Применение не программируемых конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самой большой ценностью конструктора LEGO является то, что он дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, видоизменяя преобразуя ее, исходя из собственного замысла или необходимости дополнения игровой обстановки. Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев В. А. Сухомлинский
конструкторы
«Учись учиться» Комплект разработан в качестве раздаточного материала для выполнения различных задач, развития, обучения и коррекционной работы. Все задания приближены к реальности. Для их выполнения учащиеся могут задействовать свой жизненный опыт. Благодаря набору дети будут: обогащать знания окружающего мира; приобретать математические навыки; развивать языковые умения.
Простые механизмы – это набор, в комплекте которого идут 2 мини-фигурки, 204 детали и подробная инструкция с иллюстрациями. Ребёнок освоит строение механизмов, а именно: зубчатых колёс, рычагов, роликов и осей, а также принципы их работы. С LEGO Простые механизмы он сможет сконструировать 16 моделей техники, следуя инженерным чертежам. Маленькие инженеры смогут собрать 4 основных модели и 4 модели для решения практических заданий, что позволит им понять результаты эксплуатации простых и сложных механизмов.
Механические передачи – механизм, служащий для передачи и преобразования механической энергии от энергетической машины к исполнительному механизму. - зубчатая; - ременная; Зубчатая передача Ременная передача
Подъёмный кран Базовая (принципиальная) модель (ременная передача движения) Подъёмный кран
Зубчатая передача Принципиальные модели Карусель
Игры для развития ориентировки в пространстве с использованием конструктора ЛЕГО «Учись учиться»
Использование конструкторов ЛЕГО в познавательной деятельности игра «Химик» - в процессе игры ребёнок знакомится с некоторыми физическими свойствами, тренирует моторику рук, ловкость и координацию
Использование конструкторов ЛЕГО в проектной деятельности Проект «Ферма»
Применение Лего на музыкальном занятии Упражнение на звуковысотный ряд
Лего в математике Числовой ряд
Логические игры с использованием конструктора ЛЕГО
Лего лото
Лего шашки
Применение конструктора ЛЕГО в театрально – игровой деятельности Инсценировка русской народной сказки «Лисичка сестричка и Серый Волк»
Игра с мелкими деталями, входящими в наборы LEGO не только способствует развитию моторной умелости, но и стимулирует развитие активной речи, воображения, конструктивных и творческих способностей.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Применение не программируемых конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель МБДОУ «Родничок» г.Южи
Стеклова О.В.
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
развитие.
На занятиях раскрывается для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.
Наш курс занятий с детьми нацелен не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе работы с конструктором «Учись учиться» , LEGO- «Первые механизмы» дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Занятия разработаны с учётом основных дидактических принципов:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь , дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель нашей работы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы и приёмы:
- Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
- Информационно-рецептивный. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
- Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
- Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
- Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
- Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).
- Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
- Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки, находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных умений о межличностном взаимодействии в группе.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
В результате занятий на конструкторах Лего:
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Разовьются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Материально- техническое обеспечение:
Конструкторы LEGO education «Первые механизмы», «Учись учиться».
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение»,2010.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз»,2012.
6. С. И. Волкова «Конструирование», - М. «Просвещение», 2009.
7. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. «Сфера», Москва, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».
Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...
Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста
laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...
Значение и применение кукол "би-ба-бо" в работе с детьми дошкольного возраста.
Значение и применение кукол «би-ба-бо» в работе с детьми дошкольного возраста.Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности, недостаточные знания о театра...
Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...
Применение нетрадиционных техник ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста
Презентация.Воспитатель: Тимербулатова Гульназ Равилевна...
Мастер-класс для педагогов "Применение метода "6 кубиков LEGO" в работе с детьми дошкольного возраста"
Знакомство педагогов с методом ": кубиков LEGO"....