Развитие изобразительного творчества детей 6-7 лет в конструировании из природного материала.
консультация по конструированию, ручному труду

Рябова Ольга Александровна

На занятиях по ручному труду из природного материала у детей развиваются творческое воображение, глазомер, изобретательность, умение целесообразно и бережно использовать дары природы; проявляются трудолюбие, усидчивость. Дошкольники учатся самостоятельно планировать и соотносить отдельные детали поделки, подбирать материал для игрушки-самоделки, знакомятся со свойствами природного материала, а главное – у них пробуждается интерес к природе, появляется бережное отношение к ней .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_izobrazitelnogo_tvorchestva_detey_6.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие изобразительного творчества детей 6-7 лет в конструировании из природного материала

Методика организации педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием природного материала основывается на принципах систематичности, последовательности и доступности.

Качество изготовления поделок дошкольников зависит от:

- содержания методического руководства педагога;

- уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умение анализировать образец, планировать этапы работы над поделкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. п.);

- степени сформированности у ребенка конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

- развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь, взаимовыручка .

Для поделок необходимо подбирать такой природный материал, в котором учитывалась бы форма, цвет, фактура. Все это должно находиться в соответствии с общим замыслом. Например, показывая детям причудливую ветку, педагог спрашивает: «На что эта ветка похожа? Что она вам напоминает?». При сборе шишек в лесу или парке педагог объясняет детям, что они пригодятся для изготовления туловища рыбки, а раскрывшиеся сосновые шишки – для туловища цапли. В уголках ручного труда, где находится различный материал (картон, клей, нитки, коробки, проволока, природный материал), дети под руководством педагога занимаются подготовкой его к занятиям .

В деятельности ребенка нельзя использовать материал, который может нанести ему травму, угрожать здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц). Поделки из природного материала не рекомендуется окрашивать (он и так достаточно красив), сочетать в работе с ним другие виды материалов (пластилин, ткани, бумагу, проволоку и т. д.). Для работы с природным материалом каждому ребенку необходимо иметь дощечку, клейстер или ПВА, салфетку, кисточку, заостренную палочку (стеку), ножницы. А педагогу нужен перочинный нож, шило круглое и граненое, ручная дрель для сложных соединений в работе.

На занятиях по ручному труду из природного материала у детей развиваются творческое воображение, глазомер, изобретательность, умение целесообразно и бережно использовать дары природы; проявляются трудолюбие, усидчивость. Дошкольники учатся самостоятельно планировать и соотносить отдельные детали поделки, подбирать материал для игрушки-самоделки, знакомятся со свойствами природного материала, а главное – у них пробуждается интерес к природе, появляется бережное отношение к ней .

В процессе обучения педагог реже использует образец поделки, а если дает его, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используются фотографии, рисунки; предлагает преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу. Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения, при этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа.

Организуя содержание работы по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей 6-7 лет, сформированный на таких занятиях как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на умственную деятельность и эстетические чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают любовь к родной природе. Так, например, для изображения головы человека, птицы или животного подойдет скорлупа орехов, маковые головки, желуди, недозревшие лесные орехи. Волосы можно сделать их пуха, чертополоха, мочала, спитого чая. Выразительные глаза получаются из семян укропа, щавеля, гороха. Руки и ноги человечков могут быть сделаны из веточек от деревьев и кустарников, корневищ редиса и др. Для деталей одежды подойдет береста, листья, засушенные цветы, лепестки (тюльпанов, мальвы), солома, спитый чай (высушить и обклеить поделку), шелуха лука, чеснока, чешуя от шишек. Смешная обувь получается из шляпок желудей, мелких сосновых шишек, семян тыквы, арбуза, подсолнуха, шелухи земляного ореха, ракушек.

Для оформления поделок можно использовать перья птиц (их необходимо вымыть, ошпарить, высушить, затем положить в целлофановый мешок, наполнить воздухом и ударить о край стола - они распушатся). Основаниями, на которые устанавливаются поделки, могут быть древесные грибы (их кипятят и высушивают), высушенные апельсиновые корки, спилы различных пород деревьев, древесная кора, корневища, веточки замысловатой формы. Основание украшают разнообразным мхом, который засушивают и хранят в темном месте, чтобы он не терял своего цвета, а также веточками, засушенными растениями .

Во время экскурсии в природу весной и осенью можно организовать наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, объяснить детям ее оздоровительную и эстетическую цель. На глазах у детей педагог делает 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т.п.), вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. Беседуя с детьми, педагог побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию, а именно учит детей всматриваться в семена, шишки, коряги и видеть в них забавных человечков, животных, птиц, насекомых. После экскурсии педагогу желательно провести беседу.

Декоративные травы собирают в конце лета и осенью, когда они приобретут золотистый цвет и окрепнут. Срезанные растения подвешивают пучками за стебли (вниз ветками) и высушивают вдали от отопления и яркого света. В композициях из природного материала особенно красиво смотрятся горец, лук декоративный, бессмертник, декоративный лен, туя, зонты борщевика, ковыль, мелкие камыши, веточки ели, сосны, кипариса, можжевельника, лиственницы, липы, березы. Из этих растений также составляют зимние букеты.

На экскурсии детям можно рассказать, что Родина богата лесами, в них растут разнообразные породы деревьев, многие из которых используют в народном хозяйстве. Спиленные деревья сплавляют по воде, перевозят по железной дороге, они идут на переработку древесины. А из древесины строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям. Но вырастить дерево непросто: для этого требуется много лет. Значит, лес нужно беречь, защищать от пожаров, сажать новые деревья .

Во время наблюдений, прогулок, экскурсий детей учат собирать различный природный материал: шишки, семена, желуди, каштаны, причудливые веточки и корешки, листья, мох и другие. Педагог учит собирать его так, чтобы не нанести природе ущерб, так, например, береста снимается с поваленных деревьев, веточки подбираются сухие, листья, семена опавшие.

В осеннее и летнее время педагог учит детей по образцу и показу изготавливать отдельные простые, но выразительные фигурки из природного материала (рыбка, цапля, поросенок). Дети овладевают навыками соединения отдельных частей при помощи клея .

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по  конструированию, так и во время самостоятельной художественно-творческой деятельности. Использование одних и тех же материалов (бумаги, семян и плодов растений, коробок и катушек), инструментов, наличие одинаковых действий (склеивания, складывания и т. д.) во многом сближает конструирование и ручной труд. А. П. Усова считала, что каждый из этих видов детской деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает незаменимое влияние на личность ребенка .

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься их изготовлением и в других видах деятельности. Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по декоративной лепке. С интересом дети делают аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

На занятиях по конструированию педагог, прежде всего, формирует у детей навыки работы с различными материалами, общие способы создания поделки (по образцу, чертежу, выкройке). На каждом занятии предусматривается усложнение технических и конструктивных навыков.

Ребенок в процессе ручного труда ощущает себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Этому способствуют и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной поделки (например, композиции). Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого. И если педагог покажет им преимущества коллективного труда, дети будут с большим интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать друг другу ради общего дела.

Взаимосвязь между занятиями по конструированию и ручному труду возможно обеспечить на основе выполнения следующих требований:

- на каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе с каждым видом материала, создавать «ближайшие перспективы» применения получаемых на занятии умений и знаний;

- четко ставить перед детьми учебные и познавательные задачи, оценивать результаты с позиций успешности их решения;

- при определении содержания поделок вне занятия предусматривать использование тех умений и знаний, которые были получены на занятии;

- обеспечить участие каждого ребенка в изготовлении поделок вне занятия;

- в каждом трудовом процессе предусматривать усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с выполняемой на занятии);

- каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и иметь конкретное практическое применение;

- на занятии по конструированию и в ручном труде применять специфические, вызываемые особенностями этих видов деятельности, педагогические приемы.

Перед старшими дошкольниками педагог может ставить как бы две задачи: учебно-познавательную и практическую. Например: «Сегодня мы будем делать вот такой нарядный фонарик (показывает). Чтобы он получился красивым надо научиться делить полоску бумаги на 4 части, четко проглаживая сгибы». В приведенном примере педагог не только раскрывает практическую задачу, содержания деятельности («сделаем нарядный фонарик»), но и подчеркивает, чему надо научиться, чтобы игрушка получилась прочной, аккуратной, красивой .

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки из природного материала достигается при помощи пластилина. Пластилин используется в основном для временного скрепления деталей. Пластилин для соединения частей игрушки используют тогда, когда у детей еще не выработался навык работы с природным материалом. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки - склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения, затем обе смазанные части прикладывают одну к другой и 8-10 секунд прижимают друг к другу, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания.

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек, для чего потребуется шило. Однако с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет педагог. Дети, которым можно доверить инструмент, выполняют работу только под контролем взрослого. Детали можно соединять и нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломой).

Прикрепление готовых игрушек к подставке осуществляют способом приклеивания (клеем, реже пластилином, в основном на начальном этапе работы).

Лакировку делают для того, чтобы игрушка выглядела привлекательнее и была прочной. С этой целью поверхность игрушки аккуратно и равномерно покрывают бесцветным лаком. Покрытые лаком игрушки становятся значительнее прочнее и не разрушаются во время игры. Лакировку игрушек делает педагог. Для окраски некоторых деталей изготавливаемой игрушки пользуются гуашевыми красками в специальных наборах.

У дошкольников 6-7 лет возрастает интерес к художественной деятельности, она становится более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, с педагогом. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовывать, т. е. образуются простейшие элементы учебной деятельности. Если в предыдущей группе у детей только намечалось стремление научиться, в данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Это выражается в возрастании интереса к конструкторской деятельности, когда ребенок стремится научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует, запоминает .

Достаточно важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в предыдущей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Можно педагогу вначале выяснить, как дети в группе относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Одновременно следует побуждать интерес дошкольников к природному материалу, желание действовать с ним, учить видеть в знакомых его формах новые сочетания.

Большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием создают дошкольники  конструкции и затем используют их, например, в театрализованной деятельности. Игрушки из природного материала тоже могут быть использованы для настольного театра.

Игрушки из природного материала довольно хрупки, легко разрушаются, особенно при неосторожном обращении с ними. Хранить их рекомендуется в застекленных полках на уровне глаз ребенка. Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Общение с теми, для кого работа выполняется, практическое применение поделок, сотрудничество педагога с детьми, признание результатов детского труда, создание «общественного мнения» о проделанной работе – все это способствует формированию стремления принять участие в ручном труде, творческого отношения к нему, обогащения детских взаимоотношений.

Таким образом, развитие изобразительного творчества детей 6-7 лет в конструировании из природного материала обладает исключительной способностью развивать творческое воображение, фантазию, активность и инициативу ребенка. Предложенное коллективное задание объединяет и сближает детский коллектив на основе общих переживаний прекрасного в творческих занятиях. Восприятие природного материала и в особенности творческая деятельность раскрывают ребенка перед коллективом с его позитивными чувствами, интересами и творческими возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

«Два мира есть у человека: один, который нас творил, Другой, который мы от века творим по мере наших»           ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок из природного материала

Уважаемые родители!Рекомендую вашему вниманию материал для совместной деятельности с детьми.Работа с природным материалом влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Возможность сближения ребенк...

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, пр...

Задачи развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Здесь я помещаю свои размышления о подходах к преподаванию изобразительного искусства дошкольникам....

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

В материале представлена система работы по приобщению  детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала....

педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»

Данная работа предусматривает обобщение опыта по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса дошкольников...