поведение примерно-послушное в детском саду и неустойчивое или эгоцентрическое в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи-ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто¬ящему школьному о...

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи-ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто¬ящему школьному о...

Консультация «Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)»

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что...

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью....

Консультация "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко воз...

Консультация « Возрастные особенности детей 4-5 лет»

               Консультация « Возрастные особенности детей 4-5 лет»       Задумывались ли вы о том что часто за повсед...