Нетрадиционные материалы
занимательные факты по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Редько Любовь Владимировна
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа  с  нетрадиционными  материалами  заключает  в  себе  большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует

развитию  творческого  мышления,  благотворно  влияет  на  развитие  умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к  занятиям,  снимает  усталость.  Через  интересные  формы  работы,  творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

Упражнения с камнями Марблс

Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.

Упражнение «Найдем предмет», или «Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы, отличающиеся от Марблс. Инструкция. Для упражнения понадобятся емкость, наполненная камушками Марблс, различные мелкие предметы – детали конструктора, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п. Мелкие предметы необходимо спрятать среди камушков. Задача – с открытыми глазами сначала одной, затем другой рукой отыскать среди Марблс любой, непохожий на них предмет. Усложненный вариант задания – найти игрушку с закрытыми глазами и определить, что это.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие мышления.

Инструкция. Для игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов. Педагог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.

Упражнение «Ориентация на листе бумаги»

 Цели: формирование пространственных представлений, развитие умения дифференцировать по цвету, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Инструкция. Перед каждым ребенком лежит белый лист бумаги. Педагог предлагает выполнить следующие задания:  положить в центре листа красный камень;  положить в левый верхний угол синий камень;  положить зеленый камень в правый верхний угол;  положить синий камень в правый нижний угол. Далее педагог просит кого-то из детей проговорить вслух, где лежит красный камень, зеленый и т. д.

Упражнение «Зрительная память»

Цель: развитие памяти, внимания.

Инструкция. Одному из детей педагог предлагает выложить последовательность из 4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.

Упражнение на развитие внимания

Инструкция. Воспитатель называет детям различные слова.

 Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь. Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.

Работа с цветными веревочками

Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это замечательно, поскольку в художественной деятельности заложен громадный потенциал: рисование развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; тренирует память; приучает к усидчивости и собранности; помогает укрепить руку для обучения письму; обогащает внутренний мир; помогает выражать чувства; способствует эмоциональному раскрепощению; развивает воображение, творческие способности; формирует творческий подход к жизни; развивает индивидуальность; приобщает к искусству. Кроме того, в процессе этой деятельности у детей развиваются навыки контроля и самоконтроля.

Существует много техник рисования, одна из которых – рисование веревочкой. Использование подобных нетрадиционных техник рождает у детей собственные оригинальные идеи и замыслы, развивает фантазию и креативность, является способом выражения своего «я», раскрепощает. Кроме того, подобное рисование формирует у детей понятия о цвете, длине и толщине предметов.

Для работы понадобятся обычные нитки разных цветов, листы бумаги, карандаши, клей, ножницы. Начинать работу рекомендуется с простых узоров: геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, петельки), постепенно переходя к более сложным (рыбка, мышь, заяц, сердечко, снежинка и т. п.). Сначала дети могут «обводить» веревочкой нарисованный контур, использовать только один какой-то цвет. По мере овладения данной техникой им предлагается «сочинять» свои, более сложные сюжеты, воплощать их, используя нитки разных цветов.

 Одним из упражнений в данной технике может быть рисование своего настроения. Детям предлагается выложить веревочкой круг, внутри которого нарисовать смайлик, символизирующий определенную эмоцию. Подобные задания развивают эмоциональную сферу детей, учат их прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию, оценивать свое настроение (нравится – не нравится), учат рефлексии.

Использование цветной шерсти

В последнее время все большую популярность приобретает одно из направлений арт-терапии – фелт-терапия (от англ. felt – войлок, фетр, валять шерсть), или терапия шерстью.

Шерсть – удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию: согревающую, успокаивающую, наполняющую силой через кончики пальцев, дающую живые эмоции и приятные тактильные ощущения. Этот вид творчества позволяет раскрыть свой внутренний ресурс, погасить негативные эмоции.

 Кроме того, шерсть – материал очень отзывчивый, благодарный, ее можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что она преобразуется в твоих руках. Работая с ней, всегда можно «отмотать» процесс назад – просто снять часть слоя или убрать те детали, которые не получились. Времени при этом теряется немного, но полученный опыт – бесценный.

Обучение детей работе с шерстью рекомендуется начать с простого знакомства с ней. Можно выяснить у них, что они знают о шерсти, откуда она берется. Важно при этом научить детей правильно называть данный материал, поскольку чаще всего они называют шерсть пухом. От беседы можно перейти к рассмотрению картинок с изображением овец. Часто некоторые из дошкольников задают вопрос: «Зачем убили столько овечек?». В этом случае необходимо объяснить, что овец стригут так же, как и людей, и показать картинки с изображением этого процесса.

Также очень часто дети задают вопрос, касающийся цвета шерсти: «А разве бывают красные, синие, желтые (и проч.) овечки?». В ответ показываем шерсть – немытую, неотбеленную, некрашеную, т. е. ту, которая не прошла обработку. Предлагаем ощупать, понюхать («Чем пахнет?»), найти в ней частицы трав, сора, семена растений, возможно – колючки. Объясняем, откуда все это взялось. Затем переходим к знакомству с отбеленным и окрашенным в разные цвета материалом.

На этапе знакомства с шерстью необходимо акцентировать внимание детей на том, какой это мягкий, податливый материал, теплый, согревающий (особенно если занятие проводится в зимнее время). Как он легко (или нелегко) разрывается, делится на пряди, нити, принимает различные формы. Важно спросить детей, какие ощущения, эмоции они испытывают от соприкосновения с шерстью.

 Для работы используется главным образом цветная, непряденая шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Кроме того, понадобятся плотная основа, карандаши, клей или клеевой карандаш.

Упражнение «Каракули»

Цели: знакомство с материалом, развитие фантазии, способности к рефлексии.

 Инструкция. Детям предлагается выложить шерстью понравившихся цветов любые каракули, отражающие их настроение, эмоции. По завершении работы детям предлагается рассказать, что они изобразили.

Упражнение «Мандала»

Цели: развитие эмоциональной сферы, формирование групповой сплоченности, умения взаимодействовать.

 Инструкция. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого ребенка или один общий – в зависимости от целей). Детям предлагается заполнить детали рисунка шерстью различных цветов. Усложненный вариант: предлагается выложить шерстью круг, а затем заполнить его любым рисунком, также выполненным шерстью. В зависимости от выбранных цветов можно диагностировать эмоциональное состояние детей (для интерпретации используется цветовой тест Люшера). По завершении необходимо проговорить с детьми все возникшие чувства и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация. приемы рисования с использованием нетрадиционных материалов.

приемы рисования с использованием нетрадиционных материалов...

Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности с младшими дошкольниками

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.Главная цель , задачи, классификация материалов, используемых в работе, методы и приемы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Аппликация из нетрадиционных материалов Тема: «Ежик и Зайчонок»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Аппликация из нетрадиционных материалов Тема: «Ежик и Зайчонок»Задачи: Обучающие: Закрепить знания о диких животных. Познак...

План-конспект занятия по пластилиновой живописи с использованием нетрадиционных материалов в подготовительной группе

АКВАРИУМ(пластилиновая живопись с использованием нетрадиционных материалов)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:продолжать закреплять умение составления различных композиций;продолжать закреплять умение использован...

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Ручной труд. Использование нетрадиционных материалов в совместной деятельности с детьми. Развитие творческих способностей.

Методическая разработка для совместной продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.                           ...