Консультация для педагогов Что такое оригами?
консультация по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Что такое оригами?
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторики ребенка. Взрослые с рождения дают своим малышам катать пальчиками пластмассовые или деревянные погремушки, пирамидки округлых форм разных диаметров, чтобы в движение вовлекались все пальчики.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага — доступный и универсальный материал для работы, широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании.
Хорошей тренировке движений пальцев ребенка способствует применение народных игр, потешек, сказок. Одновременно с этим решается задача возрождения интереса детей к русским народным сказкам, фольклору, праздникам, в том числе используя увлечение детей оригами.
Сегодня можно найти большое количество изданий, печатающих литературу по оригами. Они подразделяются на три категории:
1. Малой сложности — для начинающих или для маленьких читателей — дошколят.
2. Средней сложности — для широкого круга читателей (умеющих читать условные обозначения, принятые в оригами во всем мире, и складывать элементарные поделки), в том числе педагогов школьников — преподавателей математики и геометрии, преподавателей оригами в Домах творчества и т.д.
3. Повышенной сложности — для профессионалов, т.е. для людей, которые занимаются этим видом искусства давно, и простое увлечение складывания из бумаги переросло в хобби или в преподавание начинающим (вплоть до разработки авторской программы), а также к сочинению своих авторских работ.
В начале 90-х гг. XX в. за рубежом существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском зыках, однако достать такую литературу у нас в то время было сложно. Это тормозило развитие преподавания оригами в дошкольных учреждениях, школах и Домах творчества России.
Ситуация поменялась, когда начали появляться первые отечественные книги, посвященные искусству складывания, в Москве И Санкт-Петербурге возникли центры оригами. В стране все чаще стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. В короткий срок педагоги освоили технику складывания и принципы преподавания оригами, пополнив таким образом богатый ассортимент своих методических приемов, используемых при работе с детьми.
В целях повышения интереса к народной культуре все чаще в детских садах используются образы русского народного фольклора. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголков, ширм, участка детского сада или подарены в день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям и друзьям.
В оригами существуют различные стили или виды. Их легко можно различить по «почерку» — материалу и способу изготовления:
— «кирикоми оригами» или еще одно название «аэрогами» (оригами с надрезами). Могут быть выполненные из квадратов, полосок, прямоугольников;
— аппликация (или по-другому — полуобьемное оригамное панно или открытки, выполненные в технике оригами). Этот способ широко используется на занятиях по ручному труду и
конструированию педагогами ДОУ, а также учителями в школах. Из бумажных полуобьемных аппликаций создаются настоящие картины, которые составляются из отдельно сложенных бумажных деталей. Для изготовления такого панно или открытки нужны лишь качественная бумага, художественный вкус, навык в складывании и желание. Складывать детали можно из квадратов, произвольных треугольников, прямоугольников, полосок, кругов. Готовые детали приклеивают на заранее подготовленный фон по замыслу мастера оригамиста, т.е. автора;
— «работа с полосками». Широко используется в определенном кругу у оригамистов, разнообразные вариации с полосками — буквы, шары, складывание спиралей, всевозможных забавных зверушек и т.д.;
— «елочные структуры». Используются в создании различных гофрировок. Таким способом можно складывать вазы, торшеры, вазоны, веера, шляпы и т.д.;
— «спирали». Складываются из полоски таким образом, чтобы линии «долина» и «гора» чередовались и были параллельны друг другу. В результате чего получится «гармошка». Изменяя геометрию исходной заготовки, можно получать самые разные конструкции — трапеции, треугольник и т.д.;
— «гетеромодульное» (разно-модульное). Модель составляется из квадратов, сложенных по-разному. Эта техника хорошо используется в складывании животных (скелет динозавра), орнаментов, звезд и коробочек;
— «банк оригами» (искусство складывания денег). Из бумажных купюр разного номинала можно сложить разнообразные фигурки животных, насекомых, цветы т.д.;
— «оригаметрия». Обозначает область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания. Широко используется педагогами школ на уроках геометрии;
— «кусудамы». Декоративные шарообразные конструкции, которые обычно собирают из шести и более одинаковых модулей, являющиеся сторонами куба (изделие в технике оригами). «Кусури» — на японском языке означает «лекарство», «тама» — «шар» (лекарственный шар);
— «оригамная бумажная бижутерия». Броши, подвески, значки, сережки и т.д. (из прямоугольных и квадратных кусочков бумаги);
— «декоративные упаковки товаров». Грамотно упаковать подарок — это тоже искусство. К определенным торжествам можно уложить подарки в упаковку, оформленную определенным способом: из прямоугольных и квадратных кусков материи и бумаги;
— «складывание салфеток». Грамотно сервировать стол — это полдела. А вот создать гостям соответствующее настроение, произвести фурор, показать свое мастерство, сделать вечер незабываемым поможет искусство складывания всевозможных салфеток.
Этот список показывает, насколько широко и многогранно используется оригами в наше время, и, без всякого сомнения, доставляет радость, создает положительные эмоциональный настрой не только у детей, но и у взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...
Консультация для педагогов «Что такое лесенка трудового процесса»
Это магнитная доска с заранее прикрепленными на нее обозначениями этапов трудового процесса, и набор карточек с изображенными на них условными обозначениями, которыевыстраиваются в определенной послед...
Консультация для педагогов «ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?»
ФГОС - это федеральный государственный образовательный стандарт...
Консультация для педагогов " Что такое " Мнемотехника"?"
Данная консультация поможет разобраться педагогам в вопросах мнемотехники, приёмах наглядного моделирования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"...
Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?".
Активная консультация для педагогов...
Консультация для педагогов. Что такое мелкая моторика...
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна...