Картотека игр с конструктором "Радужные блоки" для детей младшего дошкольного возраста
картотека по конструированию, ручному труду (младшая группа)
В картотеке представлены игры с конструктором "Радужные блоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_raduzhnymi_blokami.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с радужными блоками
для детей младшего возраста
- Цель:познакомить детей с радужными блоками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства радужных блоков.
- Задачи:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- знакомить с дидактическими играми на развитие сенсорных представлений и правилами этих игр;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание, мышление, память, речь;
- развивать навыки конструирования и моделирования;
- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Знакомство с радужными блоками
Цель: познакомить детей с радужными блоками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства радужных блоков.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины и с разным наполнением внутри (вода, песок, шарики), кукла.
Игровое правило:
Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор блоков). Воспитатель предлагает детям рассмотреть подарок.
Совместно с детьми воспитатель рассматривает радужные блоки, ибеседует
с ними:
Какие блоки? (большие и маленькие, разной формы).
Чем наполнены внутри блоки? (водой, песком и шариками).
Сколько блоков? (много).
Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).
Воспитатель предлагает детям собрать блоки в коробку (когда поймёт, что дети наигрались) и поместит её на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время могут взять блоки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за подарок.
«Радужные блоки»
Цель: обратить внимание детей на форму предмета, цвет предмета, учить подбирать блоки одинакового цвета и одинаковой формы.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. «Кто быстрее соберет блоки»
Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки?» и т. д.
Вариант 2. «Поручения»
Каждому ребенку по-очереди поручается собрать все круглые блоки, все треугольные блоки, все прямоугольные блоки и т. д.
«Найди такую же фигуру»
Цель: развивать у детей наблюдательность, внимание и память.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме).
Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.
Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.
«Цепочка» №1
Цель: прививать детям умение различать цвет, форму и размер.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру). Предложите ему продолжить ряд.
Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером.
«Цепочка» №2
Цель: закреплять умение различать цвет, форму и размер.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
(усложнение)
Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме и т. д.)
Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Волшебный мешочек»
Цель: закрепить умение классифицировать по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма). Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
(определяем форму и величину)
1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все маленькие).
2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму и размер, не вынимая из мешка.
«Какую фигуру я загадала?»
Цель: развивать логическое мышление, речь. Закреплять умение по наводящим вопросам быстро находить блок, под которым спрятан «клад».
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер и форму. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
Вариант 2. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
«Что изменилось?»
Цель: закреплять умениебыстро запоминать фигуры, а потом находить изменения. Развивать логическое мышление и внимание.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Вариант 2. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).
«Найди пару»
Цель: развивать умение соотносить предметы по цвету и форме.Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
«Смешивание цветов»
Цель:расширить представление детей о разнообразии цвета.Закрепить знания о наложении цвета для получения новых цветов и оттенков.
Оборудование: набор радужных блоков.
Игровое правило:
Какой блок наложить на красный цвет, чтобы получить оранжевый. Какой блок наложить на синий цвет, чтобы получить зелёныйи т.д.
«Домино»
Цель: упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свойход. При отсутствии фигуры ход пропускается.
Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
«Составь изображение»
Цель:формировать представления об основных цветах, геометрических
фигурах.Развивать зрительное восприятие, внимание, творческие способности, воображение, фантазию, навыки конструирования и моделирования.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Из радужных блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня, цветок, ракета, гриб и т.д.
«Помоги Мишке и Зайке»
Цель:формировать представления об основных цветах,
формах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Вариант 1.
Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у
мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили
игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
А у зайки? (Все не красные).
Вариант 2.
Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б)чтобы зайцу достались все большие;в) чтобы зайцу достались все желтые и т. д.
Вариант 3.
Более сложный вариант этой игры:
Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).Только зайке? (Квадратные, не синие).Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
«Второй ряд»
Цель: обратить внимание детей на форму предмета, цвет предмета, учить подбирать блоки одинакового цвета и одинаковой формы.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1.
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
Вариант 2.
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера).
Вариант 3.
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру.
Вариант 4.
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету.
«Угадай, что звучит?»
Цель: учить различать на слух звучание радужных блоков, развивать устойчивое слуховое внимание, память, воспитывать желание играть вместе.
Оборудование: набор радужных блоков с разным наполнением внутри(вода, песок и шарики).
Игровое правило:взрослый показывает детям набор радужных блоков с разным наполнением внутри: вода, песок и шарики, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат, ещё раз называет (вода – булькает, песок – шуршит, шарики – гремят). Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают.
«Подбери окошко»
Цель:учить детей подбирать окошки к домикам, опираясь на цвет, форму и величину. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: карточки с изображением домов инабор радужных блоков разной величины.
Игровое правило:
Вариант 1. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий) и попросите его найти окно - блок, по цвету домика.
Вариант 2. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной формы и попросите его найти окно - блок, по форме домика.
Вариант 3. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной величины (большие и маленькие) и попросите его найти окно - блок, по размеру домика.
«Поезд»
Цель: упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Оборудование: набор радужных блоков разной величины, импровизированный поезд (из стульчиков).
Игровое правило: Воспитатель предлагает поиграть в поезд. Дети становятся друг за другом, держась за руки, идут по группе под музыку и поют песенку:
Наш поезд весёлый, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу- бежит паровоз,
Весёлых ребят покататься повёз…
Все вместе произносят: «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» и паровоз останавливается. Воспитатель спрашивает детей: «Что нужно, чтобы поехать на настоящем поезде в путешествие?» (Приобрести билеты).
Воспитатель предлагает «купить» билеты и занять места в настоящем поезде (составленном из стульчиков), согласно купленным билетам.
Билетами являются блоки, и каждое место обозначено определённым блоком. Воспитатель вместе с детьми покупает билет в кассе.Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению.
Дети едут и поют песню:
Деток поезд наш везёт в лес и на полянку.
Будут дети там гулять, повстречают зайку.
Так-так, так-так, все колёсики стучат.
Игра может повторятся (меняются билеты).
«Найди и покажи»
Цель: упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: набор радужных блоков, Буратино (игрушка или картинка).
Игровое правило:
Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает помочь ему. На столе лежат наборы блоков. Буратино говорит, какие блоки ему нужны, а дети находят их в наборе.
Найдите, пожалуйста, не красный блок (значит, подходят все блоки, кроме красного).
Не желтый.
Не синий, и т.д.
«На что похожа фигура?»
Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: набор радужных блоков.
Игровое правило:
Детям предлагаются радужные блоки разной формы. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти блоки. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти блоки. (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Найди контур»
Цель:развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
Оборудование:набор радужных блоков, карточки с контурным изображением.
Игровое правило:
Детям предлагается внимательно рассмотреть карточки с контурным изображением блоков, а потом найти среди блоков ту форму, которая совпадает с контурным изображением на карточке.
«Найди такой же»
Цель: способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина). Обогащать чувственный опыт детей.
Оборудование: набор радужных блоков.
Игровое правило:
Детям предлагается рассмотреть блоки и найти блок (круглой формы - «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка») и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....
Картотека игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста
Данное пособие могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений во время проведения непосредственно-образовательной деятельности, во время прогулок, в процессе создания раз...
Картотека игр по ОБЖ для детей младшего дошкольного возраста
Описание игр по безопасности жизнедеятельности, игры по ПДД, по пожарной безопасности...
Картотека опытно - экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
Применение музыкально - игровых методик способствует более успешной реализации музыкального развития детей в соответствиии с задачами программы. Все представленные музыкальные игры являются дидактичес...
Картотека гимнастики после сна для детей младшего дошкольного возраста.
Гимнастика после сна по месяцам для младших дошкольников....