Картотека игр с конструктором "Радужные блоки" для детей младшего дошкольного возраста
картотека по конструированию, ручному труду (младшая группа)

В картотеке представлены игры с конструктором "Радужные блоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_raduzhnymi_blokami.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с  радужными блоками

для детей младшего возраста

  • Цель:познакомить детей с радужными блоками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства радужных блоков.
  • Задачи:
  • формировать представления о цвете, форме, величине предметов;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • знакомить с дидактическими играми на развитие сенсорных представлений и правилами этих игр;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать внимание, мышление, память, речь;
  • развивать навыки конструирования и моделирования;
  • развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность.

Знакомство с радужными блоками

Цель: познакомить детей с радужными блоками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства радужных блоков.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины и с разным наполнением внутри (вода, песок, шарики), кукла.

Игровое правило:

Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор блоков). Воспитатель предлагает детям рассмотреть подарок.

Совместно с детьми воспитатель рассматривает радужные блоки, ибеседует

с ними:

Какие блоки? (большие и маленькие, разной формы).

Чем наполнены внутри блоки? (водой, песком и шариками).

Сколько блоков? (много).

Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).

Воспитатель предлагает детям собрать блоки в коробку (когда поймёт, что дети наигрались) и поместит её на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время могут взять блоки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за подарок.

«Радужные блоки»

Цель: обратить внимание детей на форму предмета, цвет предмета, учить подбирать блоки одинакового цвета и одинаковой формы.

 Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. «Кто быстрее соберет блоки»

Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки?» и т. д.

Вариант 2. «Поручения»

Каждому ребенку по-очереди поручается собрать все круглые блоки, все треугольные блоки, все прямоугольные блоки и т. д.

«Найди такую же фигуру»

Цель: развивать у детей наблюдательность, внимание и память.

 Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме).

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

«Цепочка» №1

Цель: прививать детям  умение различать цвет, форму и размер.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру). Предложите ему продолжить ряд.

Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером.

«Цепочка» №2

Цель: закреплять умение различать цвет, форму и размер.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

(усложнение)

Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме  и т. д.)

Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

«Волшебный мешочек»

Цель: закрепить умение классифицировать по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма). Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

(определяем форму и величину)

1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все маленькие).

2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму и размер, не вынимая из мешка.

«Какую фигуру я загадала?»

Цель: развивать логическое мышление, речь. Закреплять умение по наводящим вопросам быстро находить блок, под которым  спрятан «клад».

 Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. Выкладываем перед ребенком 8  блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет»«Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер и форму. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Вариант 2. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять умениебыстро запоминать фигуры, а потом находить изменения. Развивать логическое мышление и внимание.

 Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Вариант 2. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).

«Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить предметы по цвету и форме.Развивать воображение, логическое мышление, речь.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

«Смешивание цветов»

Цель:расширить представление детей о разнообразии цвета.Закрепить знания о наложении цвета  для получения новых цветов и оттенков.

Оборудование: набор радужных блоков.

Игровое правило:

Какой блок наложить на красный цвет, чтобы получить оранжевый. Какой блок наложить на синий цвет, чтобы получить зелёныйи т.д.

«Домино»

Цель: упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Развивать внимание, наблюдательность, память.

 Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свойход. При отсутствии фигуры ход пропускается.

Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

«Составь изображение»

Цель:формировать представления об основных цветах, геометрических

          фигурах.Развивать зрительное восприятие, внимание, творческие способности, воображение, фантазию, навыки конструирования и моделирования.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Из радужных блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня, цветок, ракета, гриб и т.д.

«Помоги Мишке и Зайке»

           Цель:формировать представления об основных цветах,

          формах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Вариант 1.

Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у

мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили

игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

А у зайки? (Все не красные).

Вариант 2.

Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б)чтобы зайцу достались все большие;в) чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

Вариант 3.

Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).Только зайке? (Квадратные, не синие).Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

«Второй ряд»

Цель: обратить внимание детей на форму предмета, цвет предмета, учить подбирать блоки одинакового цвета и одинаковой формы.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины.

           Игровое правило:

Вариант 1.

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Вариант 2.

 Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера).

Вариант 3.

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру.

Вариант 4.

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету.

«Угадай, что звучит?»

Цель: учить различать на слух звучание радужных блоков, развивать устойчивое слуховое внимание, память, воспитывать желание играть вместе.

Оборудование: набор радужных блоков с разным наполнением внутри(вода, песок и шарики).

Игровое правило:взрослый показывает детям набор радужных блоков с разным наполнением внутри: вода, песок и шарики, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат, ещё раз называет (вода – булькает, песок – шуршит, шарики – гремят). Потом он  устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают.

«Подбери окошко»

Цель:учить детей подбирать окошки к домикам, опираясь на цвет, форму и величину. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки с изображением домов инабор радужных блоков разной величины.

Игровое правило:

Вариант 1. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий) и попросите его найти окно - блок,  по цвету домика.

Вариант 2. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной формы и попросите его найти окно - блок,  по форме домика.

Вариант 3. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной величины (большие и маленькие)  и попросите его найти окно - блок,  по размеру домика.

«Поезд»

Цель: упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Оборудование: набор радужных блоков разной величины, импровизированный поезд (из стульчиков).

Игровое правило: Воспитатель предлагает поиграть в поезд. Дети становятся друг за другом, держась за руки, идут по группе под музыку и поют песенку:

Наш поезд весёлый, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу- бежит паровоз,

Весёлых ребят покататься повёз…

Все вместе произносят: «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» и паровоз останавливается. Воспитатель спрашивает детей: «Что нужно, чтобы поехать на настоящем поезде в путешествие?» (Приобрести билеты).

Воспитатель предлагает «купить» билеты и занять места в настоящем поезде (составленном из стульчиков), согласно купленным билетам.

Билетами являются блоки, и каждое место обозначено определённым блоком. Воспитатель вместе с детьми покупает билет в кассе.Все занимают места,  раздаётся сигнал к отправлению.

Дети едут и поют песню:

Деток поезд наш везёт в лес и на полянку.

Будут дети там гулять, повстречают зайку.

Так-так, так-так, все колёсики стучат.

Игра может повторятся (меняются билеты).

«Найди и покажи»

Цель: упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: набор радужных блоков, Буратино (игрушка или картинка).

Игровое правило:

Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает помочь ему. На столе лежат  наборы  блоков. Буратино говорит, какие блоки ему нужны, а дети находят их в наборе.

Найдите, пожалуйста, не красный блок (значит, подхо​дят все блоки, кроме красного).

Не желтый.

Не синий, и т.д.

«На что похожа фигура?»

Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.


Оборудование: набор радужных блоков.  


Игровое правило:


Детям предлагаются радужные блоки разной формы. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти блоки. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти блоки. (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Найди контур»

Цель:развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Оборудование:набор радужных блоков, карточки с контурным изображением.

Игровое правило:

Детям предлагается внимательно рассмотреть карточки с контурным изображением блоков, а потом  найти среди блоков ту форму, которая совпадает с контурным изображением на карточке.

«Найди такой же»

Цель: способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина). Обогащать чувственный опыт детей.

Оборудование: набор радужных блоков.

Игровое правило:

Детям предлагается рассмотреть блоки и найти блок (круглой формы - «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка») и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста

Данное пособие могут использовать в работе педагоги  дошкольных учреждений  во время проведения непосредственно-образовательной деятельности,  во время прогулок, в процессе создания раз...

Картотека игр по ОБЖ для детей младшего дошкольного возраста

Описание игр по безопасности жизнедеятельности, игры по ПДД, по пожарной безопасности...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Применение музыкально - игровых методик способствует более успешной реализации музыкального развития детей в соответствиии с задачами программы. Все представленные музыкальные игры являются дидактичес...

Картотека гимнастики после сна для детей младшего дошкольного возраста.

Гимнастика после сна по месяцам для младших дошкольников....